Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько слов о творческой самореализации

Поиск

                  

             Надежда Михайловна Погосова

Цветовой игротренинг.

—Эта книга — изложение авторской программы, направленной на комплексное развитие ребёнка: развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния

—Книга представляет собой практическое руководство с подробным описанием программы занятий: инструкции и упражнения, стихи, сказки, загадки по каждой теме, рекомендации для педагога.

—Книга предназначена для психологов дошкольного и дополнительного образования, логопедов, родителей.

(СПб.: Речь, 2005г. 152стр.)

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


 

 

В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как тончайшее стекло. Но зато и глубоко же там!

                   Г.-К. Андерсен                                                                                


 


РАЗГОВОР ПО ДУШАМ ИЛИ «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

 

Эта книга — в некотором роде прощание с большим отрезком жизни длиной в двадцать с лишним лет под названием «Педагоги­ческая работа в системе народного образования». Более пятнадца­ти лет я посвятила логопедической деятельности, и эта книга — сво­еобразный итог моей работы. Почему своеобразный? Потому что предложенные в книге занятия по цвету нельзя строго классифи­цировать и отнести к чисто логопедическим, психологическим или каким-либо иным.

Официально я числилась учителем-логопедом, но, в зависимости от ситуации, ощущала себя то воспитателем, то психологом, то лого­педом, то нянечкой. И мне это кажется абсолютно естественным в ра­боте с детьми.

Мне повезло. В 1995 году я попала в детский сад, руководителем которого была мудрая, тонко чувствующая женщина. От меня не тре­бовали быть только специалистом, не требовали с абсолютной точ­ностью выполнять все предписанное системой и правилами. Я могла экспериментировать, и это было замечательно. Я сразу начала разра­батывать занятия по сказкотерапии*. А немного позже перешла на сказки в цвете. Почему вообще появились подобные занятия? Какая необходимость была в их разработке? Что они дают детям?

И собственные наблюдения, и беседы с педагогами детских садов убедили меня в том, что самое трудное в работе с дошкольниками — изменение устойчивых поведенческих реакций. Как помочь агрес­сивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в со­стоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ре­бенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способнос­ти и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного? Никакие наши «нельзя» или «неправильно», никакие уго­воры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение ребенка. Поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоен­ных ребенком в семье, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и многого, много другого.

Тогда же, в 1995 году, мне довелось прочитать замечательную кни­гу психологов Г. Бардиер, И. Помазан, Т. Чередниковой «Я хочу» (пси­хологическое сопровождение естественного развития маленьких де­тей). Именно эта книга послужила толчком для разработки занятий по сказкотерапии. Я уже несколько лет занималась практиками рас­слабления и осознания, но сомневалась, смогу ли использовать свой опыт с такими маленькими детьми, как старшие дошкольники. Ав­торы книги «Я хочу» настолько убедительно и вдохновенно расска­зали о возможности и даже необходимости развития психической произвольности у дошкольников, что у меня отпали всякие сомне­ния, и я смело погрузилась в исследования.

Что такое психическая произвольность? Это способность к само­регуляции и самоконтролю. Возможно ли развить такую способность у маленьких детей? Ведь известно, что даже не всякий взрослый спо­собен контролировать свои эмоции и поведение. Что же говорить о детях... Однако опыт работы показал, что нет ничего невозможного.

Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррек­цию эмоционально-волевых процессов у детей. Основные задачи зак­лючаются в следующем:

1.Осознание себя как личности, принятие себя и понимание соб­ственной ценности как человека.

2.Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окру­жающей действительности.

3.Творческая самореализация.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управ­лять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь... Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробужда­ет... Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

Мы были просто счастливы услышать из уст очень упрямого, воз­будимого и, что называется, неуправляемого ребенка сказку про си­нюю птицу, у которой он хотел попросить спокойствия (см. занятие «Синий цвет»). Ребенок осознает свою нервозность, свое напряжен­ное состояние и очень хочет обрести спокойствие. Но еще удивитель­нее его внутреннее понимание того, что желанного успокоения он пока не обрел, потому-то с птицей счастья в своей сказке мальчик так и не встретился.

Но когда-нибудь эта встреча должна состояться, так как намере­ние, которое он вложил в эту сказку, очень значимо. И не случайно эта сказка родилась в синем цвете. Синий цвет успокаивает, снимает возбуждение и тревогу.

Надо сказать, что дети с нетерпением ждали каждой встречи с цве­том. И хотя занятия проводились только один раз в неделю, они были очень интенсивными по внутреннему содержанию.

