Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
копошы̀сси, окошэливаиссе, шы́шляесе, шы́шляиссе, копа́иссе, кошэ́лиссе;Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ная̀ривать. («Гармонист, как ни в чём не бывало, продолжал ная̀ривать разуда̀лую «поу̀лошную», «А ты пляшы̀, пляшы̀-ная̀ривай, нажа̀ривай дава̀й», «Во, как пили́т-ная̀риват –опѝлки - вѐером!», «Хорошо гребѐт - ная̀риват, аж вёсла гну̀цце!»); шурова́ти, шурова́ть –разгребая, разбрасывать, ворошить(см«процесс»); обычно «шуру́ют» кочергой в топящейся печке; в переносном значении (неприязн., неодобр.)«шуру́ют» - 1.об интенсивно ворующих, грабящих «Та ша́йка на большом тра́кте шуру́ет», 2.(восторж, или неод.)«шуру́ет, шуру́е(т), шуру́ёт, шуру́ит» - о ком,чём-то очень быстро двигающемся «Погля́нь-ко, не Петру́ха ли вдоль по у́лицы шуру́ит»; (что сделать)пазгану́ти, пазгану́ть, пазгну́ти, пазгну́ть(см.«разорвать ударить,рвать»)пазгону́ти, пазгону́ть, шуранУти, шуранУть, шурну̀ти, шурну̀ть, а «прошурова́ти, прошурова́ть» -1.прочи́стить 2.быстро пройти, проехать мимо чего-либо(«Но-ко прошуру́й, давай, дымоход!»);росшурова́ти, росшурова́ть, рошшурова́ти, рошшурова́ть – разгрести, разбросать, разогнать, разворошить; (повелит.)шуру̀й–1.делай, 2. «иди отсЮда!»; (повелит.)шурани́, шурни́ – в значении 1.«выбросить, бросить», 2.прогнать, изгнать; «шорх, шурх, шырх»- громкий звук шороха, или вы́брошенного, брошенного, чего-либо сыпучего; («Над кострищем, под дружный бесовский ор проявляются новые и новые, совершенно дикие существа: шшырх, шырх – и новый поток нечисти со скрежетом вышвырнут» - Татьяна Вертосельга «Небеса мои земные»); - Делать что-либо оглядываясь, осторожно - с огля̀дкой; («В лесу ходи с оглядкой»); в переносном значении «с огля̀дкой» - 1.«помня прежние ошибки», 2.помня предупреждения («…ак , с огля̀дкой, любушка, розговля̀йсе-то,с огля̀дкой: преж пошшытай…». - Делать что-либо (идти, работать),долго, до изнеможения, уставать - пѐтатисе, пѐтатись, пѐтатсе, пѐтаться;что сделать?(см.«устать»)упѐтатись=припѐтатсе; (что делаешь) пѐтаесе, пѐтаиссе пѐтаисси; (что делает)пѐтаецце, пѐтаицце; (что сделает)припѐтаецце, припѐтаицце, упѐтаецце, упѐтаицце «А, было, с пятью-то робятам пе́таюсь-пе́таюсь, а и то́лку некако́ва!». - Делать что-либо небрежно - «не по-лю́дскѝ», «через пень-коло̀ду», спустя́ рукава́, как-нибу́дь, ка́к-нить(сокращённое от«кОить как попа́ло», как-по́падя,«так-ся́к»), кой-где,(см.«како́й»)кой-ка́к, ко̀е-ка́к , ко̀ё-ка́к; (укор.,серд.,неприяз. о ком-либо)нахватоќ-нашвыро́к,(укор.,серд.,неприяз о ком-то)шаля́й-валя́й,(неприяз.,насм.)шата̀й-балта̀й - очевидно из татарского лексикона; плохо сделать работу, вести пустые разговоры, сплетни - (серд.,непряз)херо̀вницети, херо̀вницеть, херо̀вничяти, херо̀вничять(см.«язык»)»; притворяться, создавать видимостьдела - для близи́ру, для отвода глаз, прики́дыватисе; (что сделать)нахеро̀вничяти, нахеро̀вничять, прики́нутисе, прики́иутсе, прики́нутись; (что сделает)нахеро̀вничяе, нахеро̀вничяит, нахеро̀вничят, прики́нецце, прики́иеццэ; (деревенск.произн.)ко́ё-как,нахеро̀вницети, нахеро̀вницеть, нахеро̀вничят, нахеро̀вницеёт. слова «как-нибу̀дь, ка́к-нить, ка́к-не»имеют и смысл обещания, или исполнения чего- либо неопределённо в будущем времени, т.е.