Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в праве в период Великой Отечественной войны.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Советское право в целом не претерпело во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила внести в него определенные конкретные коррективы. Гражданское и хозяйственное право. Некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности - ведущей формы собственности в СССР. Где бы и в чьем бы ведении ни находилось то или иное государственное имущество, государство всегда могло использовать его для своих потребностей. Чтобы увеличить выпуск военной продукции, перебазировать промышленность на восток, а позже и восстановить предприятия на освобожденной территории, приходилось широко прибегать к перераспределению основных фондов. Расширение прав хозяйственных наркоматов, проведенное уже в начале войны, позволило упростить порядок передачи предприятий, сократить количество участвующих в ней инстанций. Расширялись права норкоматов СССР. Они получили права самостоятельно распределять имущество государства по территориям. Четко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Не забывались и гражданско-правовые методы защиты прав и законных интересов советских граждан. Такие чрезвычайные методы регулирования в гражданско-правовой сфере, как реквизиция, применялись сравнительно ограниченно (реквизиция лодок в месте переправ, тягловой силы в прифронтовой зоне, временная сдача радиоприемников и т.п.). Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении из жилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Во время войны были усовершенствованы нормы советского наследственного права. Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону и установления очередности призвания наследников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" ввел две новые категории наследников по закону: трудоспособных родителей, а также братьев и сестер. Наследники по закону были разделены на три очереди: к наследникам первой очереди были отнесены дети, в том числе и усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного. При отсутствии этих наследников призывались наследники второй очереди - трудоспособные родители, а если их не было - наследники третьей очереди - братья и сестры наследодателя. Наследство должно было делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Семейное право. Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне брака. Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. При подаче заявления о расторжении брака требовалось изложение мотивов развода и вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Дело о расторжении брака должно было рассматриваться гласно, непременно с участием разводящихся, а также с привлечением свидетелей. Увеличивались размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., а при выписке свидетельства о разводе - от 500 до 2 тыс. руб., даже если это был первый развод. Единовременное пособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждого последующего ребенка. Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим трех и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. - на одного ребенка, 150 руб. - на двух и 200 руб. - на трех и более детей. На экономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Учреждались "Медаль материнства" двух степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден "Материнская слава" трех степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых и девятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня". Трудовое право. Проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность. Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях и на предприятиях. Допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до двух месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин - с 16 до 50. Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. Инвалидам войны надлежало в первую очередь предоставлять путевки в санатории и дома отдыха. Дети их пользовались преимуществами при устройстве в ясли, детские сады, пионерские лагеря. Инвалидов войны принимали в вузы и техникумы вне конкурса. Местные органы власти много внимания уделяли трудоустройству и бытовому обеспечению членов семей военнослужащих. Семьям погибших выдавали пособия и назначали пенсии. Но все это, конечно, не снимало до конца остроты проблем, вставших перед инвалидами, семьями погибших, сиротами. Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности - сырьем. Большую роль в осуществлении названных задач сыграли суровые нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству. Задача эта была не из легких. Был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней: в зависимости от региона - 100, 120, 150. Трудоспособных колхозников, не выработавших без уважительных причин этот минимум по периодам сельскохозяйственных работ, предавали суду и наказывали исправительными работами в колхозе на срок до 6. Было установлено также обязательное участие колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней. Но даже с учетом перечисленных мер не все колхозы были в силах обработать находившуюся в их пользовании землю. Поэтому разрешалась временная передача части закрепленной за колхозами земли другим колхозам или организациям и учреждениям, у которых имелась возможность ее использовать рационально. В целях сохранения поголовья скота законы военного времени ограничивали права колхозов на убой и продажу колхозного скота. Огромные усилия по восстановлению сельского хозяйства предпринимались на освобожденных от оккупантов территориях. Здесь прежде всего было необходимо навести порядок в землепользовании. Восстанавливались государственные акты на бессрочное (вечное) пользование землей колхозами, уточнялись внешние границы земель всех колхозов, а также границы между общественными землями колхозов и приусадебными участками колхозников. Много было сделано в плане организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Государство оказывало им разностороннюю помощь: поставляло сельскохозяйственный инвентарь и технику, направляло на село специалистов, давало взаймы семена. Уголовное право. Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного времени. Конечно, в военные годы особую опасность представляли преступления государственные: измена, шпионаж, диверсия и др. В связи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложных слухов Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал Указ "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения", согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее. В условиях войны большую опасность представляло разглашение сведений, составляющих государственную тайну, ответственность за которое была усилена на срок до 10 лет. Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. Велась решительная борьба с разбазариванием скота, принадлежащего колхозам или совхозам, во время эвакуации его в глубь страны. Погонщики скота и другие лица, продававшие скот, рассматривались как расхитители собственности. Много внимания государство уделяло борьбе со спекуляцией и всякого рода злоупотреблениями продовольственными и промтоварными карточками. Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Виновные наказывались лишением свободы на срок не менее одного года. Привлекались к ответственности и уклоняющиеся от обязательного обучения военному делу. Была усилена охрана личной собственности граждан. Лишением свободы на срок до двух лет наказывались виновные в краже с индивидуальных огородов, а также в порче посевов. Очень важным и актуальным был вопрос об уголовной ответственности фашистских захватчиков за совершенные ими зверства по отношению к военнопленным и мирному населению. Считается необходимым незамедлительное предание суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовного закона каждого из фашистских главарей, оказавшегося в годы войны в руках государств, борющихся против гитлеровской Германии. Таким образом, в военное время произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным делам. Суды широко практиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении таких осужденных с направлением их в действующую армию. Осужденных, проявивших себя на фронте стойкими защитниками Родины, освобождали от наказания со снятием судимости. Процессуальное право. Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Установливался новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. При этом повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных к высшей мере наказания.. Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от председателя Военной коллегии Верховного Суда или соответствующего прокурора в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора. Существовали и некоторые другие особенности судопроизводства по уголовным делам в годы войны. Так, по отдельным категориям дел, связанным с нарушением законодательства о трудовой мобилизации, о самовольном уходе с предприятий, предварительное следствие не производилось. Были сокращены сроки расследования по фактам уклонения от призыва в армию, спекуляции, обмериванию и обвешиванию покупателей, злоупотребления продовольственными и промтоварными карточками. Беззакония и необоснованные репрессии против советских людей продолжались в нелегкую пору борьбы с фашизмом, хотя и не в таких масштабах.. Некоторые изменения были внесены и в судопроизводство по гражданским делам. Так, 30 августа 1941 г. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР были приостановлены производства по всем гражданским делам в отношении лиц, находившихся в действующей армии. В годы войны суды провели огромную работу по установлению фактов, имеющих юридическое значение. При рассмотрении таких дел суды руководствовались как нормами ГПК союзных республик, так и некоторыми новыми нормативными актами (например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. при установлении факта брачных отношений). Приказом НКЮ СССР от 23 мая 1945 г. был определен порядок восстановления утраченных в связи с обстоятельствами военного времени документов, что, конечно, имело огромное значение для массы пострадавших советских людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.008 с.) |