 

Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок — все это и есть творческая самореализация. Она ведет к освобождению от зап­ретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может ока­заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчиво­му ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мысля­щему — довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Они из­начально заложены в каждом из нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, ревность, страх, жадность и т. п. Важно понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь сво­ей души как вредные и ненужные. Когда малыш старается стать щед­рым или добрым, потому что так надо, так правильно, к тому призы­вают взрослые, — он не испытывает истинной радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боится проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с эти­ми чувствами и возьмет на себя ответственность за свои состояния. Очень важно понимать и принимать детей такими, какие они есть. Мы пытались находиться с детьми в их пространстве, жить их чув­ствами и их ощущениями. Мы играли с ними в увлекательную игру под названием «жизнь». Не могу сказать, что мы достигли совершен­ства. Были ошибки, падения, расстройства, неверие в себя, но мы старались...

Такое сотрудничество позволяло чувствовать, сколько времени надо проводить занятие, какие изменения можно внести по ходу (про­длить ли дольше обычного танец, игру или уделить больше внима­ния беседе). Категория времени очень относительна. В какой-то день мы проводили занятие «как положено», в какой-то — сокращали или удлиняли. Все зависело от эмоционального, интеллектуального и физического состояния детей. Может, кому-то хочется возразить, но давайте припомним, не бывает ли у нас, взрослых, таких дней, когда все «валится из рук» или «идет как по маслу». То же самое с детьми: не бывает одинаковых дней и одинаковых состояний. В нашей жиз­ни вообще и в работе, в частности, слишком много шаблонов и жес­тких правил. Даже творческая, казалось бы, работа — воспитание де­тей — ограничена четким расписанием и строгими правилами. Но как, скажите, втиснуть в шаблонные рамки живое общение с деть­ми? Работа только тогда способна приносить удовлетворение и ра­дость, когда ты пребываешь в данном моменте, здесь и сейчас, когда чувствуешь детей и всех, кто рядом с тобой.

Я уже благодарила в начале книги воспитательницу нашей груп­пы Галину Георгиевну. На протяжении четырех лет, до 2001 года, мы с ней работали в тесном сотрудничестве. На ее глазах и при ее актив­ном участии рождались занятия по цвету. Мы не делили простран­ство группы на кабинет логопеда и территорию деятельности воспи­тателя. У нас была общая работа, очень важная и ответственная, — помочь становлению личности маленького человечка. Каждый взрос­лый, работающий с ребенком, помогает малышу становиться лично­стью. И, на мой взгляд, отношение к ребенку как к личности должно быть определяющим. Можно обучать ребенка математике, можно исправлять недостатки речи, можно приучать его к хорошим мане­рам, но если забыть о душе, то грош цена нашим благим намерениям.

Наша увлеченность цветом постепенно расширялась. И вот уже в группе появились «красная комната», «зелено-голубой уголок», об­шитые атласной тканью разного цвета поролоновые подушки, накид­ки и костюмы для ряжения, панно «цветное настроение» и многое другое.

Было интересно наблюдать, какие цвета выбирали дети для своих игр. Один возбужденный, гиперактивный мальчик постоянно наде­вал на себя красивую синюю накидку с серебряной тесьмой. Вероят­но, подсознательно он стремился к успокоению и отдыху. Затормо­женные, вялые и неуверенные дети очень любили играть в «красной комнате»; можно предположить, что вибрации красного цвета несли им желанную силу, активность и веру в себя. По крайней мере, мы неуклонно отмечали изменения, происходящие с детьми. Наши без­вольные, нерешительные обретали уверенность и смелость, наши чрезмерно подвижные замедлялись, а агрессивные добрели на гла­зах. Не раз приходилось слышать от воспитателей и наблюдать са­мой, что дети, особенно старших групп детского сада, часто обзыва­ют друг друга, дерутся, ломают игрушки. Только в начале года (специфика логопедической группы такова, что каждый год в группе появляются новые дети) мы наблюдали подобные явления в нашей группе. А буквально через два-три месяца дети уже преображались, и все вышеперечисленное случалось с ними реже и реже. В занятиях по цвету представлено много упражнений на развитие эмоционально-волевых процессов у детей. Но поскольку я все же логопед, то попыталась объединить психологию и логопедию, допол­нив занятия специфическими речевыми заданиями. В какой-то момент я поняла, что с помощью цвета можно пре­красно заниматься автоматизацией звуков. Я стала обогащать собран­ный к тому времени материал предметами и игрушками, имеющими в своем названии определенные звуки. Моя работа стала приносить мне и детям намного больше удовлетворения и радости. Автоматиза­ция превратилась в увлекательный и творческий процесс. Надо ска­зать, что, видя перед собой большое количество предметов опреде­ленного цвета (в данном случае неважно, какого), дети непроизвольно входят в некое медитативное, расслабленное состояние. Они с увле­чением перебирают бусы, пуговицы, крышки, камни, картинки, ку­сочки тканей и другие предметы. И всем этим можно владеть!? Вот тут рождается вера в себя: я — творец, я — создатель! Вот из этих пред­метов я создаю сказку (пусть самую незатейливую!). Но сказка — это на десерт. А сначала автоматизация на материале грамматических категорий.