«когда-нибудь»; плохо сделано - «так-ся́к», а ко̀ль хорошо что-либо сделано, то хвалѝли«не та́к-сяк»(«Хоро̀ша бо̀цька, насо̀весь здЕлана, не та́к-сяк!»); 2..ничего неполучается, как ни прикидывай, как ни уговаривай- «и так, и э̀дак», «и так–и сяк», «и не так, и не так»;(«Уж я ёо и так и сяк лѐстил – не как не хо̀цёт, хош наизна́нку вы̀вернись перед има̀!»; «Ак ёй всё не хорошо, и это не так и то не так, ак я и не стал не цё ро̀бить: а раз всё те плохо, ак на –не так и не так - не по мо̀ёму,непо тво̀ёму!»; «У ково ото тутока эдак поробо̀тано-то -напѝрдали, нахеро̀вницели то̀льке, а делакак нать не изладили!»; «Ох уж эта Фе́нька - ёй бы токо херо̀вницеть, а дела не зазна́т!» «Всё-то кой-ка́к, всё-то непо-лЮдски – шаля́й-валя́й!» «Акулина, где была?» – «Рыболовницела!» - «Уй много дел наворотила нахеровницела»; «А мот как-нить и зберу̀се, да и зде́лаю я те свисту̀льку!» «Нать бы ка́к-не збегану̀ть до Ежозера за караси́ром!»); - Делать что-либо, бороться до обессиленья, до последней возможности -до изнеможэ̀ния,до у̀стали,доупа́ду- 1 «до упа́ду»- пока не упаду, 2. «до изнемогу̀» т.е или одолѐю или сам упаду̀ обессилев. - Делать что-либо долго, или медленно и долго собираться, задерживаться, опаздывать – ме́длити, ме́длить, ме́для, (а «неме́для»- срочно, тотчас же, без промедле́ния), ме́шкати, ме́шкать, (неод,осужд, сочувст)колоты̀ритисе колоты̀ритись, колоты̀ритсе (коло – круг, тырить – носить см. сл. «воровать»); (неод) копа́тисе, копа̀тсе -1искать в глубине чего-либ - копошы̀тсе, копошы̀тисе, копошы̀тись, (серд)кошэ́литисе, кошэ́литись, кошэ́литсе, кошэ́лицце - (букв.)долго копаться в кошельке,(неод.,серд.)окошэ́ливатисе окошэ́ливатсе, окошэ̀ливатись; шы́шлятись, шы́шлятсе шы́шлятисе - (букв.)говорить, споря, укоряя «а шыш ли ты»; (неод., насм.)мудо̀хатисе,мудо̀хатсе, мудо̀хатись(очевидно в это слово вертосёла вкладывали смысл вепских слов: Mudеi//tа – шевелить, двигаться, мутить, мутный; (что делает)ме́шка(е)т, ме́шкае(т), ме́шкаёт, ме́шкаит, колотырицце, копа̀(е)цце, копа̀ицци, копошы̀цце, шы́шля(е)цце, шы́шляицци, копа́эцце, кошэ́лицце, окошэ́лива(и)цце, окошэ́лива(э)цце; (что делаешь)копа̀есе, копа́исси, копошы̀се, шевелись быстрей, поторапливайся -(язвит..)шы́шляйсе давай = окошЭливайсь, кошэ́льсе, копа̀йсе, копа̀йсь; «Што копа̀иссе-то там? Давай скоря̀е окошэ̀ливайсь, нет ак прѝдем на ошу̀рки, к шапошному разбо̀ру!» «До̀лго там копа̀̀цце-то думаш, копошЫцце, копошЫцце, што и делает!» «Долго там окошэ́ливацце- то думаш? Давай скоря́е, пошэве́ливайсе - нет плыве́ш как пе́ша вош!»; "Некогда долго мЕшкати, садись да поехали!») «копошы̀цце» –это ещё и о чём-тонепонятном, двигающемся:«Валю̀шка вздрогнула и зажму̀рила глаза – ей вдруг показалось, что в дальнем углу что-то закопош̀илось в темноте». - Делаться, происходить - ко́итисе, ко́итись, ко́итсе, ди́ятисе, ди́ятись ди́ятсе, роби́тисе, роби́тись, роби́тсе, твори́тисе, твори́тись, твори́тисе. - Делающий пакости – па̀костник,паску̀да, паску̀дник паску̀дной, паску̀дный– (изначальное значение происходит от слова «ску̀дный» = недостаточный, убогий); - Дело начатое, или отложенное незаконченным- задѝльё. заде́лье («Цё ото̀ задѝльё у те валя̀ицце – это как завсё; зацьнѐт и бро̀сит-забу̀дёт!»; «Куды̀ спешЫш-от, али задѝльё како̀ есь?). - Дело занимающее много времени - мѐшкотно(е), кро̀потно(е). - Дело, работа, не стоящие внимания и затрат - безде́лица, безде́лиця(см.