Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
то осень будет тёплой и долгой.
Содержание книги
- Ра́чицце, глазе́ет, глаза продаваёт, глаза пу̀чит, пу́чицце, глаза пя́лит,глаза
- цёкотѝт «трещи́т, трешшы̀т, стреко́цёт, тарато́рит.
- да́льнёму, дальноё, да́лна(я), да́лнёё, да́лнёму, да́лно(е), далноё, да́лному, (мн.ч.)да́лны(е), да́лныи;
- засидѐласе» в девках, ну, а уж после 20, то и вовсе:«веко(в)у̀ха»,да«ста̀ра девка».
- копошы̀сси, окошэливаиссе, шы́шляесе, шы́шляиссе, копа́иссе, кошэ́лиссе;
- восток Ве́ртосельга
- жада̀ёш, жада̀иш;(город.произн.)алка́ит, жада̀ит, жажда̀ит, жада̀иш, жажда̀иш
- первопоселѐнець, своезѐмец(см.«крестьянин»).
- бродя̀жницети, бродя̀жницеть, бродя̀жничяти, бродя̀жничять, бродя̀жыти, бродя̀жыть
- Малышей, за их беспечность и весёлость называли ласково«труляля́йка»;
- с рук на́руки»,«с руки на́руку».
- фѝгушки, фи́гыньки» - 1.(груб.)отказ, 2. Отсутствие чего-либо.
- ночева̀льниця, ночева́льщица.
- На берегуболота - над болотом, надо мхо́м. В церковных записях встречаются названия селений «над мо́хом» «над ги́жын мох».
- напряжо̀ш, напряжэ̀ссе, напряжэ̀ш.
- наку́льпа(е)ш, уку́льпа(е)ш, наздева́(е)ш.
- высвобожда́й, выслобожда́итё, выслобожда́йтё, выслобоня́йтё.
- Свидетельство о публикации №220041901687
- шшэвелѝсе, шшэвелѝссе, сшэвельнѐсе, сшэвельнессе, шшэвельнѐсе, шшэвельнессе
- Наставлѐти, наставлѐть; (что сделать) «наста́вить на путь», «наста́вить на путь и́стиный»;
- запропастѝлисе, запропал) - о долго отсутствующем человеке;
- неод) ополоу̀меть;а слова:«(неод)спя̀тить(неод)одуреть,(неод)оглупеть, ,(насм.,неприяз)
- булты̀хну̀тись, бултыхну̀тсе, булты̀хну̀цце, булты̀хну̀ццэ, бултыхну̀цца;
- бры̀кнутисе, бры̀кнутись,бры̀кнутсе(упасть)бры̀кнути, бры̀кнуть
- Савелий – Савё́л, Савё́лко.
- Самое лучшее - самолу̀чьшо, самолу̀ццёё, «што-ненаѐс(т)ь» = «что-нинаѐсть» («самолу̀ццёй сарафан достала с книфа̀сам – на выход бережоно было»).
- коптя́щие, коптя́щии,(деревенский говор)коптя́шшыё, коптя́шшыи.
- мо́га, мочь; деревес. произнош. – моць, мо́шш; городское произн. – мо́шчь.
- удово́лиласе, уте́шылсе, нате́шыласе.
- что сделать)ублажы́ти, ублажы́ть, поте́шыти, поте́шыть, потра́фити, потра́фить
- сту́жа,(неод.)холодры̀га, «холод соба̀чей», колоту́н, карачЮн.
- Струхнё̀ш,(ехид)«зассы̀̀ш на берё̀сту», «засцы̀ш на берё̀сту»;
- Говор вытего́рья начала ХХ века «щ»)отослала 07. 02. 20. В череповец
- Изд. Дом « дом "порт-апрель"» ответ: сегодня 09. 02. 20
- э́то(указат)– вонѐто(вон э́то).
- Свидетельство о публикации №220041301681
- местном наречии обозначают рваную в подолах одежду).
- Бить - бют, и пла́кать не велят.
- Вот и жысь – тольке за ево держысь.
- Девка в доме - што горох в поле, каждый норовит сорвать.
- Мо(жэ)т и баба, мо(жэ)т и дед, мо(жэ)т и буде(т), мо(жэ)т и нет. (сомнение).
- Недосо́л на столе, пересо́л на спине.
- Пома́хивай, да стряхивай(не принимай близко к сердцу, не обращяй внимания).
- Серё́дка сы́та, ак концы́ игра́ют.
- То̀-ли баба, то̀ли дед, то̀-ли выйдет, то-ли нет. (сомнение в положительном результате задуманного дела).
- Хоро̀шый петух жырным не быва̀(е)т.
