Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Свидетельство о публикации №220041301681
Содержание книги
- Ра́чицце, глазе́ет, глаза продаваёт, глаза пу̀чит, пу́чицце, глаза пя́лит,глаза
- цёкотѝт «трещи́т, трешшы̀т, стреко́цёт, тарато́рит.
- да́льнёму, дальноё, да́лна(я), да́лнёё, да́лнёму, да́лно(е), далноё, да́лному, (мн.ч.)да́лны(е), да́лныи;
- засидѐласе» в девках, ну, а уж после 20, то и вовсе:«веко(в)у̀ха»,да«ста̀ра девка».
- копошы̀сси, окошэливаиссе, шы́шляесе, шы́шляиссе, копа́иссе, кошэ́лиссе;
- восток Ве́ртосельга
- жада̀ёш, жада̀иш;(город.произн.)алка́ит, жада̀ит, жажда̀ит, жада̀иш, жажда̀иш
- первопоселѐнець, своезѐмец(см.«крестьянин»).
- бродя̀жницети, бродя̀жницеть, бродя̀жничяти, бродя̀жничять, бродя̀жыти, бродя̀жыть
- Малышей, за их беспечность и весёлость называли ласково«труляля́йка»;
- с рук на́руки»,«с руки на́руку».
- фѝгушки, фи́гыньки» - 1.(груб.)отказ, 2. Отсутствие чего-либо.
- ночева̀льниця, ночева́льщица.
- На берегуболота - над болотом, надо мхо́м. В церковных записях встречаются названия селений «над мо́хом» «над ги́жын мох».
- напряжо̀ш, напряжэ̀ссе, напряжэ̀ш.
- наку́льпа(е)ш, уку́льпа(е)ш, наздева́(е)ш.
- высвобожда́й, выслобожда́итё, выслобожда́йтё, выслобоня́йтё.
- Свидетельство о публикации №220041901687
- шшэвелѝсе, шшэвелѝссе, сшэвельнѐсе, сшэвельнессе, шшэвельнѐсе, шшэвельнессе
- Наставлѐти, наставлѐть; (что сделать) «наста́вить на путь», «наста́вить на путь и́стиный»;
- запропастѝлисе, запропал) - о долго отсутствующем человеке;
- неод) ополоу̀меть;а слова:«(неод)спя̀тить(неод)одуреть,(неод)оглупеть, ,(насм.,неприяз)
- булты̀хну̀тись, бултыхну̀тсе, булты̀хну̀цце, булты̀хну̀ццэ, бултыхну̀цца;
- бры̀кнутисе, бры̀кнутись,бры̀кнутсе(упасть)бры̀кнути, бры̀кнуть
- Савелий – Савё́л, Савё́лко.
- Самое лучшее - самолу̀чьшо, самолу̀ццёё, «што-ненаѐс(т)ь» = «что-нинаѐсть» («самолу̀ццёй сарафан достала с книфа̀сам – на выход бережоно было»).
- коптя́щие, коптя́щии,(деревенский говор)коптя́шшыё, коптя́шшыи.
- мо́га, мочь; деревес. произнош. – моць, мо́шш; городское произн. – мо́шчь.
- удово́лиласе, уте́шылсе, нате́шыласе.
- что сделать)ублажы́ти, ублажы́ть, поте́шыти, поте́шыть, потра́фити, потра́фить
- сту́жа,(неод.)холодры̀га, «холод соба̀чей», колоту́н, карачЮн.
- Струхнё̀ш,(ехид)«зассы̀̀ш на берё̀сту», «засцы̀ш на берё̀сту»;
- Говор вытего́рья начала ХХ века «щ»)отослала 07. 02. 20. В череповец
- Изд. Дом « дом "порт-апрель"» ответ: сегодня 09. 02. 20
- э́то(указат)– вонѐто(вон э́то).
- Свидетельство о публикации №220041301681
- местном наречии обозначают рваную в подолах одежду).
- Бить - бют, и пла́кать не велят.
- Вот и жысь – тольке за ево держысь.
- Девка в доме - што горох в поле, каждый норовит сорвать.
- Мо(жэ)т и баба, мо(жэ)т и дед, мо(жэ)т и буде(т), мо(жэ)т и нет. (сомнение).
- Недосо́л на столе, пересо́л на спине.
- Пома́хивай, да стряхивай(не принимай близко к сердцу, не обращяй внимания).