«вещь»),о вЕщи, или о поступке - зря̀шно(е);зря̀шной- о ни к чему непригодном человеке, (мн.ч)зря̀шны(и); пустя́к, пустя̀шно(е), пустя̀шной,(мн.ч.)пустя̀шны(и);(неод)ерундА, ерундѝстика(см.«говорить»), заниматься ерундо́вымиделами(см.«разговор») - ерундо́й занимАтисе(см. «не́что»), шышня́,(см.«вещь»)фигня́;О птице, сидящей на яйцах высиживающей птенцов – «занимаицце пустяка̀м(и)».(«А ерундѝстикой-от не занимАйсе, али делать те бо́ле нѐчё?!»; «ЕрундИстикой занимАитесь – одна говорѝльня, прости Хосподи, а не дЕла-не робо́ты!» «Ну, а если ты захочешь я тогда, с неба звёздочку достану – нам пустЯк!», «Уй, пустЯшно дело,– об чём розговор, излАдим в лУччем вИде!» «ЗрЯшно это дело, не нужнА эта фигнЯ не комУ» «Дела друго́ва нет – што ерундо́й-от займАитесе!». - Дело легко исполнимое - пустя́к, па́ра пустяко́в, пустяко́во(е), пустяко́воё, пустя̀шно(е), пустя̀шной, пустя̀чьно(е), пустя̀чьной, пустя̀цьно(е), пустя̀цьной, (мн.ч.) пустя̀шны(и), пустя̀цьны(и), пустя̀чьны(и), лёгота̀,«только и всево-то», «только и делов-то. - Дело, ситуация, которое можно исправить, поправить - поправи́мо(е), поправи́моё. («Но, я шшытАю, што это дело поправи́мо – вЫберем друго́вапредседателя, да и дело с концём!») - День перед праздничным днём - кану́н(см.«пиво»); - День 11 ноября. День Настасьи и Авраама День 12ноября - День Зиновия. Это праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу. Считается, что в этот день надо затравить хотя бы одного зайца, который называется «именинником», иначе охота весь год будет неудачной, и в этот день не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили», «Цена зайцу — две деньги, а бежать — сто рублей». - День 4.декабря - День введения во храм пресвятой девы Марии : «Веденьё́», «Веденьё́в день» «день Веденья̀». - День30.12 (ст.ст.),когда резали свиней - порезу̀хин день, порезу̀ха; этого дня резали свиней, заготовляли мясо впрок: солили, вялили, варили колбасы; по свиной печёнке и селезёнке судили о зиме: если селезёнка ровная и гладкая, то зима будет суровая, а если селезёнка толще к спине, то холода придут в феврале; толстая середина печени обещает морозы с перезѝмья(середина января); - День 07. 01.(н.ст) - Рожэство Христово «Зимние Свя́тки=Окру́тники»: Ранним рождественским утром 7 января(нов. ст) пастух обходил деревню и сыпал в дворы горсть овса «на жывущих, плодящих и на здоровье!»; с Рождества Христова и до Богоявленья(19.01) вертосельские парни и девки, по, исстари заведённому на Руси обычаю, рядились в маскарадные одежды; кудѐсили, ходили по деревням ряжеными в маскарадные костюмы, калядовали, запугивали нечисть, пели колядки, под окнами домов, веселились, веселя мир. их называли«окру́тники, ку̀десы, ря̀жоны(е),(ед.ч)ку̀дес,(жен.р.,)ря̀жонка (см.«красиво») наряжо̀ка, наряжу́ха. («Ак мы наряжу́хами в соседню деревню убегали»). И был ещё один такой же праздник - летние «Зелёные свя̀тки» - это праздник «Тро́ица» В этот летний день так же, как и в зимние святки. калядовали, красили яйца и также веселились пугая нечисть, а чтобы не приключилось беды в дому̀ застилали травой и цветами полы в избе в хлевах, в бане, и мылись завѐтными вениками, и заламывали берёзу для новых вѐников, и украшали берёзу лентами. и водили хороводы вокруг берёзы. - День 13. 