Создание советского государственного аппарата в 1917-1918 гг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание советского государственного аппарата в 1917-1918 гг.



Вопрос

Создание советского государственного аппарата в 1917-1918 гг.

 

Советское государство и право родилось отнюдь не случайно. Причиной его возникновения в первую очередь стала Великая Октябрьская социалистическая революция.

Революция в свою очередь была вызвана определенными объективными и субъективными причинами. Прежде всего, следует отметить классовые противоречия, обострившиеся в 1917 г. Среди них выделяются антагонизмы, присущие любому буржуазному обществу, - между трудом и капиталом.

Пожалуй, еще острее развивались конфликты в деревне. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены реформой 1861 г.

С самого начала XX в. в деревне обострилось и новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Особое значение в числе предпосылок революции имела мировая война. К 1917 г. подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, жаждала быстрейшего заключения мира. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за продолжение войны до победного конца.

Однако война имела и другие последствия. Прежде всего она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного, психологического барьера, запрещающего человеку убивать других людей. Наконец, еще одной объективной предпосылкой революции была слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Одновременно с падением авторитета Временного правительства росли влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал.

Наряду с объективными важное значение имели и определенные субъективные факторы. Среди них - широкая популярность в обществе социалистических идей.

Другим субъективным фактором явилось существование в России партии, готовой повести массы на революцию, - большевистской. Эта партия не самая большая по численности (эсеров было больше), тем не менее была наиболее организованной и целеустремленной. Руководство партии чутко следило за обстановкой, своевременно реагировало на настроения масс, оперативно выдвигало злободневные лозунги, порой не стесняясь перехватывать наиболее актуальные у своих политических противников. В то же время в партийной программе большевиков были отражены с самого начала фундаментальные принципы, которые не могли не привлечь рабочих и крестьян на ее сторону: фабрики - рабочим, земля - крестьянам, свобода - нерусским народам. Наконец, важным субъективным фактором было наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, - Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Октябрьское вооруженное восстание одержало победу в Петрограде с большой легкостью и почти бескровно именно в результате сочетания всех названных факторов. Его результатом явилось возникновение Советского государства, юридически оформленное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, занимающим поэтому совершенно особое место в истории нашей Родины.

 

Вопрос

II Всероссийский Съезд Советов.

Партия большевиков, выдвигая злободневные лозунги, добилась усиления влияния в массах. Быстро росли ее ряды. В сложившихся условиях В.И. Ленин (1870-1924) считал, что назревает момент подготовки и проведения вооруженного восстания. Этот вопрос обсуждался на заседаниях ЦК РСДРП(б) 10 и 16 октября 1917 г. Петроградским Советом был создан Военно-революционный комитет, который превратился в штаб подготовки восстания. Вооруженное восстание началось 24 октября 1917 г.

Революционно настроенные солдаты и матросы, рабочие-красногвардейцы 24 и 25 октября захватывают телеграф, мосты, вокзалы, телефонную станцию, здание главного штаба. В Зимнем Дворце было арестовано Временное правительство (кроме Керенского, который до этого выехал за подкреплением). Восстанием из Смольного руководил В.И. Ленин.

II Вссероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов открылся 25 октября (7 ноября) в 10 ч 40 мин вечера, в разгар Октябрьского вооружённого восстания, в котором приняли участие многие делегаты, прибывшие с мест. На съезде было представлено 402 Совета. Делегаты выражали волю трудящихся всех народов многонациональной России.

По данным бюро всех фракций, к открытию съезда насчитывалось 649 делегатов.

В президиум съезда вошли от РСДРП (б) 14 делегатов во главе с В. И. Лениным, который находился здесь же в Смольном и руководил завершающими операциями восстания, на первом заседании не присутствовал. Первое заседание началось с прений по вопросу о полномочиях съезда. Меньшевики и правые эсеры, бундовцы и другие, огласив декларации протеста «против военного заговора и захвата власти», покинули съезд. Бурей оваций встретил съезд сообщение о взятии Зимнего дворца и аресте Временного правительства. Приступив к рассмотрению вопроса о власти, съезд в 5 ч утра подавляющим большинством делегатов (при 2 против и 12 воздержавшихся) принял написанное В. И. Лениным и зачитанное А. В. Луначарским обращение к «Рабочим, солдатам и крестьянам!». В нём говорилось, что съезд берёт власть в свои руки, а на местах вся власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок.

