III. «Методические материалы для размышления и дискуссии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. «Методические материалы для размышления и дискуссии»



Задание. Изучите конспект урока по теме «А он, мятежный, просит бури…» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в 6 классе) и определите эффективность выбранной методики.

Цели урока:

· Очертить круг ассоциаций, важных для восприятия стихотворения М.Ю. Лермонтова;

· На основе анализа выявить особенности мировоззрения поэта;

· Общеэстетическое развитие школьников, приобщение к миру живописи, осознание взаимосвязи разных видов искусства.

Ход урока

Создание установки на чтение и анализ стихотворения

· Активизация личных впечатлений: Пускали ли вы кораблики в детстве? Чем ваш кораблик отличался от корабликов товарищей?

· Создание ассоциативного ряда: Какие ассоциации возникают у вас со словом «парус»? Запишите несколько слов в тетрадь.

Чтение стихотворения

Задание: Нарисуйте в тетради три квадрата и раскрасьте каждый из них, выбрав цвет в соответствии с настроением каждой строфы.

Ответьте на вопросы:

1) Одинаковы ли по настроению начало и финал стихотворения? В какие цвета вы раскрасили эти части? Аргументируйте ответ. Какую музыку вы подобрали бы для каждой из частей?

2) Опишите картину, которая представляется вам при чтении первой строфы. Мотивируйте ответ.

3) Можно ли назвать страну, в которую стремится парус?

4) Каким вы представляете себе человека, который наблюдает за парусом? О чем он думает? Что происходит в его душе?

5) Почему парус просит бури? Что гонит его вперед?

6) Какие цветовые эпитеты использованы в начале и в конце стихотворения? В какой из частей больше света и почему?

7) Какая лексика связана с образом света, а какая – с образом бури? Выпишите слова в две колонки.

Обращение к смежным видам искусства

Представляем ученикам репродукции картин И.К. Айвазовского «Утро на море», В.Д. Поленова «Смирна», акварельных рисунков М.Ю. Лермонтова конца 1820 – начала 1830-х годов и др.

Ответьте на вопросы:

1) Какая из картин более всего соответствует настроению стихотворения?

2) Какие цвета использует художник?

3) Какими эпитетами можно охарактеризовать корабль, изображенный на репродукции? Впишите их в колонку № 3. Соотнесите лексику из колонки № 3 с лексикой, представленной в колонке № 1 и 2. Какие слова являются общими для этих колонок? Подчеркните их.

4) Как бы вы назвали корабль Лермонтова?

5) Есть ли в колонках слова, которые отражают образ лермонтовского паруса?

6) В чем видит поэт идеал жизни человека?

Домашнее задание

Представьте жизнь морем, а себя – кораблем в этом море. Словесно опишите свой корабль и дайте ему название. Ответ обоснуйте.

 

ЛИТЕРАТУРА

Лисовский A. M. Изучение лирики в школе. Киев. 1987.

Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1985.

Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.

Пушкин в школе / Сост. В.Я.Коровина. М., 1978.(др. издания).

Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1979.

Маранцман В.Г. Труд читателя. М.. 1986.

Маранцман В.Г. Читательское эхо // Анализ художественного произведения в школе. Л.,1972.

Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят..." М., 1990.

 

Тема 13.

ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

План занятия

I. Обдумайте вопросы:

1. В чем трудность чтения пьес?

2. Какие виды творческой работы помогают ученикам преодолеть барьеры, связанные с чтением и разбором драмы?

3. В каких случаях нужно смотреть спектакль до, а в каких случаях после анализа произведения? Почему?

4. Какова цель работы с экранизацией, спектаклем? Какие формы работы возможны после просмотра спектакля?

5. Насколько мотивирован выбор видов деятельности на пути к освоению драматического произведения? Какие Вы можете предложить виды творческой работы?

II. Выполните задания:

Задание 1. Рассмотрите вариант организации вступительного занятия и виды деятельности учеников. Разработайте вопросы и задания к вступительному занятию по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Н.В. Гоголь "Ревизор"

Вводный урок. Заочная экскурсия "Петербург, 19 апреля 1836 года".

1. Демонстрация видов Петербурга - акварели В.А. Садовникова, здание Александрийского театра;

2. Высказывания Н.В. Гоголя о театральном Петербурге;

3. Афиша первого представления комедии;

4. Портреты первых актеров, занятых в спектакле;

5. Декорация первого действия;

6. Отзыв современников писателя о театральной премьере;

7. Портреты Гоголя 1836 года.

А.С. Грибоедов. "Горе от ума".

Виды работы учащихся в ходе изучения комедии:

1. Просмотр спектакля с последующим его обсуждением;

2. Письменная работа "С какими героями известных вам литературных произведений ассоциируется Чацкий?";

3. Составление "партитуры чувств" при чтении монологов героя;

4. Создание внесценических эпизодов комедии;

5. Современники о комедии (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский и др.);

6. Написание рецензии на спектакль.

Задание 2. Разработайте вопросы и задания, помогающие ученику осмыслить пьесу А.Н. Островского «Гроза» / «Бесприданница» (10 класс).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.01 с.)