Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расслабление по контрасту с напряжением

Поиск

Желтый

Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Желтый способствует концент­рации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, а его воз­действие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оран­жевым. Под воздействием желтого слегка учащаются пульс и дыхание. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, созда­ет гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помо­гает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. В негативном аспекте желтый — это склонность к критике и не­терпимость к чужому мнению.

Зеленый

Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и хо­лодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

  В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечно­сосудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление. Действие зеленого эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.

При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Зеленый также об­ладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся.

Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и рав­новесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем при­ток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.

Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство сво­им эмоциональным состоянием.

Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни, отличается настойчивостью и упрямством.

Голубой

Голубой — это цвет интуиции, эмоциональности и духовного рос­та. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, ме­дитации и внутренней гармонии. Он тих и спокоен и способен ока­зать помощь в решении любой проблемы.

В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях. Под воздействием голубого замедляются пульс и дыхание.

Голубой цвет утешает и успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также умень­шает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаи­вать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, осо­бенно если это касается пассивного, заторможенного ребенка, мо­жет привести к некоторому утомлению, печали и пассивности.

Синий

Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помога­ет обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоана­лизом и самоуглублением.

Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при го­лубом.

В цветотерапии синий используется для лечения нервных боль­ных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при тревоге, бессоннице и беспокойстве. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалитель­ных процессов.

Синий поможет при умственном переутомлении; а также обеспе­чит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действо­вать жестко и прямолинейно.

Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиски служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.

Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недовер­чивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями чело­века. Это таинственный, мистический и загадочный цвет. В фиоле­товом соединяются два цветовых начала — синий и красный. Поэто­му он включает в себя спокойствие и буйство одновременно. Этот цвет каким-то непостижимым образом соединяет противоположно­сти: независимость и подчинение, могущество и слабость, мудрость и наивность, земное и божественное.

Фиолетовый цвет эффективно используют при психических на­рушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляю­щего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благо­творное влияние на сон.

Фиолетовый пробуждает в человеке стремление к духовному рос­ту, обретению власти над собой и своей жизнью.

Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Ху­дожники и поэты, философы и музыканты, изобретатели и мисти­ки — люди творческих профессий находятся под влиянием фиолето­вого цвета.

Однако передозировка фиолетового нежелательна. Это притяга­тельный, но тяжелый для восприятия цвет. Длительное влияние фи­олетового может вызвать состояние тоски и депрессии.

Розовый

Розовый представляет собой смесь красного и белого цветов. Ро­зовый романтичен и нежен. Он — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре­красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из крити­ческих и конфликтных ситуаций.

Розовый развивает чувствительность, пробуждает интуицию, спо­собствует изменению устаревшей точки зрения и избавлению от на­вязчивых мыслей.

Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об ухо­де от реальной жизни в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение розовым выдает желание подчинить события своей воле, говорит об избытке самоуверенности, способствует про­явлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности.

Коричневый

Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчи­тать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоле­ние препятствий и трудностей.

Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняе­мым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе.

К негативным свойствам коричневого можно отнести: разочаро­вание, недовольство, депрессию и навязчивые идеи разрушения.

Белый

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и божественности. Белый цвет ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством и целомудренностью. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни.

Если человек отдает предпочтение белому цвету, значит, он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать но­вую жизнь.

Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как со­держит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает то­низирующее действие на организм человека и эффективно исполь­зуется для оживления любого другого цвета.

Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скован­ных. Он «ломает лед» при общении, помогает преодолевать трудно­сти и повышает самооценку.

Белый дает ощущение чистоты и святости; но следует помнить, что всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмер­ной стерильности, неприступности и превосходства над другими.

Черный

Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоцииру­ется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.

Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизнен­ного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В тем­ноте рождается новая жизнь. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного.

Пристрастие к черному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.

В то же время, черный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперед, поощряет «топ­тание на месте». Человек, которому черный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознает это­го. Для преодоления привязанности к черному следует воспользовать­ся другими цветами.

 

Серый

Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, умеренного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать по­рядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля.

Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рас­судочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрес­сией, болезнями, усталостью, аскетизмом и склонностью к критике.

Серебряный

Серебряный цвет — воплощение женственности. Он ассоцииру­ется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и сереб­ряными монетами. Серебряный прекрасно успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный развивает воображение и фантазию, беспристрастность и терпимость к мнению окружающих. Он подталкивает человека к погружению в себя и к мистическому восприятию мира. Серебряный цвет помогает человеку увидеть собственные ошибки и отражает ис­тинную сущность его души.

Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с само­обманом, двуличностью, безумствами и иллюзиями относительно происходящих событий.

Золотой

Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях.

Часто этот цвет встречается в сказках. Он символизирует несмет­ные сокровища, которые герой может получить, лишь пройдя труд­ные испытания. Золотой цвет в сказке может открыть самые недо­ступные и надежно запертые двери. Золотой цвет распространяет любовь и мудрость. Ему открыт доступ к миру духовного познания.