01.(н.ст) - Мала̀ньин День. Славен пирогами был Маланьин день – в каждом доме в этот день пекли много пирогов и щедро одаривали пирогами всех, кто приходил калядовать. В памяти ВытегОрья остался этот обычай присказкой «Наварила, напекла, как на МалАньину свадьбу». - День15.января(н.ст) - курИный день, Ку́рий день.В этот деньчистили, убирали навоз, окуривали и ремонтировали, курятники, т.к считалось, что в этот день -15.01 (нов.стиль), семилетний чёрный петух откладывает в навозе яйца, а 4.июня из них вылупится змей, поэтому 3 июня собирали все куриные кладки и варили яйца вкрутя̀к = вкруту́ю; - День 21января( по новому летоисчислению). – День Емельяна. .В этот день было положено рассказывать детям и взрослым сказки., иосталосьприсказка«Мели, Емеля, твоя неделя» -как выражение уличения во лжи, со времён, когда отмечали День Емельяна - День 21января(новое летоисчисление) - «День пови́тья», «День повиту́х» или «Бабьи кАшы»; праздновали три дня: в первый день чествовали повиту́х; во второй день было чествование Ро́да Небесного и Ролителей; третий день – День РожанИц –чествовали Богородицу Ладу и Богородицу Морену. Мамы с детьми родившимися в этом году приглашали Повитух домой, а с детьми от года до 3 лет шли к повитухе, и несли в горшке петуха или курочку, (взависимости от того - девочку или мальчика приняла повитуха) несли угощенье, давали деньги, полотно, платки, полотенца и угощали вином, разносолами и варили кашу на молоке, сдоблЯя маслом, яицами, украшали маком, орехами, ягодами;несли кашу, а повитУха в долгу не оставалась она тоже угощала всех кашей, дарила детям распашонки, пелёнки, уж она знала кто к ней в этом году придёт и заранее готовила(для каждого персонально – вышивала или вязала шапочки, носки). Подняв горшок с кашей над головой ребёнка она произносила «рости высоко-высоко» и угощала детей сладкими орешками или давала горсть гороху -ребёнок перекатывая горох или орех во рту переставал картавить и шепелявить; новоро́женицу-мать она угощала грецким орехом, чтобв молоко у той прибывало. В 1590 году киевский митрополит Михаил запретил празднование «Бабьи каши» «как язЫческое тре́бище». - День 29 февраля высокосного года – КасьЯн. Касьян немилостив, завистлив,злопамятен, может ветер спустить, или мор. Его боялись.В этот день старались не выходить из избы, особенно в предзакатный час. Считали «На што КасьЯн глЯнет – попЫ не отчитАют, бабки не отшЭпчют»; а если что-то шло впереко́с, не так как надо, или заболел, говорили «Ровно Касья́н гля́нул». Высоко́сный год – чётный год раз в четыре года(см.«местА») - День солнцестояния - солнцеворо́т, солноворо́т. 21-22 июня(по новому летоисчислению, т.е новый стиль) - день летнего солнцестоЯния - День зимнего солнцестояния - 25 декабря(нов.ст.); в этот день церковь отмечает День Преблаженного святителя Спиридо́на. Спиридо́н Тримифунтский, помогает в материальных и жилищных проблемах; По поводу зименего солноворо́та говорили «сонцё на ли́́то, зима на мороз»(со́лнце – на лЕто, зима на мороз). В этот день жгли костры в честь солнца, пекли блины, а утром выходили за околицу и закликали солнце: «Солнышко-вёдрышко, покажысь, красное розожгись!»; скатывали с горы горящее колесо, лепили снежных баб и водили круг них хороводы, катались с гор, а если кому приходилось выезжать в дорогу, то, начиная путь, нужно было непременно скатиться на санях с горки, хотя бы с очень маленькой. - День весеннего равноденствия - со́́роки. 23 марта (нов.