Второе заседание началось 26 октября в 9 ч вечера. По двум основным вопросам повестки дня — о мире и о земле — выступил В. И. Ленин. Он зачитал написанный им Декрет о мире. Декрет был принят съездом единогласно. В 2 ч ночи съезд принял большинством делегатов (при 1 против и 8 воздержавшихся) написанный и зачитанный В. И. Лениным Декрет о земле. Подавляющим большинством голосов в 4 ч утра съезд принял постановление об организации власти, предложенное большевиками. Съезд избрал новый состав ВЦИК в количестве 101 члена, в их числе 62 большевика, 29 левых эсеров и др. Управление страной съезд возложил на СНК, в состав которого из-за отказа левых эсеров вошли только большевики. Председателем СНК был избран В. И. Ленин. На втором заседании съезда были приняты также постановления: о переходе власти на местах к Советам; об освобождении арестованных членов земельного комитетов; об отмене смертной казни на фронте; о немедленном аресте главы бывшего Временного буржуазного правительства А. Ф. Керенского; о борьбе с контрреволюционными выступлениями; об образовании в армии временных революционных комитетов. Утром 27 октября съезд закончил работу. Съезд знаменовал собой историческую победу социалистической революции в России, положил начало образованию Республики Советов.

 

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Конституция РСФСР 1918 г.

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя.

Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства.

30 марта 1918 г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я.М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного Закона. Я.М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов

19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в Наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного Закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов.3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них.

Источники конституции:

1)Акты всероссийских сьездов Советов(Декреты о мире и земле, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа)

2)Акты конституционного значения,принятые ВЦИК(Декрет о роспуске Учредительного собрания, о флаге Рос. Республики)

3)Акты конституционного значения принятые ВЦИК вместе с СНК (Декрет о свободе совести)

Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав,90 статей

1 раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (1-4 глава)

2 раздел- Общие положения(5 глава)

3 раздел – Конструкция советской власти

4 – Активное и пассивное избирательное право

5- Бюджетное право

6 – О гербе и флаге РСФСР

Введено название государства – РСФСР(Рос, социалист федерат советская респ)

Политической основой государства определяется система советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть принадлежала рабочему населению страны, объединенному в советы. Государственное Устройство носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал правительство РСФСР - Совет Народных Комисаров, состоявший из народных камиссаров, возгловлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог остановить любое из них. Всего образовывалось 18 народных комиссариатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов. В городах и в селениях формировались городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заклю­чение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизвод­ства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всерос­сийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Кон­ституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКиСНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Сове­там предоставлялись широкие полномочия по реализации их

компетенции. Этот принцип получил наименование демократического централизма.

 

 

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Судебная реформа 1922 г

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Развитие советской Федерации. Образование Союза Советских Социалистических Республик.

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики.

Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма.

Процесс преобразования федеративных отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможны только в условиях объединения разрозненных национальных районов.

Но новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу.

Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и единогласно принят проект, разработанный И.В. Сталиным, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект "автономизации" союзных республик. Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.

В ноябре Политбюро ЦК РКП(б) одобрило "Основные пункты Конституции СССР", на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы. В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.

В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

Конституция СССР 1924 г.

Создание Советского Союза завершилось принятием Конституции.

