III. «Методические материалы для размышления и дискуссии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. «Методические материалы для размышления и дискуссии»



Задание. Изучите конспект урока по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание» (11 класс) и обдумайте вопросы: Какие способы создания установки на анализ произведения предлагает педагог? Как формируется и развивается проблемная ситуация? Соответствует ли проблемный вопрос присущим ему качествам?

 

«Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей

собственной жизни…»

(Изучение рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание» в 11 классе)

 

Рассказ И.А. Бунина, включенный в Федеральные Программы, по-прежнему нуждается в серьезном методическом осмыслении.

Старшеклассники с большим вниманием и интересом читают эту удивительную поэтическую миниатюру в прозе; им близки и понятны ситуации, в которых оказываются герои произведения, они с сочувствием следят за судьбой Оли Мещерской, задумываются над нравственной стороной совершенных ею поступков. Однако самостоятельно школьникам достаточно сложно понять авторскую концепцию бытия. Увлеченные общей проблемой, они не замечают деталей, из которых складывается художественный мир произведения.

Перед изучением рассказа подросткам было дано задание сформулировать и записать вопросы, которые им бы хотелось обсудить на уроке. С одной стороны, мы выявляем проблемы, волнующие учащихся, а с другой - выявляем уровень их литературного развития и готовность вступать в эстетический диалог с художественным текстом. На доске появились следующие вопросы: «Почему рассказ называется «Легкое дыхание»?, «Почему рассказ начинается с описания кладбища?», «Какова роль классной дамы в структуре произведения?» и др. Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками на самом деле важны для понимания этого произведения, и обсуждение их в классе вполне естественно. 

В концептуальном аспекте на уроках, посвященных рассказу И.А. Бунина, рассматривается философская проблема жизни и смерти. Таковы фабула рассказа, композиционный принцип сопоставления эпизодов, полных жизни, с эпизодами, в которых звучит мотив смерти («гулянье на соборной площади», «каток в городском саду», «большой кабинет начальницы, дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки» - «тяжелый дубовый крест» на могиле Оли Мещерской, ее трагическая гибель на вокзале), таковы характер, состояние, внешний облик героев (подросток-самоубийца Шеншин; «моложавая, но седая начальница»; классная дама – «немолодая девушка»), таково в тексте описание состояния окружающей среды («зима снежная, солнечная, морозная», «птицы на кладбище, сладко поющие»). И.А. Бунину важно показать не столько две ипостаси человеческого существования, сколько объединить обостренное чувство жизни-смерти с чувством целого. Сам художник признавался, что его «рождение не было его началом. Начало затеряно в непостижимой тьме и отстоит от метрического рождения на мириады лет…».

В 1930-е годы, возвращаясь в диалогах с Галиной Кузнецовой к этому тексту, Бунин не раз цитировал Марка Аврелия. Философские сентенции римского стоика помогли ему осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей и природу. В работах мыслителя наиболее важной Бунину представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными. 

В аспекте авторских рассуждений о жизни-смерти целесообразно рассмотреть образ Оли Мещерской, скорее, похожей на фетовскую бабочку с ее «воздушным очертаньем», грациозностью, легкостью, непостоянством («На долго ли, без цели, без усилья,/ Дышать хочу? / Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ И улечу». «Бабочка», 1884), или на тютчевскую «ветреную Гебу» («Весенняя гроза», 1828; начало 1850-х гг), сочетающую в себе антропоморфные и метеорологические черты. Героиня полна жизни, беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Она, как бабочка, выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни и смерти: не слушает наставлений начальницы, выделяется среди своих сверстников, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину, предчувствует смерть, умирает преждевременно, оживает в памяти классной дамы и рассеивается в мировом фоне. Легкое дыхание, о котором говорит Оля в конце рассказа, – деталь облика самой героини, метонимически сливающаяся с пейзажем. Эта деталь мимолетна, она не прикреплена ни к конкретному времени, ни к фабульным событиям («однажды…Оля говорила своей подруге…»). Эта деталь «физична, но из всех физических проявлений человека выбрано самое нематериальное и имеющее богатые духовные коннотации» (А.К. Жолковский).

На уроке следует также обратить внимание учащихся на стилистические особенности произведения. Несмотря на то что писатель был убежденным противником новой эстетики и считал себя последовательным продолжателем традиций классического XIX века, все же нельзя не включить рассказ в контекст стилистических исканий XX века: последовательный обрыв фабульных связей, преодоление временных рамок, лиризм и фрагментарность письма, реминисцентность, кинематографический монтаж разноплановых и разномасштабных эпизодов и другие модернистские инновации – все это характерно и для рассказа Бунина, и для прозы нового века.

Выбранные методические приемы (ассоциативный, стилистический анализ) будут способствовать развитию интертекстуального слуха читателей, ассоциативного мышления, языкового чутья, раскрытию значения культурных традиций, индивидуальной манеры письма изучаемого автора, совершенствованию аналитических и интерпретационных способностей школьников.

Урок можно построить следующим образом. На доске записаны эпиграфы:

«Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…»

И.А. Бунин.

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…»

М. Аврелий.

В центре внимания учеников и учителя оказывается проблемный вопрос: «Почему произведение, рассказывающее об отдельных фрагментах жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской, называется «Легкое дыхание»?, вокруг которого и организуется работа в классе.   