Говорят, что золото — это застывшие капли солнечного света. Именно из-за родства с солнцем золотой несет тепло, жизнь и ра­дость. Целеустремленные и активные получат от золотого дополни­тельную силу; но слабые, безвольные могут не справиться с той энер­гией, которую излучает золотой цвет.

В своем негативном аспекте золотой отличается крайней недовер­чивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь ус­пеха, страх перед поражением, нежелание в чем-либо участвовать.

                                                        * * *

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфичес­кие свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабель­ность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной не­приязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Например, в системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. За­тем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного рав­новесия и гармоничного видения мира. «Гармония в цвете — гармо­ния в душе — гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога.

Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им: 1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, 2) расширить и углубить вос­приятие цветовой гаммы.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняет­ся энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гар­монии с Космосом.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК

 

Процесс сочинения сказок — это не только возможность разбу­дить воображение ребенка и развить его мыслительные способнос­ти. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая сво­их героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребе­нок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Внимательный психолог увидит за обычными образами и поступ­ками героев скрытые проблемы и конфликты. Он сумеет направить детское воображение в такое русло, где таятся скрытые ресурсы лич­ности ребенка.

Почти в каждом занятии по цвету дети знакомятся с очередной сказкой. Мотивы пройденных, уже знакомых сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах разрешения конфликтов. Излюбленные сюжеты переносятся деть­ми из одного цвета в другой. Так, розовый слон, символизирующий счастье, легко перекочевал в синий цвет, а зеленоватое привиде­ние — в белый.

Следует добавить, что такие упражнения как превращение в пред­мет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей. Чтобы сочинять сказки, надо несколько иначе видеть мир. В сказках цветы и деревья могут передвигаться, животные и камни разговаривать, чайники и свето­форы — думать... Когда ребенок превращается в гриб или кузнечика, ему легче понять «душу» этого предмета. Когда ребенок говорит от имени предмета, он ощущает более глубокую связь с ним. Сравните два описания.

Оранжевая морковь растет в земле, созревает.

Оранжевая морковь умеет расти, созревать, сидеть в земле.

Слово «умеет» сразу создает сказочный контекст для предмета, одушевляет его, делает живым и способным к самостоятельным дей­ствиям. А оживший предмет — отправная точка для творчества.

Ниже приводится примерная схема, на которую можно опирать­ся при сочинении сказок.

1.Выбор главного героя (желательно дать ему имя).

2.Создание места, в котором приятно находиться герою.

3.Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).

4.Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.

5.Рассказ о главной мечте (желании) героя.

6.Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто про­тивостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)

7.Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

 

Не стоит большого труда, если задаться целью, собрать предметы разного цвета. Как можно увидеть на цветных вклейках, в ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. На первых порах можно предложить детям приносить из дома несколько предметов нужного цвета непос­редственно к занятию.

Перед занятием на небольшой столик или подставку выкладыва­ются предметы нужного цвета и накрываются тканью. Открываются они обычно лишь после ритуала вхождения в страну цвета (см. пункт «Вступление» к каждому занятию).

Самые бросовые, казалось бы, материалы (крышки, палочки, лос­кутки ткани, и т. д.) окажут неоценимую услугу при составлении цвет­ных сказок. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в полян­ку или постель, кубик — в горку или домик, палочку — в мостик или дорожку...

Куклы-феи (марионетки) могут быть изготовлены специально. О технологии изготовления можно узнать из книги «Путь к волшеб­ству. Теория и практика сказкотерапии». (См. список литературы.) Но есть и более простой способ: иметь только одну красивую куклу, например куклу Барби. Для нее можно сшить одежду разных цветов, а можно прямо перед занятием задрапировать куклу тканью необхо­димого цвета, сколоть булавками, придумать какую-нибудь шляпку, накидку или цветок в волосы.

И, наконец, совсем легкий способ: вместо куклы использовать про­сто волшебную палочку, украсив ее тканью или бумагой нужного цвета.

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ*

 

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабить­ся. (Если в занятии это не написано, то все равно подразумевается.)

Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при вза­имодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не по­могает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение рас­слабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслаб­ление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это со­здание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом пере­распределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гар­монии.

При необходимости можно уделить некоторое время обучению детей расслабляться, умению ощущать и чувствовать свое тело. (* Перепечатано из работы Н. Погосовой «Погружение в сказку» (Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000).)

 

 

При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий.

Сильный — слабый.

Холод — тепло.

Сосулька — водичка.

Движение — сон.

Страх — доверие.

Злой — добрый.

В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие.

1.Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми паль­цы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кис­ти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»).
Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

2.Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Мож­но потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

3.Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каж­дого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у де­тей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Веду­щий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и рас­слабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.90 (0.01 с.)