Способы создания установки на чтение и анализ 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы создания установки на чтение и анализ



План занятия

I. Обдумайте вопросы:

2. Каковы цели и задачи вступительных занятий?

3. Назовите способы создания установки на чтение и анализ произведений

II. Выполните задания:

Задание 1. Разбившись на группы по 4-5 человек, предложите свои варианты вступительных занятий по следующим произведениям: А.С. Пушкин " Капитанская дочка» (8 класс), роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (10 класс), лирика В.А. Жуковского (10 класс), поэма А. Блока «Двенадцать» (11 класс),

Задание 2. Подготовьте план заочной экскурсии на одну из предложенных тем:

· И. С. Тургенев в Спасском-Лутовинове;

· Москва А.С. Грибоедова;

· «В Петербурге, самом фантастическом и умышленном городе на всем земном шаре» (С Раскольниковым по Петербургу);

· Русский классицизм (экскурсия по Петербургу);

· Ясная Поляна в судьбе Л.Н. Толстого.

 

Задание 3. Подготовьте индивидуальное сообщение на тему «Биография художника в старших классах как эстетическое явление в диалоге писателя и читателя».

 

III.  «Методические материалы для размышления и дискуссии»

Задание 1. Изучите конспекты уроков и определите эффективность использования выбранных учителем методов и приемов. 

Методика изучения повести Н.В. Гоголя «Портрет»

 

В качестве основных методических приемов, с помощью которых произойдет, на наш взгляд, понятийное освоение художественного произведения станут: сопоставление «Сцены из Фауста» А.С. Пушкина с текстом Н.В. Гоголя, сопоставление разных редакций произведения, работа с картинами А. Иванова, стилистический анализ фрагментов повести.

Естественному, живому восприятию повести способствуют творческие приемы анализа текста, активизирующие прежде всего работу воображения: устное словесное рисование, творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Эти методические «ключи», предложенные во многом самим текстом, развивают интертекстуальный слух читателей, лингвистическое «чутье», ассоциативное мышление и активизируют восприятие. Система уроков по повести может выглядеть приблизительно так:

Система уроков

I урок - В творческой мастерской писателя (1 час).

II урок - «Фаустовский мотив» в повести Н.В. Гоголя (1/2 часа).

III урок - Истинный художник и подлинное искусство в повести (1 час).

 

На ПЕРВОМ уроке, который проходит в форме лекции, предлагается познакомить учащихся с историей создания повести, работой Н.В. Гоголя над ее редакциями, с отзывами современников о произведении, воспоминаниями о Гоголе в этот период, познакомить со статьями, выдержками из писем самого автора о судьбе художника, о назначении искусства. Стоит ввести произведение Н.В. Гоголя в контекст литературы и культуры эпохи, подчеркнув тем самым значимость поставленных автором проблем.

Приемы и методы работы.

В качестве установки на восприятие лекции можно предложить вопросы:

1) Почему Н.В. Гоголь, обратившись к теме искусства, судьбы художника, в повести рассматривает жанр портрета?

2) В чем различие редакций повести (изменение фамилии героя, исключение мистических появлений портрета, исключение из словесной ткани произведения сложных синтаксических конструкций)?

Например, в первой редакции читаем: «Если бы это были труды ребенка, покоряющегося одному невольному желанию, если бы они совсем не имели никакой правильности, не сохраняли даже условий механического рисования, если бы в них было все в карикатурном виде, но в этом карикатурном виде просвечивалось бы хотя какое-нибудь старание, какой-нибудь порыв произвести подобное природе, - но ничего этого нельзя было отыскать в них». В окончательной редакции читаем следующее: «Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырвался острый порыв».

В домашнем задании предлагаем школьникам прочитать «Сцену из Фауста» А.С. Пушкина и осмыслить вопрос: «Какие идеи Пушкина нашли отражение в повести Гоголя?» Можно предложить более конкретные вопросы к тексту Пушкина:

1) В чем причина скуки героя?

2) Почему желания Фауста оказались иллюзией, а изображенный путь тупиком?

3) Какие вопросы волнуют Фауста в диалоге с Мефистофелем?

4) Кого считает Фауст виновником своих заблуждений и почему?

 

   На ВТОРОМ уроке ребята обсуждают вопрос домашнего задания, размышляют над проблемным вопросом: В чем причина гибели таланта художника Чарткова?

Приемы и методы работы.

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Как относится к своему труду и бедности Чартков в начале повести?

2) Опишите состояние Чарткова в момент встречи с ростовщиком. Как в этом эпизоде реализован Гоголем фаустовский мотив «продажи души дьяволу»? Что побудило героя к совершению такого поступка (ср. с пушкинским текстом)?

3) Как вели себя другие персонажи гоголевских произведений, оказавшись в подобной ситуации (Вакула, Петрусь)?

4) В чем секрет успеха Чарткова? Как построение текста раскрывает историю «славы» героя?(Уже он начал достигать поры степенности ума и лет… Уже в газетах и журналах читал прилагательные: «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович»… Уже стали предлагать ему по службе почетные места… Уже он начинал верить, что все на свете просто, вдохновения свыше нет…»)

5) Почему при виде «великолепной картины», привезенной из Италии, «будто потухшие искры таланта вспыхнули снова» в душе художника и почему его рыдания «вырвались нестройно»?

6) Что бы мог ответить Чартков на свои вопросы: «Точно ли у меня был талант? Не обманулся ли я? Точно ли мог быть счастлив и мог открыть всю полноту ощущений на пути совершенствования своего дара, шагнуть в бессмертие?»

В домашнем задании предлагаем ученикам составить устное сочинение: «Два чудных мгновения в жизни Чарткова».

На ТРЕТЬЕМ уроке переходим к размышлениям в повести о судьбе истинного художника.

Приемы и методы работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.004 с.)