 На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам и просим учеников прокомментировать их, объяснить свое понимание записанных цитат, выделить в каждой так называемые «слова-звезды».

Затем обращаемся к словосочетанию «легкое дыхание» и просим записать слова-ассоциации, слова-ощущения (по звуку, по запаху, по цвету и т.п.). Так начинается процесс погружения в подсознание и выявление тех личностно значимых слов, которые «станут симптомами смыла». В результате творческих усилий на доске появляется запись: «Легкое дыхание – это «чистота», «свежесть», «беззаботность», «недуманье», «свобода», «воздушный полет бабочки и звонкое стрекотание кузнечиков» и т.п.). Анализ стихотворения А. Фета «Бабочка», которое является очевидным прототекстом произведения И.А. Бунина, расширит «вербальное облако» смысла словосочетания «легкое дыхание».

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

         Я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем-

         Лишь два крыла.

 

Не спрашивай: откуда появилась?

       Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

       И вот – дышу.

 

Надолго ли, без цели, без усилья

        Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

         И улечу.

  Вопросы и задания к стихотворению: Чем мила бабочка? Выпишите слова, подчеркивающие ее особенность. Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А. Фета? Добавим, что Фет был любимым поэтом Бунина. Он для него величайший стилист эпохи, поэт чувственный и страстный, прозревающий сквозь полотно Вселенной трепет и мерцание бытия. Как и Фет, Бунин пробивает корку материи, заставляя все житейское, будничное говорить языком «легкого дыхания».

 На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет определенное задание:

I группа – выписывает из текста слова, словосочетания, которые определяют характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние («беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», «ничего не боялась», «самая беззаботная и самая счастливая», «вихрем носилась по залу», «присела легко и грациозно», «никогда не думала любить его…все разговоры о браке – одно издевательство», «я не понимаю, как это могло случиться» и др.);

II группа – отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.

III группа – обдумывает вопросы: «Чем привлекает Оля классную даму?», «Почему она каждый праздник ходит на ее могилу?» (Эта женщина обделена судьбой, она ничем не примечательна, и, может быть, смерть девушки наполнила ее скромную жизнь новым содержанием… С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, небу, людям.).

IV группа – готовит ответ на вопрос: «Как лирическое в тексте преобразует прозаическое (грубое и тяжелое), подготавливая появление финальных строк рассказа?» С этой целью ученики выписывают из текста слова, входящие в лексическое гнездо с корнем «дых» («вздох», «вздыхать», «дыхание», «дышавший», «воздух»).

 На заключительном этапе урока ученики подводят итоги и отвечают на проблемный вопрос. Приведем несколько высказываний.

«Словосочетание «легкое дыхание» в моем сознании ассоциируется со свободой, свежестью, чистотой. Анализ рассказа И.А. Бунина показал, что все эти определения связаны с образом Оли Мещерской. В ее действиях, мыслях, чувствах просматривается легкость и непринужденность, грациозность и изящество. Она похожа на легкокрылое существо, которое приходит в этот суровый мир на мгновение, озаряя его ярким светом и исчезая в пустоте пространства лишь затем, чтобы через какое-то время вернуться снова» (Нина М.).

«До изучения произведения в классе мне казалось, что заглавие рассказа не соответствует его содержанию: ведь автор описывает самую обыкновенную, ничем не примечательную жизнь гимназистки из небольшого провинциального городка и ее классной дамы. Вдруг на этом тусклом фоне возникает образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ, вызывающий множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, грациозность. Всеми этими качествами обладает Оля Мещерская <…> Вероятно, Бунин не осуждает свою героиню, он, скорее, любуется девушкой, так как ценит в людях этот редкий талант – умение наслаждаться красотой мира, его великолепием, жить с удовольствием» (Света И.).  

«Оля Мещерская похожа на фетовскую бабочку. Она символ жизни, изящности и легкости. Через судьбу Оли автор показал, что жизнь для него важнее, сильнее смерти. Девушка погибла, но ее дыхание вернулось в этот мир и преобразило жизнь классной дамы» (Оля В.).

Можно попросить группу заранее подготовленных учащихся выступить с сообщением на тему: «Черты прозы XX века в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание».  

Таким образом, предложенная методика анализа рассказа И.А. Бунина на уроках литературы в 11 классе – лишь вариант работы над текстом, одно из средств осмысления авторской концепции бытия.

ЛИТЕРАТУРА для разработки урока

Вайман Н. Бальзаковский парадокс. М., 1981.

Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. С. 140-156.

Гордиенко Л.Л. Развитие речи школьников на первом этапе мастерской по литературе // Литературное и художественное образование школьников. СПб., 2002. С. 67-68.

Жолковский А.К. «Легкое дыхание» И.А. Бунина – Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны. М., 1994. С. 103-122.

        

ЛИТЕРАТУРА по теме практического занятия

Маранцман В. Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

Маранцман В.Г: Проблемные ситуации при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" // Урок литературы в школе. Л., 1974.

Маранцман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения и другие пути школьного разбора // Литература в школе. 1972. № 3.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.Ч. 1. С. 214-221, 230-238.

ТЕМА  9.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.022 с.)