Актуальные проблемы преподавания литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы преподавания литературы



В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

План занятия

I. Обдумайте вопросы:

1. Каково место урока литературы в ряду других предметов школьного цикла?

2. Перечислите основные проблемы преподавания литературы в современной школе.

3. Назовите педагогические технологии XXI века.

 

II. Творческая работа:

1. Представьте себе, что Маленький принц посетил планету учителя литературы. Как выглядит герой? Чем он занят в момент появления Маленького принца? Как выглядит его планета? Какими словами он встречает Маленького принца? О чем они разговаривают? Какие вопросы Маленький принц задает учителю? Постарайтесь на них ответить письменно в форме эссе.

2. Каковы, по вашему мнению, основные проблемы, стоящие перед учителем словесности? Как сделать так, чтобы происходящее на уроке было интересным для ученика?

3. Попытайтесь ответить на основные вопросы методики: Чему учить? Как учить? Зачем учить?

 

ЛИТЕРАТУРА

Аппель Ю.Д. Чему учить? Зачем учить? Как учить? (заметки учителя) // Литература в школе, 1991. № 4. С. 97-100.

Голубков М.М. Зачем нужна русская литература // Литература в школе. 2012. № 10. С. 13-17.

Лейдерман Н.Л. Спасать литературу – спасаться литературой (О статусе предмета «литература» в российской школе) //Филологический класс, 2002. № 7.

Пранцова Г.В. Школьный предмет «Литература» в ситуации пренебрежения чтением// Литература в школе. 2013. № 1. С. 20-21.

Романичева Е.С. Вызовы и риски современного школьного литературного образования// Русская словесность. 2012. № 5. С. 5-8.

Романичесва Е.С. Учебное чтение на уроках литературы: как сделать его не «школярским»?// Русская словесность. 2013. №2. С. 5-10.

Селиванов В.В. Открывая новое (Педагогические технологии XXI века)// Педагогические технологии. СПб., 1998

Щенников Г.К. О заинтересованном изучении классической литературы // Филологический класс, 2002. № 7.

См. литературу к лекции № 1.

ТЕМА  2.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

План занятия

I. Обдумайте вопросы:

1. Что такое читательское восприятие и какова его роль в развитии читательской культуры школьника?

2. Какие способы выявления читательского восприятия вы знаете?

II. Выполните задания:

Задание 1. Распределите вопросы по сферам читательского восприятия

Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (5 класс):

1. Чем изумила вас повесть?

2. Какие эпизоды показались вам наиболее смешными, а какие

   наиболее страшными?

3. В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который было уже ликовал?

4. О чем могла думать Оксана, узнав об исчезновении Вакулы?

5. Каким вы себе представляете украинское село, в котором происходит действие, а каким видите Петербург?

6. Какой мир ближе и дороже автору?

7. Чем повесть похожа на сказку, а чем отличается?

8. Почему слово "темнота" так часто звучит в начале повести и

   какой цветовой гаммой завершается произведение?

9. Почему сапоги Чуба названы "невежливыми"?

Повесть Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" (5 класс):

1. Заглавие повести состоит из двух частей: МАЙСКАЯ НОЧЬ,

   или УТОПЛЕННИЦА. Одинаковое ли настроение они вызвали у вас?

2. Одинаковы ли по настроению начало и финал повести?

3. В черновой редакции отсутствовала вторая часть заглавия: «УТОПЛЕННИЦА». Почему автору было так необ­ходимо включить ее в окончательный вариант названия произведения?

4. Что общего в описаниях и судьбе Ганны и панночки-утопленницы вы заметили?

5. Что объединяет описания Ганны (В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи..." и природы ("Пруд, как бессильный старец, держал в холодных объятиях своих далекое, темное небо, обсыпая ледяными поцелуями огненные звезды")?

6. Как слушает Ганна рассказ Левко об утопленнице? Опишите ее.

7. Каким вы представляете мир, куда хочет улететь Ганна?

Пьеса Н.В. Гоголя "Женитьба" (8 класс):

1. Изменялось ли у вас настроение в ходе чтения пьесы?

2. Почему Н.В. Гоголь назвал пьесу о несостоявшейся женитьбе комедией?

3. Как выглядят герои в сцене любовного объяснения?

4. Почему в финальном монологе Подколесина так много восторженных восклицаний?

5. Почему образ пустоты так часто возникает в пьесе?

6. Какие значения приобретает глагол "уезжать" в финальной сцене комедии?

7. Куда "уезжает" Подколесин?

8. Почему женитьба не состоялась?

9. Для чего автор трижды представляет женихов Агафье Тихоновне (рассказ Феклы, представление всех женихов, пред­ставление женихов поодиночке)? Как при этом изменяется ваше отношение к ним?

 

Задание 2. Выберите из предложенных вам вопросов только те, которые помогают выявить активность работы читательского воображения (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 6 класс)

1. Какое настроение осталось после прочтения повести?

2. С каким чувством автор расстается со своими героями?

3. Почему так и не смогли помириться два друга?

4. Каким увидела Гапка Ивана Ивановича, вернувшегося домой после ссоры с Иваном Никифоровичем?

5. С какими чувствами вышел Иван Никифорович ночью подпилить гусиный хлев?

6. Почему герои сравниваются с неживыми предметами, а вещи оживают?

7. Зачем в повесть введена история со свиньей, укравшей жалобу Ивана Никифоровича?

Повесть Н.В. Гоголя "Портрет" (9 класс)

1. Какие эпизоды повести показались самыми напряженными,
наиболее драматичными?

2. Почему погиб талант художника Чарткова?

3. Каким вы представляете Чарткова, создающего портрет Психеи, и как описан художник, рисующий портрет Лизы?

4. Какую картину мог бы представить Чартков на выставку? Словесно опишите ее.

5. Чьими глазами описана "великолепная" картина, привезенная из Италии?

6. Чартков, увидев привезенную картину, не смог произнести слова: "...речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ...". Почему рыдания вырвались "нестройно"?

7. Почему историю "страшного" портрета мы узнаем только во второй части?

Задание 3. Прочитайте балладу В.А. Жуковского «Лесной царь». Обдумайте литературоведческую концепцию и на ее основании разработайте вопросы, выявляющие активность всех сфер читательского восприятия (для учащихся 9 класса).

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.   «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» — «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». — «О нет, то белеет туман над водой».   «Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».   «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». — «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».   «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».   «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». — «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».   «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». — «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».   Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал.

Задание 4. Разбившись на группы по 4-5 человек, составьте вопросы на все сферы читательского восприятия к одному из стихотворений: В.В. Маяковский «Послушайте» (7 кл.), А.А. Фет «Бабочка» (10 кл.), В.А. Жуковский «Море» (9 кл.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.008 с.)