ст) идут на Русь Со́роки. Сорок мучеников, воспоминаемых Православною Церковью, торят(по народному присловью) путь-дорогу сорокА Утреникам(утренним морозам)), из которых каждый всё мягче, всё легче один другого. Если все 40 утреников подряд до ЗосИмы-пчельника(30апреля) пройдут без пота́йки, быть всему лету тёплому, да ведреному.. На Со́роки день с ночью меряются (весеннее равноденствие); 23.03 прилетает на Русь вторая весенняя птица – жаворонок, а с ним ещё сорок птиц. И пекут на Руси жаворонков из теста, встречают весну. - День 14 мая - Ереме́й-запряга́льник с этого дня у нас на севере начинается посевная пора. - День 30 мая 1923г. - «30-го мая «Неделя совести». Все, кто чем может, помогут в эту неделю больным и беспризорным ребятишкам…» (Гзета «Трудовое слово» - орган Уездисполкома, город ВЫтегра, 02.04.1923года). - День черездве недели после Пасхи - «Красная Горка» или «Радуница». Всю неделю молодёжь на горках, оттаявших из-под снега в лучших нарядах, жгут костры, закликают весну-красну, водят хороводы, а в это время на погостах вдовы и сироты оплакивают своих родных, и всю неделю кладбище кишмя-кишит от народу(поминают рюмочкой, поливают могилки водочкой, полагают на могилки яйца. Во вторник детвора закликает дождь и если случится гром, то надо перекувырнуться через голову три раза – чтобы спина не болела, а девки умываются через колено(Было поверье: если девка в дождь на «Красную Горку» умоется трижды через своё собственное колено, то молодость и красота не покинут её долго). - День 1-е августа - Макрѝдин день илиМакрѝды; макрѝда =1.(неод.,заботлив) мокрѝда – мо̀края(о попавшем под дождь, об опИсавшемся ребёнке); 2.Макрѝда - старинное женское имя (у Василия Великого была сестра с именем Макрѝда). Вэтот день положено было всех обливать водой и купаться; и примечали: если этот день был сухим, то и осень будет сухая, а если прольют дожди, то и осень будет мокрая(«А как на «Макрѝды» мужыки догледЯт - когда бабы к озеру зберу̀цце, - и ну их в озёро пеха̀ть (это «макрИды стрОят»), ак што ѝфканья-та, то̀льке у̀ханьё стоѝт!»). - День 2 августа – Ильи́н День= Илья́, И́лия; в закличках имя Илья́ звучит как И́лия(с ударением на первом слоге). Издавна а нашем северном краю почитался Илья держателем гроз. Тихая погода в этот день обещает тихую осень и зиму без метелей. «Сказывали стАры старики, што бывал мороз в ИльИн День, дак на реке камни подымАло – так и бросАло. И такой голод здесь был, што мох Ели и на очЕлье ходили». (т.е. ходили под окна просить кусок хлеба). После второго августа убавляется тепло, с ИльинА днИ начинется жнивьё хлебов. - День 31августа(нов.