Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и приемы школьного изучения литературы
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ План занятия I. Обдумайте вопросы: 1. Каковы научные подходы к решению проблемы методов (В. В. Голубков, Н.И. Кудряшев, В.Г. Маранцман)? 2. Каковы особенности школьного и литературоведческого анализа? 3. Какие приемы постижения авторской позиции Вы знаете? В чем специфика каждого из них? (Общий обзор). 4. Объясните, что влияет на выбор методов и приемов анализа художественного произведения в школе.
ЛИТЕРАТУРА Анализ художественного произведения / Под ред. М.Л. Семановой. М., 1986. С.59-74. Маранцман В.Г. Единство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирических стихов в 6 классе// Литература в средней школе. Л., 1969. Вып.4. Методика преподавания литературы/ Под ред. З.Я. Рез. М., Л., 1985. Разд.3. Гл.8. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.Ч. 1. С. 151-172.
II. Выполните задания: Задание 1. Прочитав предложенные ниже фрагменты уроков, определите, какие методические приемы анализа произведения использует учитель: А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс) «...Следующий эпизод: "Чернавка и царевна в лесу". В одном из вариантов текста Пушкин сразу подчеркивал сочувствие чернавки царевне, неодобрение жестокости царицы: Спорить что ли с бабой гневной? Что же? Нехотя с царевной... Не убила, не связала, И заплакавши сказала... В окончательном тексте чернавка, скорее, оправдывается перед собой и не столь горестно переживает участь царевны. Но все же почему чернавка не исполнила приказ царицы? Почему отпустила царевну?...Став "нищей черницей" (после открытия тайны – А.Л.), чернавка сохраняет благостность слов, но творит зловещие действия, и авторский текст подчеркивает это. В черновике черница именовалась то. сестрицей, то старушечкой, в окончательном тексте - резко:"старуха". Эта разность облика и сути - причина зла, поэтому и яблоко чем-то напоминает царицу-мачеху. Пушкин упорно выписывает этот образ: "словно сахаром"; "будто патокой полно"; "свежим соком налилось". Приведя эти строки черновика, просим учеников оправдать замену слов...» И.С. Тургенев "Отцы и дети" (10 класс)
«...Задаем ученикам вопрос: "Почему роман заканчивается описанием "печального" кладбища: "окружающие его канавы давно заросли: серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все отодвинуты, словно что их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам...". Этот вопрос еще раз возвращает учеников к центральной проблеме романа: о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. Во всех культурах с давними традициями особое, трепетное отношение к родовым кладбищам. Дух предков питает и укрепляет род человеческий, оберегает от несчастий и гибели. Заброшенные могилы - символический знак разобщенности людей, потери связи времен и поколений; расшатывается родовое начало в человеке.... Можно предложить ребятам вопрос: " Встречались ли они прежде с похожими описаниями в художественном произведении?". Многие назовут повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель": " Кладбище - голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища". Роман "Отцы и дети", как и повесть А.С. Пушкина, пробуждает в читателе понимание истинной любви и мудрости, благодаря которому возможно разрешение жизненных противоречий и преодоление препятствий, разъединяющих людей. В финале повести (как и в романе) звучат две ноты - трагическая, связанная со смертью героя, и светлая, связанная с образом Дуни ("прекрасная", "добрая", "славная") и образом "равнодушной" природы (в романе). Это сочетание трагизма с духовным покоем, мудрым смирением и просветленностью, это чувство "тихой примеренной скорби, светлой печали"(С. Франк), столь характерное для позднего Пушкина, эхом откликается в романе И.С. Тургенева...».
Задание 2. Разбившись на группы по 4-5 чел., выполните письменно одно из предложенных заданий. · Подготовьте фрагмент урока, предполагающий сопоставление различных редакций стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии»
ЛИТЕРАТУРА Анализ одного стихотворения / Под. Ред. Холшевникова. Л., 1988. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000. С. 218-225.
· Предложите вопросы и задания к сопоставительному анализу стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А. Некрасова «Горящие письма» (10 кл.) · Подготовьте вопросы и задания к композиционному анализу стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» (10 кл.) или стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» (11 кл.) ЛИТЕРАТУРА
Бобылев Б.Г. «Не требуя венца…» О стихотворении А.С, Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» // Литература в школе, 2002, № 6. С.7-9. Гуминский В.М. Жизнь пушкинского «Памятника» во времени // Литература в школе, 2002, №6. С.2-7. Леденев А.В. Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка» // Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебн. заведений: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. В.В. Агеносова. М., 2000. С. 106-108. Проскурин О. Поэзия А.С. Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999. С. 275-299.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.006 с.) |