Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расслабление по контрасту с напряжениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Желтый Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Желтый способствует концентрации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, а его воздействие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оранжевым. Под воздействием желтого слегка учащаются пульс и дыхание. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, создает гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. В негативном аспекте желтый — это склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению. Зеленый Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и холодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции. В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечнососудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление. Действие зеленого эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Зеленый также обладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся. Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности. Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство своим эмоциональным состоянием. Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни, отличается настойчивостью и упрямством. Голубой Голубой — это цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, медитации и внутренней гармонии. Он тих и спокоен и способен оказать помощь в решении любой проблемы. В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях. Под воздействием голубого замедляются пульс и дыхание. Голубой цвет утешает и успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаивать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, особенно если это касается пассивного, заторможенного ребенка, может привести к некоторому утомлению, печали и пассивности. Синий Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением. Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при голубом. В цветотерапии синий используется для лечения нервных больных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при тревоге, бессоннице и беспокойстве. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалительных процессов. Синий поможет при умственном переутомлении; а также обеспечит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действовать жестко и прямолинейно. Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиски служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли. Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности. Фиолетовый Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями человека. Это таинственный, мистический и загадочный цвет. В фиолетовом соединяются два цветовых начала — синий и красный. Поэтому он включает в себя спокойствие и буйство одновременно. Этот цвет каким-то непостижимым образом соединяет противоположности: независимость и подчинение, могущество и слабость, мудрость и наивность, земное и божественное. Фиолетовый цвет эффективно используют при психических нарушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляющего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благотворное влияние на сон. Фиолетовый пробуждает в человеке стремление к духовному росту, обретению власти над собой и своей жизнью. Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Художники и поэты, философы и музыканты, изобретатели и мистики — люди творческих профессий находятся под влиянием фиолетового цвета. Однако передозировка фиолетового нежелательна. Это притягательный, но тяжелый для восприятия цвет. Длительное влияние фиолетового может вызвать состояние тоски и депрессии. Розовый Розовый представляет собой смесь красного и белого цветов. Розовый романтичен и нежен. Он — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый прекрасно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из критических и конфликтных ситуаций. Розовый развивает чувствительность, пробуждает интуицию, способствует изменению устаревшей точки зрения и избавлению от навязчивых мыслей. Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об уходе от реальной жизни в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение розовым выдает желание подчинить события своей воле, говорит об избытке самоуверенности, способствует проявлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности. Коричневый Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчитать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоление препятствий и трудностей. Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняемым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе. К негативным свойствам коричневого можно отнести: разочарование, недовольство, депрессию и навязчивые идеи разрушения. Белый Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и божественности. Белый цвет ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством и целомудренностью. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни. Если человек отдает предпочтение белому цвету, значит, он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать новую жизнь. Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как содержит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета. Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных. Он «ломает лед» при общении, помогает преодолевать трудности и повышает самооценку. Белый дает ощущение чистоты и святости; но следует помнить, что всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмерной стерильности, неприступности и превосходства над другими. Черный Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного. Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизненного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В темноте рождается новая жизнь. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного. Пристрастие к черному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного. В то же время, черный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперед, поощряет «топтание на месте». Человек, которому черный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознает этого. Для преодоления привязанности к черному следует воспользоваться другими цветами.
