Методы и приемы школьного изучения литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы школьного изучения литературы



СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ

План занятия

I. Обдумайте вопросы:

1. Каковы научные подходы к решению проблемы методов (В. В. Голубков, Н.И. Кудряшев, В.Г. Маранцман)?

2. Каковы особенности школьного и литературоведческого анализа?

3. Какие приемы постижения авторской позиции Вы знаете? В чем специфика каждого из них? (Общий обзор).

4. Объясните, что влияет на выбор методов и приемов анализа художественного произведения в школе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Анализ художественного произведения / Под ред. М.Л. Семановой. М., 1986. С.59-74.

Маранцман В.Г. Единство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирических стихов в 6 классе// Литература в средней школе. Л., 1969. Вып.4.

Методика преподавания литературы/ Под ред. З.Я. Рез. М., Л., 1985. Разд.3. Гл.8.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.Ч. 1. С. 151-172.

 

II. Выполните задания:

Задание 1. Прочитав предложенные ниже фрагменты уроков, определите, какие методические приемы анализа произведения использует учитель:

А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс)

«...Следующий эпизод: "Чернавка и царевна в лесу". В одном из вариантов текста Пушкин сразу подчеркивал сочувствие чернавки царевне, неодобрение жестокости царицы:

Спорить что ли с бабой гневной?

Что же? Нехотя с царевной...

Не убила, не связала,

И заплакавши сказала...

В окончательном тексте чернавка, скорее, оправдывается перед собой и не столь горестно переживает участь царевны. Но все же почему чернавка не исполнила приказ царицы? Почему отпустила царевну?...Став "нищей черницей" (после открытия тайны – А.Л.), чернавка сохраняет благостность слов, но творит зловещие действия, и авторский текст подчеркивает это. В черновике черница именовалась то. сестрицей, то старушечкой, в окончательном тексте - резко:"старуха". Эта разность облика и сути - причина зла, поэтому и яблоко чем-то напоминает царицу-мачеху. Пушкин упорно выписывает этот образ: "словно сахаром"; "будто патокой полно"; "свежим соком налилось". Приведя эти строки черновика, просим учеников оправдать замену слов...»

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (10 класс)

«...Задаем ученикам вопрос: "Почему роман заканчивается описанием "печального" кладбища: "окружающие его канавы давно заросли: серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все отодвинуты, словно что их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скуд­ную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам...". Этот вопрос еще раз возвращает учеников к центральной проблеме романа: о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. Во всех культурах с давними традициями особое, трепетное отношение к ро­довым кладбищам. Дух предков питает и укрепляет род человеческий, оберегает от несчастий и гибели. Заброшенные могилы - символический знак разобщенности людей, потери связи времен и поколений; расшатыва­ется родовое начало в человеке.... Можно предложить ребятам вопрос: " Встречались ли они прежде с похожими описаниями в художественном произведении?". Многие назовут повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель": " Кладбище - голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища".

Роман "Отцы и дети", как и повесть А.С. Пушкина, пробуждает в читателе понимание истинной любви и мудрости, благодаря которому возможно разрешение жизненных противоречий и преодоление препятст­вий, разъединяющих людей. В финале повести (как и в романе) звучат две ноты - трагическая, связанная со смертью героя, и светлая, связанная с образом Дуни ("прекрасная", "добрая", "славная") и образом "равнодушной" природы (в романе). Это сочетание трагизма с духовным покоем, мудрым смирением и просветленностью, это чувство "тихой при­меренной скорби, светлой печали"(С. Франк), столь характерное для позднего Пушкина, эхом откликается в романе И.С. Тургенева...».

 

Задание 2. Разбившись на группы по 4-5 чел., выполните письменно одно из предложенных заданий.

· Подготовьте фрагмент урока, предполагающий сопоставление различных редакций стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии»

ЛИТЕРАТУРА

Анализ одного стихотворения / Под. Ред. Холшевникова. Л., 1988.

Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000. С. 218-225.

 

· Предложите вопросы и задания к сопоставительному анализу стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А. Некрасова «Горящие письма» (10 кл.)

· Подготовьте вопросы и задания к композиционному анализу стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» (10 кл.) или стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» (11 кл.)

ЛИТЕРАТУРА

 

Бобылев Б.Г. «Не требуя венца…» О стихотворении А.С, Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» // Литература в школе, 2002, № 6. С.7-9.

Гуминский В.М. Жизнь пушкинского «Памятника» во времени // Литература в школе, 2002, №6. С.2-7.

Леденев А.В. Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка» // Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебн. заведений: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. В.В. Агеносова. М., 2000. С. 106-108.

Проскурин О. Поэзия А.С. Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999. С. 275-299.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.006 с.)