Источники Конституции: 1)Акты Всероссийских Съездов Советов(Декреты о мире и земле, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа) 2)Акты конституционного значения ( Декрет о роспуске Учредительного Собрания, о флаге) 3)Акты Конституционного значения принятые ВЦИК вместе с СНК 4) Конституционные акты принятые СНК(Декрет о свободе совести)

24 февраля 1923 г. ЦК РКП(б) создал комиссию по выработке проекта Конституции СССР. Основная работа над ним развернулась, однако, после XII съезда РКП(б) (апрель 1923 г.). 27 апреля Президиум ЦИК Союза решил создать Расширенную комиссию в составе 25 человек из представителей ЦИК союзных республик. Ее председателем был избран М.И. Калинин. Работе Расширенной комиссии предшествовало обсуждение проекта Конституции в комиссии ЦК РКП(б), решения которой имели принципиальное значение и определили во многом ход работы Расширенной комиссии ЦИК СССР. Первое ее заседание открылось 8 июня 1923 г.

Было представлено два проекта: разработанный комиссией ЦИК Союза, существовавшей до создания Расширенной комиссии, и проект Конституционной комиссии УССР, заметно отличавшийся от первого. Так как большинство пунктов первого проекта было только что обсуждено комиссией ЦК, то на заседании комиссии ЦИК никто, в том числе и представители УССР, не настаивали на рассмотрении украинского варианта.

Пленарные заседания Комиссии ЦИК проходили 8 - 16 июня 1923 г. В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения. Пленум ЦК РКП(б) 26 - 27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и принял по нему развернутое решение. В конце июня - начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден на специальных сессиях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввел ее в действие. Одновременно ЦИК решил внести текст Конституции на окончательное утверждение II съезда Советов СССР. Накануне этого съезда, состоявшегося в январе 1924 г. и окончательно утвердившего Основной Закон Союза, прошли съезды Советов союзных республик, ратифицировавшие его.

Конституция СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой Союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов.

Советский Союз был конституирован как федеративное государство. В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов - союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности. Конституция состояла из 2ух разделов: Декларация образования СССР и Договор об образовании СССР.

Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, в общесоюзную компетенцию входят некоторые вопросы регулирования межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.

Конституция включает в компетенцию Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза ССР в сфере международных отношений - политических и экономических.

Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.

Хозяйственное объединение республик по объему отличалось от военного и дипломатического. Если в сферах военной и внешних сношений республики передавали Союзу все свои права, то в области экономической этого не произошло. То и другое явилось отражением воли республик, образовавших Советский Союз.

Основной Закон отнес к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Конституция закрепила за Союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Но большое внимание Основной Закон уделяет и гарантиям прав членов Союза - союзных республик.

Основной Закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции Российской Федерации, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7 Конституции).

Конституция СССР 1936 г.

Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения прежде всего в конституционном законодательстве. Оно должно было стать адекватным провозглашенной победе социализма, т.е. отражать господство общественных форм собственности, планового хозяйства. Реальные достижения - ликвидация безработицы, расширение системы образования - делали возможным закрепление в Конституции новых прав граждан - права на труд, права на образование и др. 30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло вопрос о Конституции Союза ССР на рассмотрение Пленума Центрального Комитета партии. Пленум решил внести на обсуждение VII Всесоюзного съезда Советов предложение о необходимости изменения Конституции Союза ССР в соответствии с коренными преобразованиями, происшедшими в стране. Съезд Советов, рассмотрев вопрос, принял 6 февраля 1935 г. соответствующее Постановление, обязав ЦИК избрать Конституционную комиссию, которой поручить переработку текста Конституции.

7 февраля 1935 г. ЦИК СССР образовал такую комиссию в составе 31 человека под председательством Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина. Было создано 12 подкомиссий, работа которых продолжалась до конца 1935 г.

Она не стала перерабатывать текст прежней Конституции, а создала совершенно новый проект. 1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) одобрил этот проект и ввиду особой важности вопроса счел необходимым созыв Всесоюзного съезда Советов для его утверждения. 11 июня 1936 г. Президиум ЦИК СССР одобрил проект Конституции для всенародного обсуждения.

Обсуждение проекта Конституции СССР, опубликованного 12 июня 1936 г., происходило на многочисленных собраниях трудящихся, на пленумах партийных комитетов, съездах Советов, заседаниях исполкомов, в секциях и комиссиях, в депутатских группах, на страницах печати и в других формах. В октябре - ноябре 1936 г. всюду прошли районные, областные, краевые и республиканские чрезвычайные съезды Советов. Всего в нем, по неполным данным, приняло участие более 50 млн. человек.

