Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» в восприятии современного школьника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» в восприятии современного школьника.



Подростковый возраст 15-17 лет, как отмечают психологи и педагоги, - это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема отношений личности и общества. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретения новой социальной позиции, открытия «Я» путем общения с другими людьми, другой средой, культурой. В этом возрасте школьники пытаются решать проблемы исторической и эстетической соотнесенности искусства и жизни, с интересом осваивают мир художественного произведения в контексте литературы и культуры определенной эпохи. Выявление интертекстуальных связей и влияний, обращенность к другим видам искусства позволит открыть учащимся живое значение культурных традиций, индивидуальный стиль изучаемого писателя, даст возможность более глубокого постижения тайн художественного текста.

В произведениях Н.В. Гоголя, которые изучают девятиклассники, углубляются темы, намеченные в предыдущих циклах. Автор и его герои оказываются не под знойным солнцем «упоительного летнего дня» и не под покровом «божественной» ночи, а в освещенном тусклым фонарем городе. В «Петербургских повестях» автор все более отчетливо сосредотачивается на проблемах духовного самоопределения человека, проблемах искусства, творчества; он устремляет свой взор в глубины человеческой души, стремясь «увидеть за формой сущность, за внешним внутреннее»[Дилакторская 1995: 209]. Со страниц своих произведений Гоголь все время как бы предостерегает читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Сквозь призму фантастического он рассматривает известное по-иному, пытаясь в знакомом увидеть аномалию. Эти своеобразные взаимоотношения реального и фантастического определяют своеобразие художественной системы петербургских повестей.

В вывернутом наизнанку мире человек ощущает себя хрупким и одиноким, словно тютчевский герой, стоящий на краю бездны:

…И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол

Лицом к лицу пред пропастию темной…

          

Трагедийность проявляется и в «поведении» окружающей среды(«…мост растягивался и ломался на своей арке…»), и в ощущениях человека (Пискареву «казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла смешал вместе»). Смещая пропорции, автор показывает, как кажущееся легко подменяет сущностное, реальное становится фантастическим, как вещь легко замещает человека, как незаметно стирается граница между добром и злом. Герои, живущие в «пространстве оборванных связей», особенно болезненно переживают чувство одиночества и тоски.

Прежде чем приступить к анализу текста, рассмотрению его основных проблем, необходимо выявить особенности его восприятия школьниками. Ведь для методики преподавания литературы важен вопрос о том, как произведения писателя, исторически далекие от современного читателя, воспринимаются сегодня подростками, какие аспекты произведения выделяются ими как наиболее существенные, значимые. «Без этих данных учитель не может наполнить анализ актуальным для учеников содержанием, построить разбор, предложить виды работы, необходимые для их гармонического развития как читателя» (В.Г. Маранцман). Для осуществления этих задач вопросы по выявлению восприятия должны охватывать разные сферы читательской деятельности: эмоции, осмысление содержания и художественной формы, воображение.

Так, предлагая классу обдумать повесть Н.В. Гоголя, формулируем следующие вопросы:

1. Какие эпизоды показались самыми напряженными, наиболее драматичными?(эмоции)

2. Почему погиб талант художника Чарткова? (смысл)

3. Каким вы представляете Чарткова, создающего портрет Психеи? (творческое воображение)

4. Как описан художник, рисующий портрет Лизы? (воссоздающее воображение)

5. Чартков, увидев привезенную картину, не смог произнести слова: «... речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ...». Почему рыдания вырвались «нестройно»? (деталь)

6. Почему историю «страшного» портрета мы узнаем только во второй части? (композиция)

Приведем наиболее характерные ответы учеников*

Ответы на вопрос 1:

«Самыми напряженными в повести, как мне кажется, являются два эпизода: сон Чарткова и реакция героя на картину своего товарища, привезенную из Италии. Только тогда он понял свою творческую несостоятельность».

«Напряженных моментов было много, но самое сильное впечатление произвела на меня кульминация первой части. Увидев картину живописца, Чартков был поражен, его охватило бешенство...»

«Сны молодого художника показались самыми напряженными. Они стали переломным моментом в жизни талантливого живописца. Это своеобразный путь к другой жизни, которая окажется пустой и ничтожной».

Действительно, отмеченные ребятами эпизоды, наиболее пронзительны. Это два «прекрасных мгновения», своеобразным образом повлиявшие на судьбу художника Чарткова.

Ответы на вопрос 2 (основной вопрос анализа):

«...Он поставил деньги выше искусства, за что и был наказан».

«Эти ужасные купюры испортили талант художника. В этой повести Гоголь раскрывает проблемы власти денег над людьми...»

«Он стал рисовать видимость, не заботясь о духовном содержании картин. В этом виновато общество, которое не понимало искусства и этим убило в зародыше талант Чарткова».

«Талант погиб потому, что он перестал искать истину и стал рисовать только видимость. В этом виновато общество».

«В этой повести основной вопрос о человеческой жадности и ненасытности. Человеку становится мало того, что у него уже есть. Он нечестным трудом зарабатывал деньги».

