Подведение итогов дискуссии и урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов дискуссии и урока.



Материал для учителя. Хиггинс действует в известном соответствии с некоторыми принципами эстетической программы Шоу. Он выступает в роли «срывателя» масок и превращает слово в орудие раскрепощения человеческого сознания. Представление Шоу о современном обществе как о царстве «фикций» в этой пьесе приобретает особенно ясное и четкое выражение. В мире, где живут и действуют герои драмы, человек не может существовать иначе как под определенным «ярлыком». Людей здесь нет, а есть «герцогини» и «цветочницы». Под этими мертвыми условными «масками» прячутся живые человеческие лица. В умении заглянуть под эти маски, в способности отшвырнуть их в сторону для Шоу заключается творческий подход к жизни. Именно такова логика поведения Хиггинса. В нем сидит дух иронии и непочтительности, достойный самого Шоу. Этот профессор фонетики, подобно Шоу, преисполнен глубокого презрения к условностям и традициям. Как всегда у Шоу, свобода героя от господствующих в его среде фетишей сообщает ему известную власть над ними. Хиггинс без всякого почтения относится к сословному кодексу буржуазного общества. Он понимает его условность и фиктивность. Для него не существует герцогинь и цветочниц, и именно поэтому он может затеять забавную игру в «цветочницы» и «герцогини».

Сорвав с Элизы Дулиттл маску цветочницы, он превратил ее в герцогиню. Так и произошел тот редкий и исключительный случай, когда человек, «выпавший» из определенной социальной ниши, оказался просто человеком и, ожив, заблистал всеми живыми красками своей долго скрываемой человечности.

Элиза Дулиттл до поры до времени является для Хиггинса лишь подопытным материалом, и ее внутренний человеческий мир не вызывает у него никакого интереса. Он не задумывается о том, какова будет дальнейшая судьба его Галатеи и что делать ей с ее умом и красотой в мире, где нет места ни для того, ни для другого. Но и тогда, когда эта проблема возникает перед ним, он не в состоянии ее разрешить. И это объясняется не только легкомыслием Хиггинса, но и самой природой окружающего его мира. Ни одна из форм жизни современного общества не способна вместить целиком раскрепощенную, гармонически развитую человеческую личность. Для настоящего человека здесь нет настоящего дела.

Что же делать с Элизой Дулиттл? Этот вопрос встает не только перед Хиггинсом, но и перед самим автором «Пигмалиона». Как экзотический цветок, выросший в искусственной атмосфере теплицы, пробужденная Галатея не сможет существовать вне ее стен. «Пигмалион» не развлекательная драма, и не пьеса о любви. Выйти замуж за Хиггинса, за Фредди Эйнсфорда или за владетельного герцога – слишком мало для героини, настоящее призвание которой быть свободным человеком в ином, еще не существующем свободном мире.

Дома учащиеся выписывают из пьесы 3-4 крылатые фразы, комментируют их и пишут сочинение на одну из тем:

1) «Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл»,

2) «Каковы представления Б.Шоу о современном обществе и почему он рассматривает слово как средство раскрепощения личности?»,

3) «Чем опасен эксперимент Хиггинса?»

Таким образом, методические приемы (сопоставление текста с иллюстрациями, фрагментами из фильма-мюзикла «Моя прекрасная леди») помогают школьникам увидеть различие художественных систем кинематографа и живописи и их связь с литературой.

Сопоставление текста с сюжетом мифа создаёт предпосылки для понимания литературы как целостного художественного мира, не знающего пространственных и временных границ.

С помощью задания по расшифровке неграмотной и орфоэпически неверной речи Элизы Дулиттл (на английском языке) и переводу её на русский язык привлекается внимание ребят к проблеме влияния языка на нашу жизнь.

Описанный подход также позволяет провести межпредметные связи с английским языком, с одной стороны, и с русским языком (в частности, с разделами «Фонетика» и «Орфоэпия») – с другой.

 

ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ

Балашов П.С. Художественный мир Б. Шоу/ П.С. Балашов. – М., 1982.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века / Б.И. Зингерман. – М., 1979.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX вв. / А.Г. Образцова. – М., 1989.

Программ а по зарубежной художественной литературе / Под ред. И.Л. Шолпо. СПб., 1999.

 

ЛИТЕРАТУРА                                               

Белова М.Г., Мурин Д.Н.. Тематическое планирование уроков литературы в 8-10 классах. СПб, 1994.

Висленко Л.П. Примерное перспективно-тематическое планирование уроков в 5-7 классах. СПб, 1996.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980. Гл. Как рождается урок.

Маранцман В.Г. Методические рекомендации к учебнику литературы для 9 класса. М., 1992, 2004 (и др. изд.)

Методические рекомендации для 10 класса. СПб, 2007 (под ред. В.Г.Маранцмана).

Методические рекомендации для 5 класса. СПб, 2005 (под ред. В.Г.Маранцмана).

Методические рекомендации для 7 класса. СПб, 2002 (под ред. В.Г.Маранцмана).

Практикум по методике преподавания литературы /Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1999. С.66-88.

Цветкова Г.В. Литература. 10-11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Базовый и профильный уровень. М., 2011.

 

ТЕМА 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.)