С учетом предложений, выдвигавшихся трудящимися, в текст Конституции было внесено 43 поправки, касавшиеся 36 из 146 статей проекта. 5 декабря 1936 г. Съезд Советов единогласно утвердил новый Основной Закон СССР.

К марту 1937 г. были приняты новые основные законы союзных республик. По своему содержанию республиканские конституции полностью соответствовали Конституции Союза ССР, конкретизировали и развивали ее положения.

Основной Закон 1936 г. ясно и полно определил экономическую основу СССР, которую составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах.

Специальная глава под названием "Государственное устройство" была посвящена организации государственного единства. В ней закреплялся статус СССР как единого союзного государства, определялась его компетенция. Вместе с тем подтверждался суверенитет союзных республик.

Конституция СССР 1936 г., как уже отмечалось, закрепила новую избирательную систему.

Если прежде избирательное право было всеобщим только для трудящихся, то теперь классовые ограничения были сняты. Лишались избирательных прав только две категории граждан: умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав. Число участвующих в выборах приближалось к 100%, на обеспечение возможно более полной явки избирателей для голосования были направлены все усилия партийных, комсомольских, профсоюзных органов. В новом избирательном праве исчезло прежнее неравенство городских и сельских избирателей. Теперь нормы представительства стали едиными для всех граждан.

Отпала и прежняя многостепенность выборов. Теперь во все представительные органы от сельсовета до Верховного Совета СССР выборы проводились непосредственно избирателями. Серьезно укреплял демократизм выборов переход к тайному голосованию. Был изменен и принцип организации выборов. На смену прежнему производственно-территориальному принципу пришел новый, чисто территориальный, т.е. голосование стало проводиться не на предприятиях, не по месту работы, а только по месту жительства. Начиная с первых выборов в Верховный Совет СССР, проведенных в 1937 г., избирательные кампании стали проводиться как праздник, с большой торжественностью и парадностью.

Причины распада СССР

В литературе выдвинуто немало гипотез о причинах распада СССР. Можно встретить ссылки на случайность произошедшего. Дескать, были бы у генерального секретаря Ю. В. Андропова здоровые почки, не было бы всей цепи событий, которая привела к распаду страны. Союз можно было сохранить и в том случае, если бы между Б. Н. Ельциным и М. С. Горбачевым не возникло личной неприязни, роковым образом сказавшейся на судьбе СССР.

Куда как больше имеется авторов, усматривающих в распаде проявление некоей закономерности. На всеобщность претендует объяснение с опорой на так называемый закон энергетической неэффективности больших государств, согласно которому не только распался СССР, но идет распад России, распадутся США, Канада, Китай, Австралия. В статьях историков получает развитие идея, что распад Союза ССР закономерен и объективен.

А. Н. Сахаров успокаивает сограждан: «Происходит то, что и должно происходить... Россия просто проходит со значительным запозданием те же цивилизационные ступени эволюции, что и другие развитые страны». Дескать, цивилизационное развитие и политическая жизнь 60—70-х годов практически подготовили распад Союза, и тут уж ничего не поделаешь. Согласно такому подходу, СССР, как и советский социальный строй, рухнул в силу своей внутренней несостоятельности, он изжил себя сам по себе, будто советские люди сами (на своем жизненном опыте) пришли к мысли о необходимости отказа и от своего “имперского” государства, и от социализма; СССР саморазрушился. А. О. Чубарьян представляет распад СССР результатом «с одной стороны, роста национального самосознания, с другой — краха тех методов, с помощью которых создавался и жил СССР».

Вина за распад Союза ССР нередко почти полностью перекладывается на Запад. Что при помощи таких деятелей, как Хрущев и Горбачев, проводилась политика, в угоду США, Англии и др. Я не считаю себя приверженцем различных теорий заговоров против России. Хотя я не однократно слышала о масонах, о кланах семей банкиров типа Ротшильда и т.д. Но как говорится, с фактами не поспоришь…

К нашим дням стали известны детали целого ряда проектов, разработанных в США и направленных на уничтожение СССР, расчленение его территории, уничтожение русского народа.

