Этапы развития школьника как читателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития школьника как читателя



 Для методики преподавания литературы важен вопрос о том, как произведения писателя воспринимаются современными читателями-школьниками; какие аспекты они выделяют как наиболее существенные, важные. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уточнить характеристику читателя – школьника в период преобладания «наивно-реалистического» отношения к искусству (5-6 классы), на ступени «нравственного самоуглубления» (7-8 классы), в период освоения литературной традиции и влияний (9-11 классы); проследить, как «работают» различные стороны читательского восприятия (эмоции, логическое осмысление содержания и формы литературного произведения, воображение, творческое и воссоздающее) на литературном материале, исторически далеком от современного школьника.

Ученый-методист В.Г. Маранцман, один из основателей петербургской методической школы, учитывая научные достижения психологов в этой области (труды Л.С. Выготского «Возрастная психология», А. Валлона «Психическое развитие ребенка», Л.И. Божович «Личность ми ее формирование в детском возрасте», В.В. Давыдова «Проблемы периодизации психического развития» и др.) выделил периоды развития читателя-школьника, выявил ведущий тип деятельности на каждом этапе литературного развития и описал специфику каждого этапа, применив метод «возрастных проекций». 

Возраст ребенка 11-12 лет (5-6 классы) ученый определил как период «наивного реализма». Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения, ученики довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Однако внимание к  композиции, деталям произведения минимально, что затрудняет логическую аргументацию текста.

Хорошо известно, что в данный возрастной период наиболее развито творческое воображение. Если оно не реализуется в творческой деятельности, то может стать частью прозаической жизни, свернуться, прийти в упадок, а значит, не будет «стремления воображения к воплощению» [Выготсктй 1991: 34].

Ученики 5-6 классов предпочитают читать произведения с «захватывающим» сюжетом: приключения, подвиги, путешествия. Они сопереживают полюбившимся персонажам, но категоричны в оценке героев и ситуаций.

Возраст 13-14 –летних подростков (7-8 классы) ученый определил как период «нравственного самоуглубления». Отношение к искусству становится личностным и субъективным. Захваченность ученика собой часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется собственными личностными проблемами, где на первом плане оказывается нравственная категория. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет зачастую к произвольному истолкованию текста. Самое интересное для школьника в этот период  жизни – поступки человека, мотивы его проявления. На этом этапе развития книга помогает ему разобраться в своих чувствах, переживаниях. В этом возрасте, как известно, каждый стремится выразить «свою» позицию, подчеркнуть индивидуальность, выйти за рамки общепринятых правил, что проявляется и в речи, изобилующей жаргонной лексикой, арготизмами. Учителю стоит проявлять большую терпимость и сдержанность, работая с этой возрастной группой.

«Я и мир» - центральная проблема возраста 15-17– летних подростков (9-11 классы). Это эпоха выявления традиций, осознания причин и следствий. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие, за фактом видеть закон. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописного полотна, музыкального этюда. С другой стороны, старшеклассники могут быть не всегда искренними, отвечая на вопросы учителя: оценка героев произведения и ситуация – «для себя» и «для учителя» (возможно, желая получить более высокую оценку на уроке). Таким образом, только высокая культура анализа, тактичность, умение щадить юношеское самолюбие и в то же время желание пробудить (или поддержать) интерес к предмету – это путь, который помогает педагогу и воспитанникам преодолеть возникающие трудности.

Как пишет В.Г. Маранцман, «обозначенные периоды развития читателя-школьника не могут быть рассмотрены как фатально заданные природой общения с искусством. В зависимости от социальной ситуации, от индивидуальных особенностей ученика развитие определенных читательских качеств может проходить ускоренно или замедленно. Однако миновать содержание того или иного периода школьнику не удастся» [Маранцман 1994: 102].

«Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый» [Программа 2011].

Знание возрастных особенностей школьника помогает учителю грамотно организовать работу над произведением. Методика «управляет» восприятием. Опираясь на «сильные» стороны читательской деятельности, учитель развивает наименее активные сферы читательского восприятия на каждом этапе литературного развития. В основе анализа художественного произведения должна лежать концепция более сложная, чем первичное читательское восприятие школьников.

До начала разработки методики урока учителю рекомендуется

· изучить особенностей подросткового возраста;

· обдумать литературоведческую концепцию рассматриваемого произведения и соотнести ее с психолого-педагогическими особенностями развития детей, с требованиями ФГОС к цели и задачам предмета «Литература» (см. предметный раздел образовательной Программы «Выпускник научится»);

· составить вопросы, выявляющие активность сфер читательского восприятия: эмоции, читательские и авторские; воображение, творческое и воссоздающее; содержание (смысл) и форма на уровне композиции и детали. 

Литература

Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество// Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968. С.55-71.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Блок А.А. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. Л., 1980.

Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студентов вузов. М., 2007.

Выготсктй Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991.

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

Дилакторская О.Г. Художественный мир петербургских повестей Н.В. Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. СПб., 1995.

Маранцман В.Г. Читательское восприятие как комплексная проблема науки// Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., 1977. С.18-33.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов /Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.006 с.)