Серый Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, умеренного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рассудочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы. В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, усталостью, аскетизмом и склонностью к критике. Серебряный Серебряный цвет — воплощение женственности. Он ассоциируется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и серебряными монетами. Серебряный прекрасно успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный развивает воображение и фантазию, беспристрастность и терпимость к мнению окружающих. Он подталкивает человека к погружению в себя и к мистическому восприятию мира. Серебряный цвет помогает человеку увидеть собственные ошибки и отражает истинную сущность его души. Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с самообманом, двуличностью, безумствами и иллюзиями относительно происходящих событий. Золотой Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях. Часто этот цвет встречается в сказках. Он символизирует несметные сокровища, которые герой может получить, лишь пройдя трудные испытания. Золотой цвет в сказке может открыть самые недоступные и надежно запертые двери. Золотой цвет распространяет любовь и мудрость. Ему открыт доступ к миру духовного познания. Говорят, что золото — это застывшие капли солнечного света. Именно из-за родства с солнцем золотой несет тепло, жизнь и радость. Целеустремленные и активные получат от золотого дополнительную силу; но слабые, безвольные могут не справиться с той энергией, которую излучает золотой цвет. В своем негативном аспекте золотой отличается крайней недоверчивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-либо участвовать. * * * Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами. Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности. Например, в системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. Затем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. «Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога. Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им: 1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, 2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы. Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонии с Космосом. СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
Процесс сочинения сказок — это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Внимательный психолог увидит за обычными образами и поступками героев скрытые проблемы и конфликты. Он сумеет направить детское воображение в такое русло, где таятся скрытые ресурсы личности ребенка. Почти в каждом занятии по цвету дети знакомятся с очередной сказкой. Мотивы пройденных, уже знакомых сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах разрешения конфликтов. Излюбленные сюжеты переносятся детьми из одного цвета в другой. Так, розовый слон, символизирующий счастье, легко перекочевал в синий цвет, а зеленоватое привидение — в белый. Следует добавить, что такие упражнения как превращение в предмет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей. Чтобы сочинять сказки, надо несколько иначе видеть мир. В сказках цветы и деревья могут передвигаться, животные и камни разговаривать, чайники и светофоры — думать... Когда ребенок превращается в гриб или кузнечика, ему легче понять «душу» этого предмета. Когда ребенок говорит от имени предмета, он ощущает более глубокую связь с ним. Сравните два описания. Оранжевая морковь растет в земле, созревает. Оранжевая морковь умеет расти, созревать, сидеть в земле. Слово «умеет» сразу создает сказочный контекст для предмета, одушевляет его, делает живым и способным к самостоятельным действиям. А оживший предмет — отправная точка для творчества. Ниже приводится примерная схема, на которую можно опираться при сочинении сказок. 1.Выбор главного героя (желательно дать ему имя). 2.Создание места, в котором приятно находиться герою. 3.Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют). 4.Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя. 5.Рассказ о главной мечте (желании) героя. 6.Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?) 7.Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?) МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ
Не стоит большого труда, если задаться целью, собрать предметы разного цвета. Как можно увидеть на цветных вклейках, в ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. На первых порах можно предложить детям приносить из дома несколько предметов нужного цвета непосредственно к занятию. Перед занятием на небольшой столик или подставку выкладываются предметы нужного цвета и накрываются тканью. Открываются они обычно лишь после ритуала вхождения в страну цвета (см. пункт «Вступление» к каждому занятию). Самые бросовые, казалось бы, материалы (крышки, палочки, лоскутки ткани, и т. д.) окажут неоценимую услугу при составлении цветных сказок. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в полянку или постель, кубик — в горку или домик, палочку — в мостик или дорожку... Куклы-феи (марионетки) могут быть изготовлены специально. О технологии изготовления можно узнать из книги «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». (См. список литературы.) Но есть и более простой способ: иметь только одну красивую куклу, например куклу Барби. Для нее можно сшить одежду разных цветов, а можно прямо перед занятием задрапировать куклу тканью необходимого цвета, сколоть булавками, придумать какую-нибудь шляпку, накидку или цветок в волосы. И, наконец, совсем легкий способ: вместо куклы использовать просто волшебную палочку, украсив ее тканью или бумагой нужного цвета. РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ*
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. (Если в занятии это не написано, то все равно подразумевается.) Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. При необходимости можно уделить некоторое время обучению детей расслабляться, умению ощущать и чувствовать свое тело. (* Перепечатано из работы Н. Погосовой «Погружение в сказку» (Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000).)
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: Твердый — мягкий. Сильный — слабый. Холод — тепло. Сосулька — водичка. Движение — сон. Страх — доверие. Злой — добрый. В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие. 1.Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). 2.Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц. 3.Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.011 с.) |