Анализ действующих программ по литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ действующих программ по литературе



План занятия

Задание 1. Охарактеризуйте основные этапы литературного образования и ведущий тип деятельности школьника на каждом возрастном этапе.

Задание 2. В соответствии с ФГОС Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Изучите одну из Программ по литературе для основной школы и ответьте на вопрос: Соответствует ли образовательная программа требованиям ФГОС?

 

Задание 3. Ha основании Объяснительной записки к Программе выделите основополагающие принципы построения Программы по литературе и попытайтесь ответить на вопросы:

· Есть ли системная организация произведений в единое целое?

· Мотивирован ли выбор художественных произведений?

· Учтены ли возрастные особенности учащихся?

· Каковы основные принципы включения теоретико-литературных понятий?

· Каковы основные принципы подбора книг для внеклассного
чтения?

Обоснуйте свое отношение к предлагаемому курсу литературы.

 

Задание 4. Рассмотрите творчество одного писателя, включенного в Про­грамму литературного образования с 5 по 11 класс, и ответьте на вопросы:

· Мотивировано ли место изучаемого произведения в школьном курсе литературы?

· Происходит ли усложнение работы ученика - читателя при установлении последовательности в изучении творчества писателя от 5 к 11 классу?

· Сопрягается ли произведение писателя с другими произведениями данного школьного курса и как при этом выявляется индивидуальная авторская позиция?

ЛИТЕРАТУРА

Программа литературного образования. 10-11 кл. /Под ред. В.Г, Маранцмана. М., 2005.

Программа литературного образования. 5-11 кл./Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2011.

Программа литературного образования. 5-9 кл. /Под ред. В.Г, Маранцмана. М., 2005.

Рабочие программы. Литература/ Авт.-сост. А.В. Чубуков. М., 2012.

Самойлова Е.А. «В одну телегу впрячь неможно…» «Примерные» программы и новые учебники// Русская словесность. 2013. № 1. С. 5-9.

Федоров С. О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарт // Литература. 2004. № 4.

Чертов В.Ф. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. 2007. № 4. С. 21–24.

 

 

 

ТЕМА 4.

АНАЛИЗ ХРЕСТОМАТИЙ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

План занятия

I. Выполните задания:

Задание 1. Перечислите образовательные возможности школьного учебника.

Задание 2. Проанализируйте содержание учебных хрестоматий по плану:

· соответствие хрестоматии Программе;

· разделы хрестоматии;

· вступительные статьи к темам (информативность, доступность, интерес); вопросы и задания к текстам произведений:

· все ли сферы читательского восприятия активизируются с помощью предложенных вопросов и заданий?

· интересны ли для школьников предложенные задания и вопросы?

· статьи по теории литературы (информативность, доступность, интерес);

· какая система работы с иллюстрациями предлагается в хрестоматии?

· предполагается ли связь литературы с другими видами искусства?

· итоговая оценка хрестоматии. Пожелания ее составителю.

Задание 3. Проанализируйте содержание учебных пособий для старших классов по плану (Федеральный перечень (выборку) учебников по литературе, составляющих УМК к разным федеральным программам, см. на Образовательном портале: www.edu.ru).:

· соответствие пособия Программе;

· разделы учебного пособия, композиция;

· помогает ли биография художника, представленная в пособии, войти в стройную концепцию творчества писателя;

· основные литературоведческие категории (информативность, доступность, интерес);

· вопросы и задания к текстам произведений:

· все ли сферы читательского восприятия активизируются с помощью предложенных вопросов и заданий?

· интересны ли для школьников предложенные задания и вопросы?

· какая система работы с иллюстрациями предлагается в учебниках и учебных пособиях?

· статьи по теории литературы (информативность, доступность)

· предполагается ли связь литературы с другими видами искусства?

· итоговая оценка хрестоматии. Пожелания ее составителю.

 

Задание 4. Ознакомьтесь с содержанием статьи Беляевой И. Каким быть школьному учебнику: Комментарии к анкетированию учителей-словесников // Литература. 2006. № 21. [Электронный ресурс]. URL: http://www. lit.lseptember.ru.

Попробуйте ответить на вопросы автора статьи.

 

Занятие проходит в форме учебной игры. Попытайтесь убедить своих коллег, учителей-словесников, (родителей, чиновников) в необходимости приобретения данного УМК и целесообразности (нецелесообразности) работы по одному из учебных комплексов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник М.,1989.

Крупнов Ю.В. Проблема учебника как символа состоятельности российского образования и России в начале ХХI века // Школьные технологии. 2004. №2.

Мартемьянова Т.Ю. Логико-дидактический подход к конструированию школьного учебника: автореф. дисс. канд. пед. наук.  СПб., 2004.

Назарова Т.С., Господарик Ю.П. Стратегия развития учебной книги // Педагогика. 2005. №3.

Проблемы школьного учебника // Педагогика. 1999. № 4.

Хуторской А.В.  Место учебника в дидактической системе // Педагогика. 2005. № 4.

ТЕМА  5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.009 с.)