ЛЕКЦИЯ № 5-6. Этапы изучения литературного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ № 5-6. Этапы изучения литературного произведения



ПЛАН

1. Вступительное занятие как способ создания установки на чтение и анализ произведения в школе

2. Пути изучения литературного произведения в школе

3. Специфика заключительных занятий

Тезаурус: вступительный этап, анализ, ассоциативный ряд, заочная экскурсия, биография писателя, виды анализа текста, пути анализа текста, пообразный анализ, проблемное обучение, проблемный вопрос, проблемная ситуация.

 

Вступительное занятие как способ создания установки на чтение и анализ произведения в школе

Встреча учеников с произведением должна быть подготовлена, иначе она не запомнится им, останется незамеченной. Ученик, находясь в классе, может слышать то, о чем говорит педагог, может видеть то, что демонстрируется на уроке, но личностно не заинтересован, не задействован в процессе, затеянном учителем, не подготовлен к размышлениям.  

Цель вступительных занятий — очертить круг тех ассоциаций, проблем, которые важны для понимания художественного текста, и вовлечь учеников в проблемное поле изучаемого произведения. Методикой накоплен значительный опыт, интересный и разнообразный, в организации вступительных занятий.

Способы создания установки на чтение и анализ

Активизация личных впечатлений

· Например, при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в 5 классе можно задать ученикам вопросы, активизирующие их личный опыт: Видели ли вы море? Какие чувства рождались у вас на берегу?

· При изучении «осенних» стихотворений А. Пушкина, Н. Заболоцкого, И. Бунина, Ф. Тютчева и др. можно спросить учеников: Чем радует и чем печалит вас осень? Какая осень (осень красок, дождей или ветров) вам нравится больше и почему?

· Перед изучением стихотворения В. Набокова «Лестница»(5 класс) можно предложить ученикам отправиться в путешествие в свое прошлое и ответить на вопросы: Что чувствовал я, рассматривая картинки старой детской книжки, или / катаясь на трехколесном велосипеде? Данный прием способствует развитию эйдологической памяти и воображения.

Создание ассоциативно – семантического ряда

· Урок по стихотворению А.С. Пушкина «Бесы» начинается с создания ассоциативного ряда со словом «бесы». Дальнейшая работа с мифологическим словарем «достроит» общее представление учеников о злых духах.

· Изучая народную сказку, школьники создают ассоциативный ряд к слову «сказка». С помощью ассоциаций ученики дают определение термина.

Изучение биографии писателя

Изучение биографии  (жизнеописание) автора – один из необходимых этапов анализа историко-литературного процесса. Знание фактов биографии погружает в биографический контекст и контекст творчества, расширяя рамки анализа, углубляет понимание произведения и литературного процесса в целом.

Осмысление учащимися связи личности писателя с изучаемым произведением, его художественной концепции, которая, как правило, отражается в выборе темы, идейном содержании, проблематике, системе образов, композиции, стиле, изобразительно-выразительных средствах, помогает им увидеть отношение автора к изображаемой им действительности, понять его ценностную позицию.

Знакомство с биографией писателя происходит, как правило, на первом уроке. Поэтому следует с особой тщательностью обдумать план, обратить внимание на каждую деталь, т.к. здесь закладываются основы дальнейшей работы, происходит подготовка к встрече автора с читателем, очерчивается круг проблем, важных для восприятия произведений.

Подбирая материалы к лекции, учитель в первую очередь ищет проблему, интересную для учеников.

Рассмотрение биографии писателя в культурно-историческом контексте эпохи невозможно без привлечения «человеческих» документов эпохи (письма, воспоминания современников), которые позволяют наиболее достоверно взглянуть на особенности внутреннего мира автора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.004 с.)