Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие органов власти и управления в рф (90-е гг. )

Поиск

 

Основным содержанием начавшегося в 1991 г. периода русской истории является

движение в сторону европейской модели общественного устройства, в основе которой

лежат рыночная экономика и демократия. Однако еще в 20-е – начале 30-х гг. были раз-

рушены основы гражданского общества, которое является единственной основой такой

экономики и демократии. В результате в 90-е гг., в условиях резкого сокращения влияния

государства на жизнь общества и отсутствия у этого общества опыта самоуправления,

итоги реформ оказались не теми, какие ожидались.

§ 1. Геополитические изменения

 

В результате распада СССР Россия сократилась на 5,3 млн. кв. км. На сегодняшний

день площадь страны составляет 17,1 млн. кв. км. Произошло ее смещение на северо-

восток. В доиндустриальную эпоху это означало бы национальную катастрофу и пере-

черкивало будущее страны. Однако утрата земель на юге и западе ставит под вопрос

только развитие сельского хозяйства и не мешает развитию наукоемких отраслей.

Население России – 147 млн. чел.

Разрыв экономических связей явился одной из основных причин катастрофиче-

ского падения уровня жизни и экономического кризиса.

1. В социальной сфере кризис выразился в следующем:

− реструктуризация экономики повлекла за собой спад производства и рост безра-

ботицы,

− массовым явлением стали многомесячные задержки зарплаты, выплат пенсий и

пособий,

− следствием этого стали забастовки горняков, учителей и других групп граждан,

− быстрые реформы сопровождались ломкой привычного уклада жизни.

3. Десятки миллионов русских оказались за пределами России, где фактически

были брошены на произвол судьбы. Нигде из бывших союзных республик отношение к

русским не было доброжелательным.

4. К концу 90-х г. внешний долг составил чуть ли ни 90% валового внутреннего

продукта.

Но на вопрос,что означает развал СССР в перспективном плане, нет однозначного

ответа.

С одной стороны, в Европе происходит консолидация национальных государст-

венных структур и экономики. В 90-е гг. фактически создана конфедерация европейских

стран с единой валютой и границами. И развал СССР, провал планов экономической ин-

теграции СНГ означает отход от общеевропейского развития.

С другой стороны, от России отошли отсталые в социально–экономическом плане

регионы (Средняя Азия, Закавказье, Молдавия) Даже теоретически невозможно просчи-

тать, когда в будущем будут решены социально-экономические проблемы этих регионов

и сколько для этого понадобиться средств. При сохранении СССР эти проблемы реша-

лись бы за счет русского народа. Развал же Советского Союза позволяет сконцентриро-

вать имеющиеся в России ресурсы на решении собственных социальные задач.

 

§ 2. Государственная система

 

Центральные органы власти. Новейшая история российского государства делит-

ся на два периода:

− 1991–1993 гг., когда параллельно существовали Советы и институт президентства,

− с октября 1993 г. и по сей день.

Основным содержанием первого периода стал конфликт Верховного совета и Пре-

зидента.

Начиная с 1988 г., политическая жизнь страны проходила под лозунгом перехода

власти от КПСС к Советам. Для этого был возрожден институт съездов народных депута-

тов. В 1990 г. был создан институт президентства. И депутаты, и президент были едины во

мнении относительно будущего страны. К этому времени наиболее высокий уровень

жизни был достигнут в странах Западной Европы и США. Поэтому вполне логично, что

за образец были взяты те экономические и политические механизмы, которые функцио-

нировали в этих странах. Казалось, что уменьшение роли государства в экономической

сфере, передача предприятий в руки частных предпринимателей, предоставление ши-

роких возможностей для иностранных инвесторов позволит автоматически решить все

проблемы. Между тем, степень применимости чужого исторического опыта к нашей

стране просчитана не была. Все исходили не из возможностей существующего российско-

го общества, а из предполагаемых ориентиров, которые должны быть созданы.

Осенью 1991 г. правительство разработало план «шоковой терапии». Путем либе-

рализации цен, приватизации и финансовой стабилизации планировалось относительно

быстро создать значительный слой собственников, повысить экономическую активность

и уровень жизни населения. По расчетам реформаторов, трудности переходного периода

должны были растянуться не более чем на год.

Решиться на «шоковую терапию» Б.Н, Ельцин мог лишь при массовой поддержке

народа. Для этого, помимо должности Президента РСФСР, Б.Н. Ельцин сначала взял на

себя функции Председателя Правительства, а в ноябре попросил у V Съезда народных

депутатов чрезвычайные полномочия и получил их.

Второго января 1992 г. началась либерализация цен. Но социальные результаты

реформы оказались столь катастрофичными, что уже 14 января Председатель Верховного

совета РСФСР Р. Хасбулатов выступил с требованием отставки правительства. Аналогич-

ную позицию занял вице-президент А. Руцкой. Весной 1992 г. Верховный совет Россий-

ской Федерации потребовал отказа от политики «шоковой терапии» и сохранения систе-

мы социальной защиты.

Социально-экономические трудности во многом являлись порождением советской

экономики: подавляющее число заводов выпускало либо военную, либо неконкуренто-

способную гражданскую продукцию. В условиях рынка эти предприятия не могли обес-

печить своих работников зарплатой. Но и закрыть эти предприятия не представлялось

возможным, потому что в них были заняты десятки миллионов людей. Между тем ин-

фляция начала галопировать и даже выплаченной зарплаты (за ненужную продукцию)

уже не хватало, и требовалось ее постоянно повышать. Поэтому с мая правительству

пришлось идти на уступки: сначала директорам выделили финансы на пополнение обо-

ротных средств, затем был произведен всеобщий зачет долгов. А в результате экономиче-

ское положение в стране еще более ухудшилось.

Осенью 1992 г. между Президентом и представителем Съезда – Верховным советом

началось открытое противостояние по вопросу методов и темпов реформирования стра-

ны. Для того чтобы осудить политику Б.Н. Ельцина, Совет в марте специально собрал

VIII и IX съезды народных депутатов. IX съезд принял решение о проведении общерос-

сийского референдума о доверии Б.Н. Ельцину, проводимой им политике, досрочном

проведении выборов президента и народных депутатов. Состоявшийся в апреле рефе-

рендум показал, что население доверяет Б.Н. Ельцину, в то же время не желает проведе-

ния досрочных перевыборов народных депутатов.

Возник политический кризис. Его истоки заключались, во-первых, в новизне цен-

тральных органов власти. Их полномочия должным образом разграничены не были. Ме-

жду тем, Верховный совет и Б.Н. Ельцин по-разному смотрели на темпы и направления

развития реформ. Во-вторых, политический кризис 1992–1993 гг. был прямым следствием

советского тоталитаризма: политическая элита не имела опыта компромисса, никто не

умел и не стремился понять оппонента.

Поводом к кровавому разрешению этого кризиса стало принятие новой Конституции.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ №1400 «О поэтапной конституци-

онной реформе Российской Федерации». В соответствии с ним признавалось необходи-

мым прекратить работу Съезда народных депутатов и создать вместо него постоянно

действующий законодательный орган – Государственную думу.

В свою очередь, избранный съездом Верховный совет РФ прекратил полномочия

Б.Н. Ельцина, назначив на его место А. Руцкого. В ответ Б.Н. Ельцин приказал милиции и

войскам блокировать здание Верховного совета. 3 октября произошли столкновения сто-

ронников съезда с милицией и войсками. Противостояния Верховного совета и Прези-

дента завершилось 4 октября вооруженным захватом Совета и арестом депутатов.

По официальным сведениям, в ходе столкновения погибло около 150 человек

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.008 с.)