«После получения таинственным путем золотых монет Чартков стал бесчувственным, холодным человеком».

Итак, причину гибели таланта художника большинство учеников видят в несовершенстве общества, равнодушного к подлинному искусству. Школьники, оценивая ситуацию и героя повести с точки зрения общих представлений о жизни, формулируют идею произведения в виде категоричных утверждений. Однако есть и другие причины, скрытые в подтексте и тем самым неявные для школьников при первом самостоятельном чтении. О них-то и пойдет речь на уроке. Скажем только, что без умения осмыслить явления современности через их связь с событиями, оставшимися в памяти человечества, невозможно выйти из «художественного лабиринта» духовно обогащенным авторской жизнью.

Ответы на вопрос 3:

«Портрет Психеи был единственной стоящей работой Чарткова. В эти моменты он забывал о времени, чувствовал настоящее вдохновение».

«Портрет создавался талантливым художником. Он не гнался за яркими, живыми образами, всегда старался обдумать работу».

«Я его представляю аккуратно одетым, не обращающим внимания на все окружающее его».

В большинстве случаев подростки отметили внешние детали поведения героя, не обратив внимания на его внутреннее состояние в момент творческого вдохновения.

Ответы на вопрос 4:

«Иногда он воодушевлялся, «давая простор своему воображению», а иногда «на него находила апатия, потому что замечания матери отбивали у него интерес к работе. В такие минуты он вспоминал о своей квартире на Васильевском острове, где он мог рисовать сколько угодно и никто ему не мешал».

 «Это первая его работа на новой квартире. Он пытался показать легкость своей кисти, но у него это получалось не так, как раньше...»

 «Художник волнуется, переживает, потому что это его первый портрет, который он рисовал в богатой обстановке. Чартков хотел нарисовать портрет девушки с любовью, но его вдохновение прошло после замечаний, сделанных матерью Лизы. Он принял ее рекомендации и с несколько равнодушным видом закончил портрет».

Школьники в общих чертах представили Чарткова, создающего портрет Лизы, не обратив внимание на детали текста. Между тем автор заостряет внимание на манере общения героя с дамами.

Ответы на вопрос 5:

«Долгие годы он рисовал однотипные портреты, но, когда увидел привезенную из Италии великолепную картину, понял, что прожил бесполезную жизнь.

«... Потому что он ничего не добился в жизни, он погубил свой талант».

«В этот момент вся его жизнь была разбужена, ему захотелось нарисовать что-нибудь возвышенное, но у него ничего не получилось, все выходило однообразно. В этом и заключалась трагедия Чарткова».

Девятиклассники не видят частное, конкретное в тексте, меньше реагируют на детали. На уроках еще предстоит говорить о неустроенности человеческой жизни, об эпохе, породившей искусство, которое подчиняется законам сиюминутного, временного.

Ответы на вопрос 6 (осмысление композиционных особенностей  повести):

«... чтобы заинтересовать читателей», «чтобы показать историю Чарткова до логического завершения. С ним случилось то, что случалось со всеми людьми, которые брали в долг, или просто так (то есть не зарабатывали деньги)».

«Читая этот текст, можно еще раз убедиться, что деньги портят человека, и что из-за денег человек готов на любое злодеяние».

«Если бы на первом месте стояла история страшного портрета, то читать было бы дальше не интересно, так как заранее все было бы известно».

«В первой части мы узнаем лишь факты и события, а во второй видим причину всего этого. Здесь происходит понимание всей повести Н.В. Гоголя».

Школьники интуитивно чувствуют композиционное единство повести, однако аргументированно высказать свое суждение удается немногим.

Анализ текста поможет углубить первоначальные реакции девятиклассников и направить их в русло авторских идей. Вопросы, проясняющие различные стороны читательского восприятия, могут быть и другими, но важно, чтобы они создавали платформу для анализа и способствовали литературному развитию ученика.

Напомним, что вопросы, проясняющие различные стороны читательского восприятия, могут быть и другими, но важно, чтобы они  создавали платформу для анализа.

Задание 2. Изучите ответы учеников на вопросы, выявляющие активность читательского восприятия (повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», 6 класс), и определите уровень литературного развития школьников.

Для методики преподавания литературы важен вопрос о том, как произведения писателя воспринимаются современными читателями-школьниками; какие аспекты они выделяют как наиболее существенные, важные. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уточнить характеристику читателя – школьника, проследить, как работают различные стороны читательского восприятия (эмоции, логическое осмысление содержания и формы литературного произведения, воображение, творческое и воссоздающее) на литературном материале, исторически далеком от современного школьника.

Соглашаясь с утверждением М.М. Бахтина, что «классические художественные произведения разбивают грани своего времени», что «в процессе жизни они обогащаются новыми значениями и новыми смыслами», и с утверждением современного исследователя М. Эпштейна, что «классика есть самое изменчивое в культуре, духовно растущее, поражающее новизной и сулящее много открытий», педагоги ставят перед собой задачу помочь ученику выбрать верный маршрут к художественной системе писателя.

