Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Привлечение смежных видов искусства.
На первом этапе урока сопоставляем декорации к спектаклям на сцене Александринского театра (выполненные П. Гнедичем,1909 г.), Малого Театра (1909 г.), Театра им. Ленинского комсомола (1949 г.), МХАТа (выполненные Г. Алекси-Месхишвили, 1997 г.) и иллюстрации к произведению с ученическими «версиями», рассматриваем сценические портреты героев. Обдумываем ответ на вопрос: Как декорации, обстановка сцены вводят зрителя в атмосферу спектакля, подсказывают движение действия, раскрывают характер персонажей? Декорация I действия, выполненная по эскизам Г. Алекси-Месхишвили, оставляет зрителям возможность верить в благополучный финал. Где-то вдали, в глубине, в черном пространстве сцены переливается радуга, как тонкий намек на грядущее прозрение и возможное осуществление заветной мечты. А перед зрителем, сквозь рассеивающиеся клубы дыма, на диване, с трубкой в халате и ночном колпаке ворочается и вздыхает Подколесин (В. Гвоздицкий). Сварливо и чудно-забавно перепирается он с хлопотливым Степаном (В. Кашпуром). Иван Кузьмич, как ребенок, зарывается с головой в подушки, а сваха (Н. Тенякова) терпеливо снося привередливость «заказчика» в сотый раз убаюкивает его колыбельной песней. Игорь Костолевский в роли Подколесина (Театр на Покровке, 1997, реж. Арцибашев) очень похож на «мечтателя» из «Белых ночей» Ф.М. Достоевского. Вся сцена окутана легкой дымкой. Вдалеке открылись двери, и в освещенном проеме мужики и бабы затянули песню «Молчи, грусть, молчи, не тронь старых ран…». Иван Кузьмич прислушался, налил горячей воды в таз и задумался. За стеной томительно звучала «Разлука» М. Глинки. Подколесину было хорошо, уютно; перед ним медленно проплывали струны гитары и арфы. Пространство очерчено, полумрак перемежается лучами света. О работах учащихся: Созданные учениками (в основном мальчиками) декорации комнаты Подколесина очень напоминали по тональности иллюстрации Кукрыниксов, раскрывающие социальный статус героя, лишенного мечты и воображения. В кратких аннотациях к декорациям они сделали пометы: «в комнате не прибрано»; «на столике, что около дивана, куча пепла»; «на шкафу пыль»; «в углу грязная обувь». В общем, картина, типичная для холостяка (как это представляют дети). Девочки были более гармоничны в восприятии образа Подколесина: «на подоконнике цветы, аккуратные шторки; сам Иван Кузьмич выглядит задумчивым, сосредоточенным, обеспокоенным предстоящей встречей с невестой». Отрадно то, что после «анализа» декораций в классе и соотнесения их с текстом Н.В. Гоголя те же ребята (мальчики) совершенно неожиданно для себя сделали открытия:
«Сначала мне Подколесин показался очень несимпатичным человеком. Я его представил одиноким холостяком со всеми вытекающими последствиями: неухоженность, отсутствие уюта в доме. После просмотра видеофрагмента и изучения декораций к спектаклям я увидел какой-то мягкий свет в душе героя». Материалы для учителя Обстановка комнаты Агафьи Тихоновны представлена в несколько ином ракурсе. Эскизы декораций П. Гнедича выполнены в мягких, нежных тонах. Сочетание розового и голубого цветов в интерьере комнаты подчеркивает спокойный, созерцательный характер героини и настраивает зрителей на волну лирических интонаций (размышлений). Заметим, что декорации, созданные восьмиклассниками, тоже подчеркивают мечтательность героини. Однако в некоторых рисунках встречаются яркие краски (желтый, оранжевый, красный). Подростки объясняют цветовой фон невероятным напряжением, взволнованностью героини. Некое ускорение, попытку полета сообщает действию декорация, созданная Г. Алекси-Месхишвили. По карнизу купеческого дома Агафьи Тихоновны, не по-купечески обставленного, пущена странная голубовато-розовая оборка-натюрморт из дымящих цветными парами самоваров, часов с сумасшедшими стрелками, одновременно тикающих и кукующих; бегут по стене утюги за сапогами, сапоги за пирогами, скалится на блюде грандиозный осетр, и разлетаются в небо свадебные букеты. Образ самой Агафьи Тихоновны также имеет свою сценическую историю. В спектакле А. Эфроса (Театр на Малой Бронной, 1975 г.) Агафья Тихоновна не просто купеческая дочь, томящаяся от избытка плоти, а девушка не без утонченности. (Можно сопоставить образ героини с иллюстрациями Г. Волхонской, М. Майофиса, Д. Дубинского). В спектакле Р. Козака (МХАТ, 1997 г.) Агафья Тихоновна скорее похожа на куклу, безучастно улыбающуюся и размахивающую руками. Агафья Тихоновна у Арцибашева – скорее аристократка, чем купеческая дочь. Плывущие движения, самоуглубленность исполнены у нее достоинств. Замужество – ее мечта, но героиня не проявляет активности в выборе жениха.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.006 с.) |