Содержание книги

  1. Несколько слов о творческой самореализации
  2. Психологическая характеристика цвета
  3. физиологическое воздействие некоторых цветов)
  4. Расслабление по контрасту с напряжением
  5. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании
  6. Использование цвета для коррекции звукопроизношения
  7. Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир
  8. Упражнение 3. Цветик-семицветик 
  9. Упражнение 4. Раз-но-цвет-ный. Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари)
  10. Дополнительный материал к занятию
  11. Красный цвет. Оборудование и материалы. Ход занятия. Вступление. Погружение в цвет. Упражнение 1. Ощущение цвета
  12. Упражнение 2. Он, она, оно, они
  13. Упражнение 7. Составление описательного рассказа «Яблоко»
  14. Упражнение 8. Стихотворение про яблоко
  15. Дополнительный материал для автоматизации звука «с»
  16. Про маленького паучка (Г.Юдин)
  17. Желтый цвет. Оборудование и материалы. Ход занятия. Вступление. Погружение в цвет. Упражнение 1. Ощущение цвета
  18. Упражнение 2. Он, она, оно, они
  19. Упражнение 5. Родственные слова
  20. Упражнение 8. Бал осенних листьев
  21. Дополнительный материал для автоматизации звука «ж»
  22. III. Составление предложений с глаголом «желтеть»
  23. Оборудование и материалы. Вступление. Погружение в цвет. Упражнение 1. Ощущение цвета. Упражнение 2. Он, она, оно, они
  24. Упражнение 3. Коричневый запах
  25. I. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе
  26. II. Проговаривание и дополнение предложений. Практическое усвоение форм именительного и винительного падежей
  27. Погружение в цвет. Упражнение 1. Ощущение цвета. Упражнение 2. Положи и скажи
  28. Упражнение 3. Зеленая змейка. Упражнение 4. Лес. Упражнение 5. Зеленые обитатели леса
  29. Упражнение 6. Родственные слова
  30. Дополнительный материал к занятию
  31. Занятие №-6. Оранжевый цвет. Оборудование и материалы. Ход занятия. Вступление. Погружение в цвет. Упражнение 1. Ощущение цвета
  32. Упражнение 2. Что умеют предметы
  33. Упражнение 6. Сказка «рыжий город» (Г. Юдин)
  34. Упражнение 7. Ах, как вкусно. . Итог занятия. Самовыражение в цвете. Оранжевые истории и сказки. Оранжевое солнце
  35. Дополнительный материал  для автоматизации звука «р»
  36. Голубой цвет. Оборудование и материалы. Ход занятия. Вступление. Погружение в цвет. Упражнение 1. Я нашел. Упражнение 2. Ощущение цвета
  37. Упражнение 3. Он, она, оно, они        
  38. Упражнение 6. Сказка «Голубой светофор» (Дж. Родари)
  39. Упражнение 7. Полет в голубом небе
  40. Дополнительный материал для автоматизации звука «л»
  41. Серебряный цвет. Оборудование и материалы. Ход занятия. Вступление. Погружение в цвет. Упражнение 1. Ощущение цвета
  42. Упражнение 2. Он, она, оно, они
  43. Упражнение 4. Серебряный звон      
  44. Упражнение 1. Оттенки коричневого цвета
  45. Упражнение 2. Ощущение цвета. Упражнение 3. Орешки  . Упражнение 4. Сказка «Шоколадная дорога» (Дж. Родари)    
  46. Упражнение 5. Ах, как вкусно. . Упражнение 6. Если бы. Итог занятия. Самовыражение в цвете. Шоколадные истории и сказки. Шоколадный козлик
  47. Дополнительный материал для автоматизации звука «ч»
  48. III. Проговаривание и дополнение предложений
  49. Упражнение 1. Оттенки розового цвета
  50. Упражнение 2. Ощущение цвета. Упражнение 3. Повтори по памяти. Упражнение 4. За малиной


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расслабление по контрасту с напряжением



Желтый

Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Желтый способствует концент­рации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, а его воз­действие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оран­жевым. Под воздействием желтого слегка учащаются пульс и дыхание. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, созда­ет гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помо­гает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. В негативном аспекте желтый — это склонность к критике и не­терпимость к чужому мнению.

Зеленый

Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и хо­лодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

  В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечно­сосудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление. Действие зеленого эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.

При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Зеленый также об­ладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся.

Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и рав­новесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем при­ток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.

Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство сво­им эмоциональным состоянием.

Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни, отличается настойчивостью и упрямством.