- то осень будет тёплой и долгой.
- кот в дому –хозяин! Коты с Домовым дружбу водят».
- Свидетельство о публикации №220050401394
- Говор моих предков с Вепсской возвышенности»
то осень будет тёплой и долгой.
(из народных примет Вытегорского края).
«Коль в ИвАнову ночьку траву ту сорвѐшь-не каки враги тя не одо́лят; и будут не стра̀шны тибѐ не горы крутыё, не чя̀щи лесныё, не болота топкиё –одо́лит всё одолЕнь-трава и приведѐт тя к дому родимому».
Корень одолени полезен от боли зубной. Её в качестве оберѐга брали с собой путники в дорогу и верили, что трава эта одолевает зло-поветрие.
- А если не любит тебя кто, и хочешь присушить его, дай съесть тот корень – и полюбит!
- «Богоро́диця-Покро́в, дай мне добрую свекро́вь! И, здо́брись поскоря́й – найди
мне жонишка поумня́й! Покро́й мою голо́ушку жемчю́жным коко́шником, золотым подзаты́льником»
- В Семи́к-день веника не ря́дят, не па́рятся в парно́й пару́ше.
- В ночь Великого четверга жгут соломенные костры, и скачут через огонь,
а до свету едут в лес за можжевельником (вереском): «…Царь лесной,
Царица лесная, дайте мне на доброе здоровье , на плод и род…», а потом
разбрасывают его по двору. А дети бегают вокруг двора с боталом, отгоняя
нечистого от скота. Мазали кресты смолой по коридору, чтобы болезнь не
проходила в дом (смола, вереск, багульник обере́ги).
На восходе обливаются водой, смывая с себя грехи и призоры… хозяйка втыкала в притолоку серп, а хозяин ввечеру топор, заслоняя дом от зла.
- Если дверь горько скрипит, то хозяин ухо прикладывает: «неужоли плохо
заступил порог от неведомой силы».
- От четверговой всенощной идут с зажжоной свечой. Хозяин дома
прокапчивает на косяке входной двери три креста. И уже хаты не метут до Пасхи.».
(«Вытегорский Погост», Олонецкие губернские ведомости, 1884г.).
- Есть дни, по которым знающие люди от болезней и бед спасаются, бросая золото, деньги на кладбищах, перекрёстках и других местах.
- Петуха семь лет не дёржат. Семилетней чёрный петух 15-го января снесет в навозе яицо, с которово 4-го июня вылупицце змей, «…а в ко́ей Земле заведе́цце – ту́ю Землю пусто́ю уцинит, а в ко́ём дому заведе́цце, в то́му до́ми все, неве́сь шцево́, станут со́хнути». И потому собирают все куриныё кладки и варя̀т вкрутя̀к.
- ядовитую чёрную змею – называли а́спид.(чёрный цвет с сероватым оттенком -«а́спидный»); а́спиднаводил ужас ещё и тем, что гонялся за людьми, поднимая вверх то-ли большие уши, то-ли крылья. В сказках это - змей-а́спид, живший в горах пеще́рных,и налетавший на людей, разоряя их; и существовало пове́рье (вплоть до середины ХХ века) «Как если гад за тобой го́ницце, брось опоя́ску по-за сибе́, он и отстанёт»); о медя́нке тоже было поверье («…колесом све́рнецце и кати́т з горы! А ко́ли ие́ удариш ольхо́вой па́лоцькой, ак она и россы́пицце на ме́лки кусоцьки, и ровно -золото, но ты не бери ево, а возьми розбросай ты́и куски в ра́зны стороны, а нет оне́ снОву сростУцце в целово гада»). Под деревней Ве́ртосельгой, слева от га́ти стояло «Га́дово болото».
- «Коша́цей-от обы́цей змеиному сродни́. А, быва̀т, иной кот и сам в змея перекинецце, но. Ак вот, любушка, што я те скажу: ноцью-ту, ак не верь, любушка, не кому не верь: не коту не петуху - а вдруг это аспид-змей, но: перикинулсе, да и ждет-дожыда́т, штобы ево приголу́били! Ууй, шот-ты, любушка моя, ак ыть аспид - змей крыла́той, ак как завидит целовека, станёт на хвост, ушы вростопырку и литит, прямо лётом –литит, гоницце следом! А жывет аспид-змей в горах пецѐрных каменных, имеет нос птицёй, да два хобота, и не огня не любит, не трубного гласа, а в коей Земле заведе́цце – тую Землю пустою уцинит, а в ко́ём дому заведецце, в то́му до́ми все, не весь шцево, станут со́хнути».
|