Так, А. Даллес (директор ЦРУ в 1953—1961 гг.) еще в конце второй мировой войны предложил план послевоенной борьбы с СССР, в ходе которой «эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания». В основе этого и всех последующих планов ведения “холодной войны” против СССР лежала установка «взорвать Советский Союз изнутри с помощью подрывных средств и разложения» и старых, как мир, приемов натравливания одних народов на другие.

18 августа 1948 г. Совет национальной безопасности США утвердил директиву «Цели США в отношении России», направленную на свержение советской власти и декоммунизацию страны силами «любых местных властей, которые придут на смену советской власти». В начале 1953 г. конгресс США принял предложенную президентом Эйзенхауэром резолюцию, в которой выражалась надежда на то, что «народы, находящиеся под господством советского деспотизма, должны будут вновь обрести права самоопределения».

9 июля 1959 г. конгрессом США была принята резолюция о порабощенных нациях. В ней утверждалось, что «с 1918 г. империалистическая агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет зловещую угрозу для безопасности Соединенных Штатов и всех свободных народов мира». Резолюция требовала освобождения и возвращения независимости целому ряду стран и народов, в том числе Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, Континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Тибета, Туркестана, Северного Вьетнама и других. Было постановлено ежегодно отмечать в США третью неделю июля как «Неделю порабощенных наций» до тех пор, пока «не будет достигнута свобода и независимость для всех плененных наций мира» .

Не является тайной и «Доктрина освобождения», принятая администрацией Дж. Буша в 1989 г. и преследовавшая цель демонтажа «советской империи». Доктрина ставила задачи поэтапного отторжения четырех кругов государств «империи»: Индокитая и стран социалистической ориентации (4-й круг), восточно-европейских стран и Кубы (3-й круг), союзных республик СССР (2-й круг), республик и регионов собственно усеченной России (1-й круг).

Известен целый ряд откровенных признаний виднейших американских государственных и общественных деятелей, утверждающих, что «победа США в холодной войне была результатом целенаправленной, планомерной и многосторонней стратегии США, направленной на сокрушение Советского Союза». В частности, Дж. Вулси во время сенатских слушаний при утверждении его директором ЦРУ сказал о бывшем Союзе ССР: «Да, это мы прикончили Гигантского Дракона».

Президент США Дж. Буш после развала Союза заявил, что это «наша победа, победа ЦРУ». Б. Скаукрофт (советник Буша по национальной безопасности) не мог не сообщить всему миру, что его “первой реакцией на окончательный спуск советского флага над Кремлем было чувство гордости за ту роль, которую мы сыграли в достижении этого. «Мы упорно работали над тем, чтобы продвинуть Советский Союз в этом направлении…» Ныне в США открыто заявляют, что не только распад СССР, но расчленение России пойдет «на пользу» не только ей самой, но и Соединенным Штатам. В таком случае в американских руках оказались бы «эффективные рычаги давления». Имея дело с индивидуальными государствами внутри бывшей России, «США могли бы натравливать их друг на друга». И уж во всяком случае США имели больше власти над такими государствами «уже хотя бы благодаря своим явно превосходящим масштабам». Государственный секретарь США через российскую прессу объявляет, что задача США «состоит в том — поскольку это в наших (т. е. американских) интересах, — чтобы управлять последствиями распада советской империи” и, конечно же, исключительно в целях «помочь России добиться процветания». Заместитель государственного секретаря США всерьез пытается утверждать, что интересы русских, которые сегодня находятся вне России, заключаются только в том, чтобы «быть полноправными гражданами в своей новоприобретенной родине». Призывы к воссоединению русского народа в едином государстве, по его определению, есть не что иное, как «маниакальный великодержавный шовинизм», представляющий большую угрозу будущему России, чем сепаратизм «этнических меньшинств — чеченцев, татар, якутов, чукчей, калмыков, осетин и мордвы».



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.021 с.)