Голубой

Голубой — это цвет интуиции, эмоциональности и духовного рос­та. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, ме­дитации и внутренней гармонии. Он тих и спокоен и способен ока­зать помощь в решении любой проблемы.

В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях. Под воздействием голубого замедляются пульс и дыхание.

Голубой цвет утешает и успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также умень­шает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаи­вать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, осо­бенно если это касается пассивного, заторможенного ребенка, мо­жет привести к некоторому утомлению, печали и пассивности.

Синий

Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помога­ет обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоана­лизом и самоуглублением.

Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при го­лубом.

В цветотерапии синий используется для лечения нервных боль­ных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при тревоге, бессоннице и беспокойстве. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалитель­ных процессов.

Синий поможет при умственном переутомлении; а также обеспе­чит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действо­вать жестко и прямолинейно.

Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиски служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.

Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недовер­чивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями чело­века. Это таинственный, мистический и загадочный цвет. В фиоле­товом соединяются два цветовых начала — синий и красный. Поэто­му он включает в себя спокойствие и буйство одновременно. Этот цвет каким-то непостижимым образом соединяет противоположно­сти: независимость и подчинение, могущество и слабость, мудрость и наивность, земное и божественное.

Фиолетовый цвет эффективно используют при психических на­рушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляю­щего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благо­творное влияние на сон.

Фиолетовый пробуждает в человеке стремление к духовному рос­ту, обретению власти над собой и своей жизнью.

Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Ху­дожники и поэты, философы и музыканты, изобретатели и мисти­ки — люди творческих профессий находятся под влиянием фиолето­вого цвета.

Однако передозировка фиолетового нежелательна. Это притяга­тельный, но тяжелый для восприятия цвет. Длительное влияние фи­олетового может вызвать состояние тоски и депрессии.

Розовый

Розовый представляет собой смесь красного и белого цветов. Ро­зовый романтичен и нежен. Он — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре­красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из крити­ческих и конфликтных ситуаций.

Розовый развивает чувствительность, пробуждает интуицию, спо­собствует изменению устаревшей точки зрения и избавлению от на­вязчивых мыслей.

Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об ухо­де от реальной жизни в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение розовым выдает желание подчинить события своей воле, говорит об избытке самоуверенности, способствует про­явлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности.

Коричневый

Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчи­тать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоле­ние препятствий и трудностей.

Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняе­мым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе.

К негативным свойствам коричневого можно отнести: разочаро­вание, недовольство, депрессию и навязчивые идеи разрушения.

Белый

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и божественности. Белый цвет ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством и целомудренностью. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни.

Если человек отдает предпочтение белому цвету, значит, он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать но­вую жизнь.

Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как со­держит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает то­низирующее действие на организм человека и эффективно исполь­зуется для оживления любого другого цвета.

Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скован­ных. Он «ломает лед» при общении, помогает преодолевать трудно­сти и повышает самооценку.

Белый дает ощущение чистоты и святости; но следует помнить, что всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмер­ной стерильности, неприступности и превосходства над другими.

Черный

Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоцииру­ется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.

Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизнен­ного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В тем­ноте рождается новая жизнь. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного.

Пристрастие к черному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.

В то же время, черный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперед, поощряет «топ­тание на месте». Человек, которому черный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознает это­го. Для преодоления привязанности к черному следует воспользовать­ся другими цветами.

 

Серый

Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, умеренного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать по­рядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля.

Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рас­судочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрес­сией, болезнями, усталостью, аскетизмом и склонностью к критике.

Серебряный

Серебряный цвет — воплощение женственности. Он ассоцииру­ется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и сереб­ряными монетами. Серебряный прекрасно успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный развивает воображение и фантазию, беспристрастность и терпимость к мнению окружающих. Он подталкивает человека к погружению в себя и к мистическому восприятию мира. Серебряный цвет помогает человеку увидеть собственные ошибки и отражает ис­тинную сущность его души.

Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с само­обманом, двуличностью, безумствами и иллюзиями относительно происходящих событий.

Золотой

Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях.

Часто этот цвет встречается в сказках. Он символизирует несмет­ные сокровища, которые герой может получить, лишь пройдя труд­ные испытания. Золотой цвет в сказке может открыть самые недо­ступные и надежно запертые двери. Золотой цвет распространяет любовь и мудрость. Ему открыт доступ к миру духовного познания.

Говорят, что золото — это застывшие капли солнечного света. Именно из-за родства с солнцем золотой несет тепло, жизнь и ра­дость. Целеустремленные и активные получат от золотого дополни­тельную силу; но слабые, безвольные могут не справиться с той энер­гией, которую излучает золотой цвет.