ст.) – День ФлОра и ЛАвра, день поклонения конЮ - праздник, оставшийся от языческих времён. В этот день на лошадях не работали, их мыли, купали, расчёсывали хвосты и гривы, заплетали в косы вплетая ленты, пекли пироги в форме копыта и отдавали их священнику, который святил коней и конюшни святой водой. - День 30 сентября - осенѝны –день именин Веры, Надежды,Любови. - День 26 октября - почѝнки, зябу̀шки, ознобу̀шки; в этот день полагалось чинить=ремонтировать. - День 15 ноября - Акиндин и Пегасий. Считалось, что Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит. То есть световой день убывает, а значит, надо отго-нять темень, но делать это осторожно, чтобы не спалить весь дом. С этого дня обряды оберега света и зерна в закромах исполняются особенно внимательно. В этот день чество- вали овинника, «поздравляли» его и оставляли рядом с ямой, в которой разводили огонь, гор- шок овсяной каши - День настАнет(днём обсо̀хнетземля, спаду̀т ро̀сы, пригреет солнышко) –ободня̀(е)т, ободня̀е(т), ободня̀ёт,(что произошло)ободня̀ло – день настал, рОсы сПали,трава, земля обсохли, согретые солнцем обвеянные ветрАми(«Погодѝ манѐнько-то, пуска̀й ободня̀т, ак и побежыш!»). - День весь потраченный на что-то – (огорч.,неод.)день-деньско̀й. «Где тя лешой нОсит – ыть день-деньскОй глаз домой не ка̀жот!» «Ак я на робОти день-деньской, а хто за има̀ доглядАт, а не хто!». - День, дневно̀е врѐмя – дённа́̀ пора̀, дённо̀ врѐмё; (когда)дё́нной поро́й= днём: («Ну да какѝ ищѐ те зеленЯ, трёх дён не прошло̀, как посИяли!»). - День солнечный- пого̀жый, пого̀жой, вё́дрёной,погодапого̀жа(я), вё́дрёна(я), «пого́жы(е), пого́жыи (деньки́, денё́чьки), «пого́жыё (деньки́, денё́цьки); - День Первопрестольных апостолов Петра и Павла(12 июля) -ПетрОв День, Петро-Па̀влы, Петро̀вки, и (усмешл.)«ПетрОвки-голодОвки» – это о днях поста перед 12 июля («до ПетрвАдни); Петровѐй -так называли престольный праздник своей деревни вертосё̀ла. «В этот день в деревню приежжали с Ежэзера свящЕнники, и устраивался « КрЕстной ход» круг озера, с херувИнам, с кадИлом, икОны несли, а потом всей деревней съедали, жаренного на кострах, жертвенного оленя, посланного богами в дар за труды людские» (по легенде на противоположный берег Нашего озера выбегали два оленя и олениха. Два оленя плыли в сторону охотников, ожидавших их на этом берегу. Одного из них стреляли). Впоследствии, когда олени перестали выбегать к озеру, стали жители деревни стали сообща покупать быка красной масти», т.к. красный цвет гарантировал солнечную погоду во время косовИцы; - Дѐньги налѝчные – (уваж.)«жыва̀ деньга̀»,(шутл.)тѝти-мѝти, купѝло, купѐрьё, купѝш,(дет. декс.)са́ра. («Ак шцё ты ду̀маш, ыть жыва̀ деньга̀ в рука̀х – велѝко дело: захотел, да и взял што хош!» «Куда не кинь – везде клин: всем тИти-мИти подавай!»; присказки об отсутствии денег: «Купи́ло в лес укати́ло», «Ку́пиш, как слупиш» -купишь, если долги тебе вернут, то будет на что купить); «Ку̀пиш ку̀киш»; «Купѝш уехал в Париж»). - Деревѐнь –деревнѐй, деревё̀н(«Как от Тага̀жмозера-та идёш, ак тамо дерѐвня, друга̀.., да, там много деревнѐй»; «А робята-та з других деревён всё прѝдут да задира̀юцце с на̀шым-от робЯтам.»). - Деревни(названия некоторых деревень) на Вытегорьи, упоминаемые в церковных книгах: названия поселений давались или по имени владельца, или по названию местности, где они возникали («А и стояли на тому мисте небольшыи деревнёшки, можно сказать починки, названия у их не было, а называли их по реки́, а где-ка - по горЫ, на которых оне - тыи деревнёшочьки-ты стояли»); 1791год «деревня, вновь поселённая у Генаозера» (Эйнозеро); «деревня подле реки Ежа»; «дереня, вновь поселённая в пихки у