- Серё́дка сы́та, ак концы́ игра́ют.
- То̀-ли баба, то̀ли дед, то̀-ли выйдет, то-ли нет. (сомнение в положительном результате задуманного дела).
- Хоро̀шый петух жырным не быва̀(е)т.
- то осень будет тёплой и долгой.
- кот в дому –хозяин! Коты с Домовым дружбу водят».
- Свидетельство о публикации №220050401394
- Говор моих предков с Вепсской возвышенности»
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Не говоря худова слова» было обнародовано на сервере Проза.ру 13 апреля 2020 года. При этом было указано, что его автором является Клеопатра Тимофеевна Алёшина.
Адрес размещения произведения: https://proza.ru/2020/04/13/1681
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Матюшина-алёшина Клеопатра Тимофеевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 220041301681.
«Не говоря худо́ва слова»
(этот отрывочек со страницы № 23 этого словаря, опбликовала в комплекте с присказками)
Не всегда благозвучны и целомудренны слова и выражения вертосёлов, но, в основном это язык людей, ещё помнящих заветы отцов: «не сквернословь, не грешы̀!». Ругая человека, но не желая поганить язык всякими ругательными словами - грешить, говорили «тако̀й-сяко̀й», и, смягчаясь, шутливо добавляли «нема́заный –сухо̀й», а нечаянно согрешив забо̀рным словцо̀м, добавляли спасительно-обере́говую фразу «Не говоря̀ худо̀ва сло̀ва», или «не при детях будь сказано», «простѝ, Хо̀споди».(«Ой и надоело мине всё - ак до ебе́ни фе́ни, не говоря̀ худо̀ва-та слова!», «А тольке и слышно срать, да насрать да, ак серѝ, да лоб маж, простѝ, ты миня, Хо̀споди, согрешы̀ш с вам -с дуракам!»).
«…Похабщину» - писал «Вестник Олонецкого Губерноского земства» в 1909 году «… несли бурлаки и «питеря̀ки», т.е. крестьяне, ходившие на отхо̀жие про̀мыслы в чужие края, в том числе в города Питер, Петрозаводск, Архангельск …).
Матернная брань играла роль обере́га. («От не́чести кака зашшыта? Праэльно – молитовка. Оно коне́шно можно и откупиццэ: от Водяника – табаком, ну, ведьму - тую нать ме́днои пу̀гвицёй стре́лить; Молитва – оно коне́шно! Но лу̀чче брань, а ище́ лу̀чче матерная); И чтобы не сглазил кто, ненароком, бранили ребёнка; «кре́пким» словом награждали всё, что несло страх, угрозу. Очевидно, это связано с языковой трансформацией. В древности человек, страшась чего-то, хватался за крест на груди, выставляя его в качестве щита: «Крест на нас!». А поскольку обозначенная крестом в алфавите буква «х» называлась «хер», а местоимение «мы, нас» произносилось как «ны», то «крест на нас» - это дре́внее «хер на ны̀», отсюда возможно и пошло мнение, что «ма̀тка» (матюги) сильнее молитвы. Слово, «хер», писали на прялках в качестве обере́га. А выражение «хер на ны̀» до̀жило до наших дней, потеряв обере́говое значение, но приобретя бранный смысл, мол «фиг тебе!», «на-ко выкуси!», «нас голыми руками не возьмёшь!». И неблагозвучное, для нашего слуха, слово «жо̀па» не было для пре́дков ска̀берзным слове́чком; «жопой»называли, и а) дно посуды.(«Тёшша, пей!» -раду̀шничает зять: пей наздоро̀вьицё, пей по̀ки жо̀пу не покажош!»). По обычаю: если напился чаю ибольше не хочешь, то чашку переворачивали вверх дном -«жо̀пу ка́жут»);б)нижняя часть снопа́ - «жопа́к»,в) нижняя часть огурца– «жо̀пка»,г)корни растений– «жопакѝ» («Снопы в сусло́ны на жопаки́ ставят коло́сьём-от вверх, а жо̀пам-от вниз, ак а стѐбли когда вя́зевом-от перевяжош, ак жопаки́-то и полу́чяцце"; На гумне́ лён лежыт: тут головки, тут - жо́пы»);е) если ты, встав со стула, не поставил его туда где он стоял до того, или не задвинул под стол, то тебе могли сказать «Жопу за собой убери!»; а наследника, оставшигося без наследной земли, называли - «бежжо̀пой».
|