В своем негативном аспекте золотой отличается крайней недовер­чивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь ус­пеха, страх перед поражением, нежелание в чем-либо участвовать.

                                                        * * *

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфичес­кие свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабель­ность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной не­приязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Например, в системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. За­тем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного рав­новесия и гармоничного видения мира. «Гармония в цвете — гармо­ния в душе — гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога.

Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им: 1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, 2) расширить и углубить вос­приятие цветовой гаммы.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняет­ся энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гар­монии с Космосом.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК

 

Процесс сочинения сказок — это не только возможность разбу­дить воображение ребенка и развить его мыслительные способнос­ти. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая сво­их героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребе­нок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Внимательный психолог увидит за обычными образами и поступ­ками героев скрытые проблемы и конфликты. Он сумеет направить детское воображение в такое русло, где таятся скрытые ресурсы лич­ности ребенка.

Почти в каждом занятии по цвету дети знакомятся с очередной сказкой. Мотивы пройденных, уже знакомых сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах разрешения конфликтов. Излюбленные сюжеты переносятся деть­ми из одного цвета в другой. Так, розовый слон, символизирующий счастье, легко перекочевал в синий цвет, а зеленоватое привиде­ние — в белый.

Следует добавить, что такие упражнения как превращение в пред­мет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей. Чтобы сочинять сказки, надо несколько иначе видеть мир. В сказках цветы и деревья могут передвигаться, животные и камни разговаривать, чайники и свето­форы — думать... Когда ребенок превращается в гриб или кузнечика, ему легче понять «душу» этого предмета. Когда ребенок говорит от имени предмета, он ощущает более глубокую связь с ним. Сравните два описания.

Оранжевая морковь растет в земле, созревает.

Оранжевая морковь умеет расти, созревать, сидеть в земле.

Слово «умеет» сразу создает сказочный контекст для предмета, одушевляет его, делает живым и способным к самостоятельным дей­ствиям. А оживший предмет — отправная точка для творчества.

Ниже приводится примерная схема, на которую можно опирать­ся при сочинении сказок.

1.Выбор главного героя (желательно дать ему имя).

2.Создание места, в котором приятно находиться герою.

3.Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).

4.Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.

5.Рассказ о главной мечте (желании) героя.

6.Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто про­тивостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)

7.Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

 

Не стоит большого труда, если задаться целью, собрать предметы разного цвета. Как можно увидеть на цветных вклейках, в ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. На первых порах можно предложить детям приносить из дома несколько предметов нужного цвета непос­редственно к занятию.

Перед занятием на небольшой столик или подставку выкладыва­ются предметы нужного цвета и накрываются тканью. Открываются они обычно лишь после ритуала вхождения в страну цвета (см. пункт «Вступление» к каждому занятию).

Самые бросовые, казалось бы, материалы (крышки, палочки, лос­кутки ткани, и т. д.) окажут неоценимую услугу при составлении цвет­ных сказок. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в полян­ку или постель, кубик — в горку или домик, палочку — в мостик или дорожку...

Куклы-феи (марионетки) могут быть изготовлены специально. О технологии изготовления можно узнать из книги «Путь к волшеб­ству. Теория и практика сказкотерапии». (См. список литературы.) Но есть и более простой способ: иметь только одну красивую куклу, например куклу Барби. Для нее можно сшить одежду разных цветов, а можно прямо перед занятием задрапировать куклу тканью необхо­димого цвета, сколоть булавками, придумать какую-нибудь шляпку, накидку или цветок в волосы.

И, наконец, совсем легкий способ: вместо куклы использовать про­сто волшебную палочку, украсив ее тканью или бумагой нужного цвета.

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ*

 

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабить­ся. (Если в занятии это не написано, то все равно подразумевается.)

Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при вза­имодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не по­могает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение рас­слабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслаб­ление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это со­здание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом пере­распределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гар­монии.

При необходимости можно уделить некоторое время обучению детей расслабляться, умению ощущать и чувствовать свое тело. (* Перепечатано из работы Н. Погосовой «Погружение в сказку» (Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000).)

 

 

При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий.

Сильный — слабый.

Холод — тепло.

Сосулька — водичка.

Движение — сон.

Страх — доверие.

Злой — добрый.

В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие.

1.Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми паль­цы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кис­ти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»).
Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

2.Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Мож­но потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

3.Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каж­дого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у де­тей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Веду­щий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и рас­слабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.183 (0.015 с.)