Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несколько слов о творческой самореализации↑ Стр 1 из 80Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Надежда Михайловна Погосова Цветовой игротренинг. —Эта книга — изложение авторской программы, направленной на комплексное развитие ребёнка: развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния —Книга представляет собой практическое руководство с подробным описанием программы занятий: инструкции и упражнения, стихи, сказки, загадки по каждой теме, рекомендации для педагога. —Книга предназначена для психологов дошкольного и дополнительного образования, логопедов, родителей. (СПб.: Речь, 2005г. 152стр.) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как тончайшее стекло. Но зато и глубоко же там! Г.-К. Андерсен
РАЗГОВОР ПО ДУШАМ ИЛИ «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Эта книга — в некотором роде прощание с большим отрезком жизни длиной в двадцать с лишним лет под названием «Педагогическая работа в системе народного образования». Более пятнадцати лет я посвятила логопедической деятельности, и эта книга — своеобразный итог моей работы. Почему своеобразный? Потому что предложенные в книге занятия по цвету нельзя строго классифицировать и отнести к чисто логопедическим, психологическим или каким-либо иным. Официально я числилась учителем-логопедом, но, в зависимости от ситуации, ощущала себя то воспитателем, то психологом, то логопедом, то нянечкой. И мне это кажется абсолютно естественным в работе с детьми. Мне повезло. В 1995 году я попала в детский сад, руководителем которого была мудрая, тонко чувствующая женщина. От меня не требовали быть только специалистом, не требовали с абсолютной точностью выполнять все предписанное системой и правилами. Я могла экспериментировать, и это было замечательно. Я сразу начала разрабатывать занятия по сказкотерапии*. А немного позже перешла на сказки в цвете. Почему вообще появились подобные занятия? Какая необходимость была в их разработке? Что они дают детям? И собственные наблюдения, и беседы с педагогами детских садов убедили меня в том, что самое трудное в работе с дошкольниками — изменение устойчивых поведенческих реакций. Как помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ребенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного? Никакие наши «нельзя» или «неправильно», никакие уговоры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение ребенка. Поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоенных ребенком в семье, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и многого, много другого. Тогда же, в 1995 году, мне довелось прочитать замечательную книгу психологов Г. Бардиер, И. Помазан, Т. Чередниковой «Я хочу» (психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей). Именно эта книга послужила толчком для разработки занятий по сказкотерапии. Я уже несколько лет занималась практиками расслабления и осознания, но сомневалась, смогу ли использовать свой опыт с такими маленькими детьми, как старшие дошкольники. Авторы книги «Я хочу» настолько убедительно и вдохновенно рассказали о возможности и даже необходимости развития психической произвольности у дошкольников, что у меня отпали всякие сомнения, и я смело погрузилась в исследования. Что такое психическая произвольность? Это способность к саморегуляции и самоконтролю. Возможно ли развить такую способность у маленьких детей? Ведь известно, что даже не всякий взрослый способен контролировать свои эмоции и поведение. Что же говорить о детях... Однако опыт работы показал, что нет ничего невозможного. Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Основные задачи заключаются в следующем: 1.Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека. 2.Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. 3.Творческая самореализация. Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами. Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь... Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает... Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным. Мы были просто счастливы услышать из уст очень упрямого, возбудимого и, что называется, неуправляемого ребенка сказку про синюю птицу, у которой он хотел попросить спокойствия (см. занятие «Синий цвет»). Ребенок осознает свою нервозность, свое напряженное состояние и очень хочет обрести спокойствие. Но еще удивительнее его внутреннее понимание того, что желанного успокоения он пока не обрел, потому-то с птицей счастья в своей сказке мальчик так и не встретился. Но когда-нибудь эта встреча должна состояться, так как намерение, которое он вложил в эту сказку, очень значимо. И не случайно эта сказка родилась в синем цвете. Синий цвет успокаивает, снимает возбуждение и тревогу. Надо сказать, что дети с нетерпением ждали каждой встречи с цветом. И хотя занятия проводились только один раз в неделю, они были очень интенсивными по внутреннему содержанию.
Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок — все это и есть творческая самореализация. Она ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему — довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Они изначально заложены в каждом из нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, ревность, страх, жадность и т. п. Важно понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь своей души как вредные и ненужные. Когда малыш старается стать щедрым или добрым, потому что так надо, так правильно, к тому призывают взрослые, — он не испытывает истинной радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боится проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с этими чувствами и возьмет на себя ответственность за свои состояния. Очень важно понимать и принимать детей такими, какие они есть. Мы пытались находиться с детьми в их пространстве, жить их чувствами и их ощущениями. Мы играли с ними в увлекательную игру под названием «жизнь». Не могу сказать, что мы достигли совершенства. Были ошибки, падения, расстройства, неверие в себя, но мы старались... Такое сотрудничество позволяло чувствовать, сколько времени надо проводить занятие, какие изменения можно внести по ходу (продлить ли дольше обычного танец, игру или уделить больше внимания беседе). Категория времени очень относительна. В какой-то день мы проводили занятие «как положено», в какой-то — сокращали или удлиняли. Все зависело от эмоционального, интеллектуального и физического состояния детей. Может, кому-то хочется возразить, но давайте припомним, не бывает ли у нас, взрослых, таких дней, когда все «валится из рук» или «идет как по маслу». То же самое с детьми: не бывает одинаковых дней и одинаковых состояний. В нашей жизни вообще и в работе, в частности, слишком много шаблонов и жестких правил. Даже творческая, казалось бы, работа — воспитание детей — ограничена четким расписанием и строгими правилами. Но как, скажите, втиснуть в шаблонные рамки живое общение с детьми? Работа только тогда способна приносить удовлетворение и радость, когда ты пребываешь в данном моменте, здесь и сейчас, когда чувствуешь детей и всех, кто рядом с тобой. Я уже благодарила в начале книги воспитательницу нашей группы Галину Георгиевну. На протяжении четырех лет, до 2001 года, мы с ней работали в тесном сотрудничестве. На ее глазах и при ее активном участии рождались занятия по цвету. Мы не делили пространство группы на кабинет логопеда и территорию деятельности воспитателя. У нас была общая работа, очень важная и ответственная, — помочь становлению личности маленького человечка. Каждый взрослый, работающий с ребенком, помогает малышу становиться личностью. И, на мой взгляд, отношение к ребенку как к личности должно быть определяющим. Можно обучать ребенка математике, можно исправлять недостатки речи, можно приучать его к хорошим манерам, но если забыть о душе, то грош цена нашим благим намерениям. Наша увлеченность цветом постепенно расширялась. И вот уже в группе появились «красная комната», «зелено-голубой уголок», обшитые атласной тканью разного цвета поролоновые подушки, накидки и костюмы для ряжения, панно «цветное настроение» и многое другое. Было интересно наблюдать, какие цвета выбирали дети для своих игр. Один возбужденный, гиперактивный мальчик постоянно надевал на себя красивую синюю накидку с серебряной тесьмой. Вероятно, подсознательно он стремился к успокоению и отдыху. Заторможенные, вялые и неуверенные дети очень любили играть в «красной комнате»; можно предположить, что вибрации красного цвета несли им желанную силу, активность и веру в себя. По крайней мере, мы неуклонно отмечали изменения, происходящие с детьми. Наши безвольные, нерешительные обретали уверенность и смелость, наши чрезмерно подвижные замедлялись, а агрессивные добрели на глазах. Не раз приходилось слышать от воспитателей и наблюдать самой, что дети, особенно старших групп детского сада, часто обзывают друг друга, дерутся, ломают игрушки. Только в начале года (специфика логопедической группы такова, что каждый год в группе появляются новые дети) мы наблюдали подобные явления в нашей группе. А буквально через два-три месяца дети уже преображались, и все вышеперечисленное случалось с ними реже и реже. В занятиях по цвету представлено много упражнений на развитие эмоционально-волевых процессов у детей. Но поскольку я все же логопед, то попыталась объединить психологию и логопедию, дополнив занятия специфическими речевыми заданиями. В какой-то момент я поняла, что с помощью цвета можно прекрасно заниматься автоматизацией звуков. Я стала обогащать собранный к тому времени материал предметами и игрушками, имеющими в своем названии определенные звуки. Моя работа стала приносить мне и детям намного больше удовлетворения и радости. Автоматизация превратилась в увлекательный и творческий процесс. Надо сказать, что, видя перед собой большое количество предметов определенного цвета (в данном случае неважно, какого), дети непроизвольно входят в некое медитативное, расслабленное состояние. Они с увлечением перебирают бусы, пуговицы, крышки, камни, картинки, кусочки тканей и другие