Обращение к смежным видам искусства. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение к смежным видам искусства.



Оживить зрительные ощущения ребят помогут иллюстрации С. Бродского, Кукрыниксов. У  Кукрыниксов образ героя связан с изображением социального Петербурга, что заставляет читателя острее воспринимать ее трагическое содержание. В иллюстрациях С. Бродского пленяет, прежде всего, разработка сложных приемов построения сюжета, психологическая острота ситуации, напряженность конфликта.

4) Как дальше складывалась судьба героя?

Трагические события (ограбление Башмачкина, безрезультатное хождение по инстанциям, смерть героя) по-новому освещают жизнь этого человека, полнее раскрывают его личностные качества, помогают понять причины бесконечных страданий и, наконец, выводят читателя на философский уровень осмысления проблемы самоопределения и самопознания человека и огромного, разнообразного в своих проявлениях мира.

За восстановлением справедливости чиновник отправляется по инстанциям. Вот он стоит за дверью кабинета «значительного лица».

5) Какую роль играет в сюжете произведения эпизод встречи Башмачкина со «значительным лицом»? Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительного лица вы заметили?

Этот вопрос переключает внимание учащихся на финальный эпизод повести (появление призрака) и подводит к размышлению над основным проблемным вопросом анализа.

Изучение литературоведческих работ. Можно предложить учащимся различные литературоведческие трактовки гибели Башмачкина.

Ю.М. Лотман: «Шинель Башмачкина становится его домом, теплом… Трагедия героя связывается с утратой «дома» [Лотман 1988: 251-293].

С.А. Гончаров: «Счастье человека, его душевный мир, неуязвимость перед злом предполагают служение Богу на своем месте, служение, сопряженное с обращенностью человека внутрь своей души, с усовершенствованием и самопознанием <….>Гоголевский персонаж вышел за пределы своего «места», своего круга» [Гончаров 1997: 159, 172 ].

Ч. де Лотто: «Принявши в себя искушение, а затем и грех – новую шинель - Акакий Акакиевич переходит от святости к падению, к гибели – к служению нечистой силе»[Ч. Де Лотто 1993: 81].

Можно предположить, что ранимая, хрупкая душа героя, как и душа «бедного» Евгения из пушкинского «Медного всадника», не выдерживает ни холодного петербургского ветра, дующего со всех сторон одновременно», ни «распеканий» «значительного лица». Герой умер, но его слова о братстве, о единении людей, преображающе подействовали на внутреннее состояние молодого чиновника, а Привидение, появляющееся на Калинкином мосту, как напоминание высокопоставленному чиновнику, грешнику, о необходимости служить честно в должности, определенной Богом.

Сколь бы различны по своей содержательной сущности ни были предложенные точки зрения, они так или иначе указывают на главную проблему – проблему взаимоотношения человека с миром, проблему самоопределения.

Смерть героя не оборвала повествование. Акакию Акакиевичу по воле автора еще предстоит прожить некоторое время после смерти. «По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста …стал показываться по ночам мертвец». Слухами, как вспоминают девятиклассники, окружены фигуры Ревизора, Капитана Копейкина, Носа. Породил все эти невероятные слухи о «живом мертвеце» страх людей, тот страх, который чуть раньше овладел и Башмачкиным.

Страх – важнейший экзистенциал в гоголевской «философии творчества». Страх – житейский и онтологический – породил Ревизора, подтолкнул к бегству Подколесина, оборвал жизнь старосветских помещиков, погубил Хому Брута. Боязнь потеряться в пустоте пространства, лишиться «опоры», страх перед существованием вообще, перед свободой привел героев к «внутреннему» кризису. Эти выводы подтверждает фрагмент письма Гоголя С.Т. Аксакову (1844 г.): «…Ваше волнение есть дело чорта. Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто на следствие. Пыль запустит всем, распечет, раскричится. Стоит только немножко струсить и поддаться назад – тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана; а на самом деле он чорт знает что… пугать, приводить в уныние – это его дело».

Творческое задание.

На заключительном этапе изучения произведения ученикам предлагается написать сочинение на одну из предложенных тем:

1. Тайна «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

2. Самостоятельное написание сценарного плана понравившегося эпизода

Из работ учащихся*:

Фрагмент 1. «…В его имени звучит вопрос «как?»: как жить? как поступить? Его фамилия происходит от слова «башмак». Произнося слово «башмак», думаю о чем-то твердом, тяжелом. Башмак не только материальная вещь, но и к тому же низшая, она имеет непосредственное соприкосновение с глиной и грязью. Может, это должно напоминать Акакию, что человек сделан из глины, хотя и по подобию Божьему. Имя героя ассоциируется c именем святого Акакия Синайского, значит, есть что-то в герое божественное. <…> Какое место занимает он среди людей? «Маленький» ли он человек? Он чиновник для письма, причем, родился на свет «совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Акакий стоит низко не только на должностной лестнице. Его в департаменте вообще никто не замечал. Акакия Акакиевича это не огорчало, потому что не только он был чужд чиновничьему Петербургу, но и столица не радовала героя. Акакий жил в своем мире букв. Когда он писал, «наслаждение выражалось на лице его». В этом переписыванье ему виделся разнообразный и приятный мир. Возможно, этим Акакий стоял выше всех окружавших его чиновников. Он доволен своим положением и ничего не хочет менять.

