Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция СССР 1977 г. Обоснование понятий «развитой социализм» и «общенародное государство».

Поиск

Это была третья и последняя Конституция Союза.

Вопрос о ней возник еще в предыдущий период. По правде говоря, объективной потребности в ее создании не было. Общественный строй у нас оставался в принципе неизменным, те или иные новые явления вполне можно было уложить в рамки Конституции 1936 г. Однако в руководящих кругах родилась идея, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма. В связи с этим стали говорить, что прежний Основной Закон отвечал эпохе победы социализма в основном, созданию основ социализма, а теперь требуется Конституция зрелого социализма. Довольно отчетливо просматривался и субъективный фактор: Н.С. Хрущеву явно хотелось заменить сталинскую конституцию хрущевской.

Была образована Конституционная комиссия во главе, естественно, с Н.С. Хрущевым. (первые лица партии,рук-во страны, представители республик,все слои общества). Развернулась практическая работа по созданию Основного Закона, в результате чего было подготовлено два варианта проекта <*>. Один предполагал принципиально новый текст, другой - лишь видимость изменений.

После освобождения Хрущева от всех партийных и государственных постов работа над проектом Конституции приостановилась. Брежнев не видел особой необходимости в новой Конституции, и работа над проектом замерла на добрых 12 лет. В 1977 г., однако, в силу не очень понятных причин она резко активизировалась и была быстро доведена до конца.

Быстро доработанный текст, после одобрения Пленума ЦК КПСС и президиумом Верховного Совета был поставлен на всенародное обсуждение, которое прошло очень активно и даже бурно, в результате чего в документ были внесены некоторые и существенные изменения, например уже упоминавшееся положение о суверенитете союзных республик.

7 октября 1977 г. Основной Закон был принят Верховным Советом Союза, в силу чего и праздник - День Конституции - перенесли на это число.

Конституция была скорее плодом кодификации, чем нового творчества. Можно отметить даже определенное ухудшение текста в сравнении с Конституцией 1936 г. Новый Основной Закон стал более торжественным, многословным, порой витиеватым.

Как и в 30-х гг., принятие Конституции Союза повлекло за собой и создание новых основных законов союзных и автономных республик, причем работа над ними началась еще до принятия Верховным Советом Конституции Союза.

Структура: Преамбула, 9 разделов, 21 глава, 174статьи.

Преамбула была крайне важна. Т.к в ней говорилось что социализм построен в СССР.И что развитое социалистическое общество - это неприменный шаг на пути к комунизму.

Общество социализма характеризовалось как общество с передовой наукой и культурой, растущим благосостоянием народа,

Социальная основа СССР - нерушимый союз рабочих,крестьян и интелегенции.

Вместо понятия - экономические основы СССР - основы экономической системы СССР - социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-коперативной собственности.

Труд признавался общественно обязательным. Допущение индивидуальной трудовой деятельности - кустарно-ремесленное, бытовое обслуживание населения.

Статья 2 говорит о полновластии народа. Народовластие могла заключаться в нескольких формах участия: через советы; через государственные и общественные организации; путем референдума.

Появилась новая глава - Политическая система. Все гогударственные и общественные организации интегрируются в рамках политической системы общества. Конституция закрепила руководящую роль КПСС(6ст). КПСС - направляющая сила социалистического общества, ядро его политической системы.

В рамках Конституции мы можем говорить о Доктрине Общенародного государства. Она заключается в том. что вся власть СССР принадлежит народу. Наиболее важные вопросы выносятся на всенародное обсуждение.

Новая Конституция должна обозначить основные черты “периода развернутого коммунистического строительства”, показать преимущества нового общественного строя. Одним из ключевых положений нового Основного Закона должен был стать вывод о “перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство” и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов.
Главным направлением развития политической системы было названо “развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении государством и народным хозяйством, в передаче некоторых функций государственных органов общественным организациям, в усилении общественных начал в деятельности государственных органов”. Одновременно предлагалось конституционно закрепить положение о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Выдвигались даже предложения записать в Основном Законе, что высшая власть в стране принадлежит коммунистической партии, а фактическое руководство политической и хозяйственной деятельностью в республиках — Центральным Комитетам компартий и первым их секретарям.

Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось построение “развитого социализма” и создание “общенародного государства”. Таким образом, “отмирание государства” отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение “бесклассового коммунистического общества”. Основой экономической системы Союза ССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы, социальной основой — союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата.
Новая глава (не имевшая аналогов в предыдущих Конституциях) трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалась ее направленность на обеспечение благоприятных международных условий “для построения коммунизма в СССР”; на “укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс”. Закреплялся принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречие с обязательствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экспансию социалистического государства.
Впервые в Основном Законе отражен действительный механизм власти в СССР. КПСС называлась “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций” (6-я статья). Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно резко повышало значение партийного аппарата по всей властной вертикали, превращало членство в партии в практически обязательное условие для любой служебной карьеры.
На развитие “подлинной демократии” были ориентированы новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права на обжалование действий должностных лиц; судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций. В Конституции закреплялись права на охрану здоровья, жилище; пользование достижениями культуры; на свободу творчества. Однако реализация этих прав, так же как и свободы слова, печати, собраний, упиралась во множество действовавших законов и нормативных актов, как и прежде, оставаясь зачастую неосуществимой.
Согласно Конституции, все Советы депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие — составляли единую систему органов государственной власти. Высшим из них являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями ВС СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик.
Закрепленное Конституцией за каждой союзной республикой “право свободного выхода из СССР” (ст. 71), подчеркивание ее суверенности (ст. 75, 80).
Конституция различала среди советских народов “нации и народности”, но не давала никаких критериев для такого различения. Это было причиной глухого недовольства среди народов, относимых ко “второму сорту”.

Статус личности. Приоритет интересов индивида. Право на охрану здоровья, жилища,пользованием достижениями культуры, свободы творчества. право вносить в гос органы предложений. Право критиковать недостатки в их работе. Долг граждан - бороться с расхищением гос и общественного имущества, относится бережно к гос добру, защита соц. отечетсва, уважать нац достоинтсво других граждан. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.01 с.)