Ыгат-озерка», «починок у Каменного ручья», «деревня Ка́ров Конец», «Конец БолОтья», «деревня Па́трова Гора», «деревня по праву Па́лозера», «деревня СпЕров Конец»; 1796 год «деревня над Алым озером», «деревня Боярской Горы», «деревня вновь поселённая на Га́лентьевом ручью́», «Деревня Ри́́мова Гора», «деревня Са́виной ГорЫ»; 1797год «деревня Натага́жмызахарязина Гора»; «деревня. Натага́жмыгалентьева Гора»; «деревня у родника у кур»; 1811год деревня между река Алый(?) Алмозеро Са́лозеро Са́лмосозеро; 1818год. «деревня Ближняя Ка́рданга», «деревня Бру́сова», «Сельцо Брянское», «сельцО Вахпил», «деревня Великий Двор (поместье Ратькова)», «деревня Ве́ртосельга», «Гормору́чья»;деревня Ежезерского Прихода - Тали́́̀ньсельга, «деревняВя̀ньги», т.е. деревня у реки «Вя̀ньги»; - Дерѐвня –(уменш., ласк.)дере(в)у̀шка, деревнёшоцька, деревнё̀шка, дерё̀венка, деревнЮшка. («Алмозеро была ма̀ленька деревнё̀шоцька, она роспоселѝласе потом-от!»; «А на месте, где типере стоит город Вытегра раньше небольша̀ деревнё̀шка стояла и имя ей было Вя̀ньги»). - Деревня моих предков, жывших на Вѐпской возвышенности - Вѐ̀ртосельга. Первопоселенцы деревни Вертосельги занимались подсе́чным земледелием, корчуя и палЯ леса, и от того, что деревня стояла на «пала̀х»- «Дере́вня на пала̀х» (на «палЁной подсе́ке») считается, что название деревни произошло от вепского «Vеrt//tа» - палить подсе́ку. На карте, составленной КлешнинЫм в 1728 голу, обозначено «Вiртоселга», и в церковных книгах Олонецкой губернии писалось и «Вiртселга», и «Вiртоселга», и «Вяртоселга», и «Вертосельга». В словаре вепского языка Марии Ивановны Зайцевой (к стати, она вытегОрка), читаем: «Vеrt//tа» - палить подсеку; Значение слова «се́льга» - второй составной части в названии деревни«Вѐртосельга»- неоднозначно: здесь оправдано и значение «продолговатая, поросшая лесом возвышенность - «се́льга», но, скорей всего, здесь присутствует второе значение вепского « се́льга = се́льква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, а Вертосельга как раз и стояла среди непроходимых болот и многочисленных озёр на вершине одного, из кривой гряды холмов, круто обрывающихся с северо-восточной стороны в болота(в «Полу̀нощьное», «Га́дово», «Подго̀рнее»); а вепское «Sеlg аhs»= «сЕльга» - означает кривая спина. Ещё и в 20 веке деревня Ве́ртосельга слыла в округе как «кривая Ве́ртосельга», и, скорей всего, что это и есть та самая «КривАя се́льга» - «Деревня на пала́х»,, упоминавшаяся в писцовых книгах Обонѐжской пятины» 14 – 16 в.в.; 14-15 вв. Очевидно, поселение, зародившееся на кривой горе = Кривой Се́льге(«Sеlg аhs» - кривая спина), звалось по названию этой горы, а впоследствии, когда стали палить подсе́ки освобождая зе́мли от леса, селище стали обозначать как «Деревня на пала́х Кривой се́льги» т.е.Ве́ртосельга. (Я воскресила некоторые географические названия гео.объектов Вытегории, и места их нахождения(см.ст.«Мои открытия прошедших жизней») и опубликовала в «Проза ру», и озвучила на РТВ«Русское радио»: (© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017, свидетельство о публикации №217103101291»мои открытия» 31.10.17. ; №217103101291217»мои открытия»; №218020400881(ххх) 04.02.18 «мои открытия»);
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.210 (0.018 с.) |