Методы и приемы школьного анализа литературного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы школьного анализа литературного произведения



Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические методы.

В методике литературе существует несколько подходов к решению проблемы методов.

В. В. Голубков выделял методы по источнику знаний:

· лекция учителя;

· беседа по вопросам;

· самостоятельная работа школьников с литературным материалом и критическими работами.

Н.И. Кудряшев, основываясь на классификации общедидактических методов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, определяет метод как вид деятельности ребёнка:

· метод творческого чтения

Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа.

Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям.

Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций.

· эвристический метод

Целью является более углубленный анализ текста. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем.

Методические приемы: построение системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту.

Виды учебной деятельности школьников: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к сочинению.

· исследовательский метод

Целью является развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения посредством постановки проблемных вопросов и выполнения исследовательских заданий. 

Методические приемы: постановка проблемных вопросов, выполнение исследовательских заданий,  выступление с докладами, сообщениями на семинаре, самостоятельный анализ текста, не включённого в школьную программу. Исследовательский метод предполагает самостоятельную работу школьников. Ученики применяют уже известные им знания к новому для них материалу. Учитель может выступать в качестве консультанта.  

Виды учебной деятельности школьников: самостоятельный анализ текста, сопоставление литературного произведения с его экранизацией, театральной постановкой, работа с каталогами в библиотеке, реферирование научных статей, конспектирование материала.

Эвристический и исследовательский методы способствуют формированию критического, аналитического мышления.

· репродуктивный метод

Целью является получение знаний в готовом виде, но не догматически. Чаще всего метод используют при изучении обзорных тем, биографии писателя.

Методические приёмы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, обзорные лекции.

Виды учебной деятельности школьников: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.

В.Г. Маранцман рассматривает метод как вид эстетической деятельности, раскрывающей специфику предмета и определяющей характер общения ученика с литературным произведением:

· чтение литературного произведения;

· анализ художественного произведения;

· комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей и др.);

· претворение литературных произведений в других видах искусства;

· литературное творчество школьников по мотивами литературных произведений или жизненных впечатлений.

Выбор методов зависит от конкретных обстоятельств и условий развития учебно-воспитательного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.004 с.)