Иногда я предлагала выбрать цвет для занятия детям (с учетом нужного звука). А иногда выбирала сама. Возбудимым я старалась предложить спокойные цвета, медлительным и заторможенным — активные. На одном маленьком примере я покажу, как может прово­диться автоматизация звука с подгруппой. Предположим, надо по­работать со звуком «л». Дети садятся вокруг стола, я ставлю на стол коробку с голубым цветом (белым, золотым) и предлагаю детям по очереди доставать предметы. Каждый ребенок проговаривает задан­ную фразу, дополняя ее названием предмета, который достал: «Я взял и положил на стол... голубую вазу», «Я взяла и положила на стол... голубого слона». И так далее. Затем выполняется другое задание, а в зак­лючение, каждый ребенок сочиняет сказку, используя выбранные им для этой цели предметы голубого цвета.

Еще несколько слов о таких моментах как еда, расслабление и «самовыражение в цвете». В предложенных читателю занятиях лишь несколько раз присутствует настоящая пища. Но практически мы ели на каждом занятии. Для любого цвета можно было подобрать продукты. Еда доставляла детям массу удовольствия. Ведь слово «за­нятие» обычно ассоциируется с чем-то трудным, порой утомитель­ным; а на занятиях по цвету можно играть, танцевать и даже — есть! Ели наши ребятишки восхитительно: действительно медитативно, долго пережевывая и ощущая языком, небом и губами все, что по­падало в рот.

Ниже я описываю так называемую позу расслабления «сидя на пяточках». Мне приходилось встречаться с некоторым непонимани­ем. Поэтому позвольте объяснить, почему данное положение тела предпочтительнее других. Именно в позе «на пяточках» легче всего держать спину прямо. Насколько это полезно для позвоночника, объяснять, я думаю, не надо. Если ребенок сидит не на стуле, а рас­полагается прямо на ковре, то ни в одной другой позе без опоры на стену он не сможет держать спину прямо. Многие понимают расслаб­ление как очень комфортное состояние и предлагают детям лежать. Но в положении «лежа на спине» у детей нет полноценного контакта с педагогом, а в позе «лежа на животе» очень напрягается шея. К тому же, расслабляться — совсем не значит «кайфовать». Расслабляться — значит учиться слушать свое тело в любом положении, принимать все его ощущения, даже болезненные и неприятные. Я обычно хва­лю детей за то, что они умеют чувствовать тело, терпеть небольшую боль и дискомфорт. Так развивается воля и вера в себя.

«Самовыражение в цвете» родилось не сразу, но прижилось быст­ро. Оно стало своеобразным уроком рисования с одним небольшим, но существенным отступлением от правил: мы ничему не обучали, а разрешали творить и выражать себя всеми возможными способами. Мы, взрослые, сами сидели рядом с детьми и тоже резали, клеили, рисовали, отображая в цвете свое состояние, настроение, желания и помыслы. А после занятия мы неустанно хвалили творческие работы детей и записывали составленные ими сказки.

В последний год моей работы в детском саду мы подготовили с детьми-выпускниками (уходящими в школу) спектакль «Синяя пти­ца». Несмотря на то, что материал спектакля может показаться кому-то трудным, наши дети справились с ним прекрасно. Совместная ра­бота над «Синей птицей» доставила и взрослым и детям немало чудесных мгновений.

С каждым годом занятия по цвету подвергались очередной пере­работке, и этому процессу нет предела. Например, когда я только приступила к процессу сочинения сказок с детьми, то была обеску­ражена шаблонностью их мышления. Почти у каждого герой сказки мечтал только об одном: с кем бы подружиться. Я стала размышлять о том, как вывести детей за рамки однотипности. Так в занятиях по цвету появились сказки разных писателей. Знакомство с ними по­могло детям увидеть, какие необычные мечты и желания могут быть у героев, насколько разнообразны пути достижения цели и т. п.

Трудно переоценить важность процесса сочинения сказок. Это чистое творчество, акт созидания! Существуют две противополож­ные силы — разрушения и созидания. Если ребенок умеет создавать, у него отпадает необходимость разрушать, портить и вредить.

Мы проводили занятия по цвету в течение всего года. Многие цвета повторялись по два-три раза. Иногда я комбинировала, и тогда на одном занятии присутствовали, например, черный и желтый или бе­лый и красный. Предложенные в книге занятия не выдержаны строго по времени. Я ставила перед собой другую цель: показать как можно больше разнообразных игр, заданий, упражнений и сказок. А допол­нительный материал поможет творческим, чувствующим и любящим свою работу педагогам создать собственные занятия по цвету.

Каждый педагог — творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Для одних будет достаточно и поло­вины занятия, для других окажется необходимым изменение струк­туры или внесение дополнительного материала. Главное — чтобы за­нятие доставляло радость и педагогу, и детям.

                                             

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.126 (0.015 с.)