Вопросы, выявляющие активность читательского восприятия:

1. Понравился ли вам жизненный уклад старосветских помещиков? Хотелось ли вам жить в их теплом, уютном доме?

2. Почему автор называет героев «мои старики»?

3. Почему старосветские помещики не воспринимают смерть как трагедию, и почему автору «всегда был страшен этот таинственный зов»?

4. Как оправдать появление глаголов со значением многократного повторения: «заходил», «закушивал», «говорил», «заводили»?

5. Как описано жилище героев, когда автор подъезжал к их «скромным владениям»?

6. Как провел Афанасий Иванович годы после смерти своей подруги? Чем он мог заниматься?

7. Для чего автор в повествование вводит историю с «серенькой кошечкой»?

8. Почему разрушился мир старосветских помещиков?

 

В эксперименте участвовало 125 человек. Приведем наиболее характерные ответы*.

Ответы на вопрос 1:

 «Нравится уклад их жизни, хочется жить в их теплом, уютном доме, подышать свежим воздухом, поесть спелых фруктов» (Денис Я.). «Понравился бы, если убраться в нем хорошо и навести строгость на их слуг» (Маша Ш.). «Старосветские помещики очень добрые люди, радушно всегда встречали гостей» (Яна З.). «Их жизнь наполнена была радостями, они заботились друг о друге» (Дима З.). «Не понравился уклад жизни старосветских помещиков, потому что они ведут скучный образ жизни: только едят, спят, гуляют» (Оля Б.). «Мне понравился уклад старосветских помещиков, потому что они никогда не ссорились между собой» (Лида К.).

Ответы на вопрос 2. Вопрос раскрывает авторские эмоции.

«Старосветские помещики были очень добрые люди, радушно встречали гостей, угощали вкусной едой. К таким людям всегда приятно ездить в гости. Поэтому автор так нежно и ласково их называет» (Лена К.). «Потому что они были ему как родители или дедушка с бабушкой» (Егор У.).

Ответы на вопрос 3. Вопрос направлен на осмысление произведения в целом. «…Это были люди пожилого возраста, вся их жизнь прошла, зато в сердцах двух людей теплится огонек надежды на вероятную встречу в «другом мире»(Ася Л.). «Автор боялся этого зова, потому что был молод и его ожидали впереди интересные дела» (Лена К.). «Жизнь проходит, и ее не вернешь, однако не стоит печалиться, ведь у каждого человека есть возможность встретить душу родного человека на «другом свете». Автору был страшен этот зов, так как он хотел жить» (Оля П.). Встречались очень «жизненные» ответы (54): «У старосветских помещиков не было детей, поэтому никто расстраиваться после их смерти не будет, а они встретятся в другом мире» (Света Б.).

Ответы на вопрос 4. Четвертый вопрос дополнял предыдущий и предполагал уточнение возникших оценок произведения.

«Мир разрушился, потому что герои умерли» (Коля Г.). «Мир разрушился, потому что серенькая кошечка вернулась из леса» (Аня З.). «Мир разрушился, так как старички были замкнуты в пределах однообразной жизни» (Оля П.).

Ответы на вопрос 5. «Глаголы подчеркивают повторяемость действий героев, однообразие их жизни» (Петя Б.). «Их жизнь однообразна, новый день повторяет предыдущий» (Люба Р.).

Ответы на вопрос 6. Вопрос выявлял работу воссоздающего воображения. «Их жизнь так тиха, что и думаешь, что все зло, страсти существуют за пределами их дома. На яву мы видим низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущих вокруг дома…»(Иван Н.). «Когда автор подъезжал к дому старосветских помещиков, он видел ставни окон, которые защищали от дождя, низенький домик с галереею…» (Света П.).

Ответы на вопрос 7. Вопрос выявлял работу творческого воображения. «Афанасий Иванович не занимался хозяйством, был не таким веселым и разговорчивым, как при жизни своей супруги» (Женя Е.). «Афанасий Иванович очень тосковал по Пульхерии Ивановне и не смог чем-либо заниматься» (Катя С.).

Ответы на вопрос 8. Вопрос выявлял внимание к композиции. «Старосветские помещики жили вдалеке от реального мира, а серенькая кошечка разрушила границы между мирами и ввела в жизнь героев смятение, страх, беспокойство, что в итоге привело к разрушению их идиллического мира»(Саша У.). «Автор ввел образ серенькой кошечки с целью подчеркнуть обыкновенность, непримечательность жизни помещиков» (Мурат М.). «Появление серенькой кошечки ускорило разрушение идеального мира. Пульхерия Ивановна умерла, а ее супруг страдал, вспоминая свою подругу» (Лена Ж.). *

ЛИТЕРАТУРА

Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы. Челябинск, 1979.

Восприятие учащимися литературного произведения и методи­ка школьного анализа. Л., 1974.

Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его ана­лиз в школе // Вопросы анализа литературных произведений. М., 1969.

Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1976.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

Никольский В.А. Восприятие литературного произведения в школе как методическая проблема // Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. М., 1963.

ТЕМА  3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.033 с.)