предметы. И всем этим можно владеть!? Вот тут рождается вера в себя: я — творец, я — создатель! Вот из этих предметов я создаю сказку (пусть самую незатейливую!). Но сказка — это на десерт. А сначала автоматизация на материале грамматических категорий. Иногда я предлагала выбрать цвет для занятия детям (с учетом нужного звука). А иногда выбирала сама. Возбудимым я старалась предложить спокойные цвета, медлительным и заторможенным — активные. На одном маленьком примере я покажу, как может проводиться автоматизация звука с подгруппой. Предположим, надо поработать со звуком «л». Дети садятся вокруг стола, я ставлю на стол коробку с голубым цветом (белым, золотым) и предлагаю детям по очереди доставать предметы. Каждый ребенок проговаривает заданную фразу, дополняя ее названием предмета, который достал: «Я взял и положил на стол... голубую вазу», «Я взяла и положила на стол... голубого слона». И так далее. Затем выполняется другое задание, а в заключение, каждый ребенок сочиняет сказку, используя выбранные им для этой цели предметы голубого цвета. Еще несколько слов о таких моментах как еда, расслабление и «самовыражение в цвете». В предложенных читателю занятиях лишь несколько раз присутствует настоящая пища. Но практически мы ели на каждом занятии. Для любого цвета можно было подобрать продукты. Еда доставляла детям массу удовольствия. Ведь слово «занятие» обычно ассоциируется с чем-то трудным, порой утомительным; а на занятиях по цвету можно играть, танцевать и даже — есть! Ели наши ребятишки восхитительно: действительно медитативно, долго пережевывая и ощущая языком, небом и губами все, что попадало в рот. Ниже я описываю так называемую позу расслабления «сидя на пяточках». Мне приходилось встречаться с некоторым непониманием. Поэтому позвольте объяснить, почему данное положение тела предпочтительнее других. Именно в позе «на пяточках» легче всего держать спину прямо. Насколько это полезно для позвоночника, объяснять, я думаю, не надо. Если ребенок сидит не на стуле, а располагается прямо на ковре, то ни в одной другой позе без опоры на стену он не сможет держать спину прямо. Многие понимают расслабление как очень комфортное состояние и предлагают детям лежать. Но в положении «лежа на спине» у детей нет полноценного контакта с педагогом, а в позе «лежа на животе» очень напрягается шея. К тому же, расслабляться — совсем не значит «кайфовать». Расслабляться — значит учиться слушать свое тело в любом положении, принимать все его ощущения, даже болезненные и неприятные. Я обычно хвалю детей за то, что они умеют чувствовать тело, терпеть небольшую боль и дискомфорт. Так развивается воля и вера в себя. «Самовыражение в цвете» родилось не сразу, но прижилось быстро. Оно стало своеобразным уроком рисования с одним небольшим, но существенным отступлением от правил: мы ничему не обучали, а разрешали творить и выражать себя всеми возможными способами. Мы, взрослые, сами сидели рядом с детьми и тоже резали, клеили, рисовали, отображая в цвете свое состояние, настроение, желания и помыслы. А после занятия мы неустанно хвалили творческие работы детей и записывали составленные ими сказки. В последний год моей работы в детском саду мы подготовили с детьми-выпускниками (уходящими в школу) спектакль «Синяя птица». Несмотря на то, что материал спектакля может показаться кому-то трудным, наши дети справились с ним прекрасно. Совместная работа над «Синей птицей» доставила и взрослым и детям немало чудесных мгновений. С каждым годом занятия по цвету подвергались очередной переработке, и этому процессу нет предела. Например, когда я только приступила к процессу сочинения сказок с детьми, то была обескуражена шаблонностью их мышления. Почти у каждого герой сказки мечтал только об одном: с кем бы подружиться. Я стала размышлять о том, как вывести детей за рамки однотипности. Так в занятиях по цвету появились сказки разных писателей. Знакомство с ними помогло детям увидеть, какие необычные мечты и желания могут быть у героев, насколько разнообразны пути достижения цели и т. п. Трудно переоценить важность процесса сочинения сказок. Это чистое творчество, акт созидания! Существуют две противоположные силы — разрушения и созидания. Если ребенок умеет создавать, у него отпадает необходимость разрушать, портить и вредить. Мы проводили занятия по цвету в течение всего года. Многие цвета повторялись по два-три раза. Иногда я комбинировала, и тогда на одном занятии присутствовали, например, черный и желтый или белый и красный. Предложенные в книге занятия не выдержаны строго по времени. Я ставила перед собой другую цель: показать как можно больше разнообразных игр, заданий, упражнений и сказок. А дополнительный материал поможет творческим, чувствующим и любящим свою работу педагогам создать собственные занятия по цвету. Каждый педагог — творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Для одних будет достаточно и половины занятия, для других окажется необходимым изменение структуры или внесение дополнительного материала. Главное — чтобы занятие доставляло радость и педагогу, и детям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.126 (0.015 с.) |