Перемены приходят с морозами. Старая шинель прохудилась – нужна новая. Вот тут у героя появляется цель! Он с усердием копит деньги и приобретает обновку. Получив новую шинель, он стал более внимателен к окружающим, постепенно вышел из замкнутого пространства, из своего прекрасного мира. Герой стал «нормальным» человеком. Петрович преподнес ему шинель в чистом носовом платке, словно новорожденного ребенка новоиспеченной матери…

Потеряв шинель – своего ребенка – Акакий потерял всякий смысл жизни и – умер. Смерть стала его спасением. Герой мог стать таким же, как и все чиновники…

В заключение хотелось отметить, что человек – это загадка. Даже в жизни «маленького» чиновника скрывается бездна тайны и смысла».

Фрагмент 2. «Когда я вновь и вновь открываю первые страницы «Шинели», передо мной предстает следующая картина: в комнате темно, так темно, что не видно стен, тусклый свет из окна еле-еле сочится внутрь, и лишь свеча, стоящая на столе, освещает этот таинственный мрак. Она горит неровно, то затухая, то вновь вспыхивая, и, когда она вспыхивает, перед моими глазами появляется фигура человека. Он сидит недвижим. Его взгляд устремлен на красный огонь пламени так, словно он хочет в нем что-то найти. На столе лежит груда бумаг, вся исписанная чернилами. Это – рукопись «Шинели». Сама атмосфера в комнате таинственная…

Я пристально вглядываюсь в текст и вижу, явственно вижу маленькую фигурку Акакия, склонившегося над листком белой бумаги. Меня вдруг смутило слово «маленький»: маленькая фигурка, маленький человек. Разве может человек быть маленьким? «Человек есть тайна» Значит, человеческие возможности безграничны, значит, его внутренний мир скрывает бездну смыслов? Посмотрите, как скрипит Акакий Акакиевич тонким перышком, выписывая буквы; он оживляет их мир трепетом своего лица и дыхания. Герой любуется ровным почерком, улыбается, подмигивает буквам, пожимает плечиками – в общем, чувствует абсолютную слиянность с тем, что он делает…

Акакий Акакиевич ревностно относился к своей службе, любил ее, испытывал удовольствие, сладость от занятия любимым делом. Его невзрачность, убогость («несколько подслеповат, несколько рыжеват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам шеи и цветом лица, что называется геммороидальным…») контрастирует с таинственным внутренним миром. Никто не замечал «трепета и мерцания, исходящих от персоны Башмачкина и от призрачного мира, которому он принадлежит» (Вл. Набоков). Молодые чиновники подсмеивались над ним, острили, посыпали голову белыми бумажками, называя их снегом, а Акакий Акакиевич сидел, погруженный в некое исключенное из окружающей его действительности пространство…

Я закрываю «странную», загадочную повесть Н.В. Гоголя о «бедном» («богатом») чиновнике, «маленьком» человеке Акакии Акакиевиче Башмачкине и долго еще ощущаю красоту каждой буквы и вижу фигурку героя как некий знак, через который выражается идеальный мир».

Главное достоинство детских работ – живой отклик на прочитанное произведение, которое никого не оставило равнодушным.

Выбранные путь и приемы анализа демонстрируют неисчерпаемые возможности повести, развивают воображение учеников, углубляют знания об индивидуально-стилевых особенностях прозы Гоголя и помогают самостоятельно переводить на язык кино сложные, емкие авторские символы. Обращенность к другим искусствам открывает живое значение культурных традиций, литературных связей и влияний.

 

ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ

Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989.

Богданова О.Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. Ч. 1. М., 1994.

Бочаров С.Г. О стиле Гоголя // Бочаров С.Г. О типологии стилевого развития нового времени. М., 1976.

Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом контексте. - СПб., 1997.

Дилакторская О.Г. Художественный мир петербургских повестей Н.В. Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. СПб., 1995.

Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. – М., 1988. С. 251-293.

Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. Л., 1989.

Набоков В.В. Н. Гоголь // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С.31-137.

Норштейн Ю.Б. Метафоры // Искусство кино, 1994. № 8. С. 100-103.

Норштейн Ю.Б. От сценария к фильму «Шинель» // Искусство кино, 1985. № 2. С. 88-98.

Фангер Д. В Чем же, наконец, существо «Шинели» и в чем ее особенность// Гоголь: Материалы и исследования / Под ред. Ю.В. Манна. М., 1995. С. 50-60.

Ч.де Лото «Лествица» «Шинели» // Вопросы философии, 1993. № 8. С.59-83.

Эйзенштейн С. О «Шинели» Гоголя // Вопросы литературы, 1986. № 4. С. 189-210.

Эйхенбаум М.Б. Как сделана «Шинель» // Эйхенбаум М.Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 2000.

Браже Т.Г. Система уроков по целостному изучению романа Л.Н. Толстого "Война и мир". //Л.Н. Толстой в школе. М., 1965.

Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. М., 2005.

Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении. Л., 1977.

Тургенев в школе. М., 2002.

Книги из серии "Школа классики". М., 1997 и др. издания.

Курдюмова Т.Ф. Изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" в 9 кл. // Л.Н. Толстой в школе. М., 1977.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов /Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.Ч. 2. С. 7 – 24.

Манжелеева С.И. Методика преподавания литературы. Конспекты лекций. М., 2005. С. 41-45 / http://www.biblioclub.ru

 

 

ТЕМА 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.003 с.)