Изучение лирики в старших классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение лирики в старших классах



План занятия

I. Обдумайте вопросы:

1. В чем особенности читательской деятельности при восприятии лирики?

2. В чем трудность общения читателя с поэзией? Каковы пути преодоления читательских барьеров в восприятии лирических произведений?

II. Выполните задания:

Задание 1. Сравните различные системы уроков по изучению лирики Н.А. Некрасова в 10 классе. Подумайте над вопросами:

· Какие основные идеи, концепции легли в основу каждой из систем?

· В чем особенность каждой из систем? Обратите внимание на отбор произведений, трактовку произведений, логику развития идеи, методические приемы.

· Какая система Вас привлекает больше? Почему?

 

Система 1

1. Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

2. Чтение и анализ стихотворений "Поэт и гражданин", "Памяти Добролюбова".

3. Коллективный анализ стихотворения "Элегия".

4. Темы лирики Некрасова. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Система 2

1. "Поэт истинный". Жизнь и творчество Некрасова в период до 1856 г.("В дороге", "Тройка", "Колыбельная песня", "Нравственный человек", "Родина"). Сопоставление стихотворения "Родина" со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Родина".

2. Некрасов о назначении поэта и поэзии. Стихотворение "Поэт и гражданин". Идеал общественного деятеля в лирике поэта. Стихотворение "Памяти Добролюбова".

3. "Раненное сердце". Жизнь и творчество Некрасова в 60-70-е годы. Стихотворение "Элегия". (Сопоставление близких по содержанию зарисовок, мотивов со стихотворением А.С. Пушкина "Деревня", "Эхо").

4. Самостоятельная работа учеников. Обобщение преподавателя. (Индивидуальные и групповые задания: Анализ стихотворений "Забытая деревня", "Песня Еремушке", "Рыцарь на час", "Мать" и др.).

Система 3

1. Личность и судьба поэта. Детство и юность. Повторение ранее изученного ("На Волге"). Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения "Родина".(Роль традиций в творчестве Некрасова: сопоставительный анализ стихотворений Некрасова "Родина" и Лермонтова "Родина".

2. Расцвет таланта. Доля народная и призвание поэта в лирике
Некрасова ("Поэт и гражданин"; "Памяти Добролюбова"; "Элегия"). Сопоставление "Элегии" с "Деревней" А.С. Пушкина.

3. Художественный мир поэзии Н.А. Некрасова. (Избранные страницы). Самостоятельный анализ стихотворений на основе представлений о стиле: "В дороге", "На улице", "Белинский", "Вчерашний день, часу в шестом", "Тишина", Зине" и др.

Система 4

1. "Поэтом можешь ты не быть..". Некрасов - гражданин и Некрасов - поэт. Чтение учащимися стихотворений и фрагментов на темы "гражданственности" и "поэзии": "Поэт и гражданин", "Вчерашний день..", "Муза", "Блажен незлобивый поэт", "Сеятелям". Развитие навыков сопоставительного анализа: "Муза" Некрасова и "Муза" Пушкина; "Сеятелям" Некрасова и "Свободы сеятель пустынный.." Пушкина; "Родина" Некрасова и "Родина" Лермонтова.

2. "Матушка Русь" - центральный образ в творчестве Некрасова. Поэмы "Саша", "Тишина", "Коробейники".

3. Изображение народной жизни в стихотворениях Некрасова. Чтение и самостоятельный анализ стихов: "В дороге", "Еду ли ночью", "Несжатая полоса", " Школьник", "Зеленый шум" и др.

4. Христианский или социалистический идеал? "Влас" и."Легенда о двух великих грешниках" (из поэмы). Проблема единства христианских и социалистических мотивов в мировоззрении поэта. Ф.М. Достоевский о стихотворении "Влас" ("Дневники писателя").

Система 5

1. Судьба поэта.

2. Новизна тем, образов, стиля лирики Н.А. Некрасова. Анализ стихотворений "Родина", "Огородник", "Тройка", "Еду ли ночью по улице темной...",

3. Размышление поэта о смысле жизни и назначении поэта. Анализ стихотворений "Вчерашний день...", "Поэт и гражданин", "Элегия". Сопоставление "Элегии" с "Деревней" А.С. Пушкина.

4. Идеал человека в понимании Некрасова. Анализ стихотворений "В.Г. Белинский", "Памяти Добролюбова", "Н.Г. Чернышевский".

5. Трагическое восприятие любви в понимании Н.А. Некрасова. Стихотворение «Горящие письма", "О, письма женщины, нам милой..." и др. Сравнительный анализ стихотворения Некрасова "Горящие письма" и Пушкина "Сожженное письмо".

Предложите свои идеи по проведению уроков по лирике Некрасова.

Задание 2. Разработайте один урок по изучению лирики В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (9 кл.); А.А. Фета, Ф.И. Тютчева (10 кл.); О.Э. Ман­дельштама, В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, А.А. Ахматовой (11 кл.) – по выбору (урок разработать письменно).

Примерный порядок работы

1. Запишите в произвольном порядке все мысли о творчестве поэта и о выбранном Вами для анализа стихотворении. Перечитайте и выделите главное.

2. Определитесь с литературоведческой концепцией и разработайте методику анализа выбранного стихотворения.

3. Запишите план урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)