Готовя вводный урок по биографии писателя, учитель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовя вводный урок по биографии писателя, учитель



· продумывает цель данного урока, его основную идею;

· отбирает факты  для реализации поставленной цели;

· подбирает материал, интересный определенному возрасту школьника и органичный самому автору;

· продумывает логику изложения биографического материала, его комментирование.

Важно избегать

· фактографии;

· сухого изложения материала;

· намерения (соблазна) предлагать учащимся выступать с докладами по биографии писателя (особенно, если ученики выходят к доске неподготовленные).

В качестве домашнего задания можно предложить школьникам

· составить вопросы к викторине по биографии;

· написать рекламную статью о писателе;

· подобрать эпиграф к уроку по биографии;

· составить хронологическую таблицу;

· сопоставить факты биографии с мыслями, идеями, отраженными в произведениях.

 

Например,изучение «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя может быть предварено рассказом учителя об отношении писателя к северной столице. Привлечение «человеческих» документов эпохи (письма, воспоминания современников) позволит наиболее достоверно взглянуть на особенности внутреннего мира автора и понять авторский замысел повестей.

Первый урок - «Джордж Бернард Шоу – один из самых смелых людей Европы» - посвящен изучению биографии писателя с актуализацией тех событий, которые в большей степени повлияли на формирование его творческой активности и гражданской позиции. Учителю важно показать человека с сильным характером, умеющего преодолевать горькие обстоятельства жизни, боль потерь и разочарований; патриота, думающего о счастье своей страны и народа.

Педагог обращается к портретам драматурга разных периодов его жизни, просит учеников составить по ним рассказ о личности, увлечениях, общественном положении Б. Шоу. «Достроила» в сознании школьников образ сильного человека, духовного труженика работа с эпиграфами к этому уроку («Если есть еще в Европе независимые умы – Вы в первом ряду» Ромен Роллан; «Я не люблю сражаться, я люблю побеждать» Б. Шоу).

Сопоставление фрагментов произведения одного автора

Урок по повести М. Булгакова «Собачье сердце» (8 класс) начинается с прослушивания фрагментов из разных произведений писателя (без сообщения ученикам его имени): «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Дьяволиада». После чтения отрывков восьмиклассникам предлагается ответить на вопрос: Что можно сказать об авторе каждого фрагмента? В беседе главное – направить движение мыслей и чувств учеников на оценку тематики и стиля отрывков, в которых доминируют то лирические, то философские настроения, то сатирические интонации.

 

Исторический комментарий

Изучение произведений, отражающих сложные периоды российской истории, целесообразно предварять историческим комментарием.

Так, изучая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс), учащиеся знакомятся с исторической обстановкой середины XVIII века, вспоминают причины и ход крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева, анализируют фрагменты писем А.С. Пушкина из Оренбургского края о казнях, устроенных правительством, о жестокостях со стороны восставших.

 

Обращение к смежным видам искусства

Живопись

· Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (5 класс) поразила читателей удивительным знанием автором быта и нравов своих земляков, яркостью и свежестью художественных красок, великолепными картинами украинской природы, замечательным юмором. Школьники могут зачитать описания природы, а учитель продемонстрирует репродукции картин А.И. Куинджи «Вечер на Украине», «Украинская ночь». Что привлекло художника к пейзажным зарисовкам Н.В. Гоголя? Картина «Вечер на Украине» запечатлела минуты заходящего солнца, когда угасающие лучи окрашивают мир в фантастические красноватые тона, создавая при этом необычное освещение предметов. Белые мазанки украинского хутора сделались ярко-малиновыми на свету и зелеными в тени. Все оказалось преображенным в этой волшебной феерии. Сочные краски создают живописную гамму.

· Изучение стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?..»(1913). В качестве установки на анализ педагог предлагает школьникам сопоставить натюрморты XVIII – XX вв.: Каким увидел мир каждый из художников? Какая картина ближе по настроению к стихотворению Маяковского? Способны ли мы увидеть повседневность преображенной?

 

Музыка

Музыка А. Вивальди«Весенняя гроза» из цикла «Времена года» (ученикам не сообщаем название музыкальной композиции) создает необходимый эмоциональный настрой на восприятие и анализстихотворений «Весенний дождь» А. Фета и «Весенняя гроза» Ф. Тютчева.Вопросы к музыкальному фрагменту: Какому времени года посвящена музыкальная композиция? Озаглавьте ее. Какое стихотворение более соответствует по настроению услышанной музыке?

Напомним, что в стихотворении «Весенний дождь» А. Фета – предчувствие дождя, его ожидание: «весенняя свежесть», «еще светло», «от неба движется завеса», «в разрывы облак солнце блещет». В стихотворении Тютчева гроза в самом разгаре: весенняя суета и страх одновременно. Музыка А. Вивальди более соответствует настроению поэтического текста Тютчева. На заключительном этапе еще раз прослушиваем музыкальный отрывок. Школьники дают аргументированные ответы на вопросы, прозвучавшие в начале урока.  

Заочная экскурсия

 Эффективным средством создания установки на чтение и анализ произведения может стать заочная экскурсия, которая требует длительной и основательной подготовки:

· сформулировать цель проведения экскурсии;

· продумать маршрут экскурсии (логика изложения материала),

· представить объём изобразительного ряда (рисунки, портреты, фотографии);

· отобрать необходимые документы (воспоминания, дневниковые записи, фрагменты писем);

· продумать музыкальное сопровождение.

Обдуманное включение в работе учителя-экскурсовода действий учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при проведении экскурсии. Рассказ экскурсовода должен быть увлекательным, эмоциональным, живописным.

Темы заочных экскурсий: «Один день Толстого в Ясной поляне», «Три встречи с Пушкиным» (в кругу друзей, в кругу семьи, как поэт), «Достоевский в Омском остроге», «Петербург Достоевского», «С Раскольниковым по Петербургу», «Колумб Замоскворечья», «Грибоедовская Москва».

Урок«Русские Филемон и Бавкида» (по повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», 6 класс) проводится в форме заочной экскурсии по помещичьей усадьбе с целью погружения в атмосферу старосветского мира, знакомства с «внутренним» укладом его обитателей. В завершение экскурсии школьникам предстоит ответить на вопрос: почему душа автора принимала «приятное и спокойное состояние», когда бричка подъезжала к их дому? Экскурсию начинаем с обсуждения вопросов:

1) Понравился ли вам уклад старосветской жизни? Хотелось бы вам жить в их теплом, уютном доме?

2) Какой геометрической фигурой вы бы обозначили мир этих людей?

3) Как Н.В. Гоголь описывает жилище героев? Как убранство дома раскрывает характер его обитателей?

Знакомство с домашним укладом, бытом старосветских помещиков не только помогает учащимся понять характер героев, но также проясняет важную для писателя мысль о доме как символе мира, покоя и благополучия.

Мы медленно, осторожно, не нарушая привычной жизни вещей (сундуков, ящичков, узелков, архиерейских стульев), проходим по комнатам героев и пристально рассматриваем их убранство. Все живо, все дышит, во всем чувствуется присутствие нежной души хозяев. У Гоголя вещи занимают равное положение с людьми, уподобляются им, приобретают значение символа, а порой вытесняют человека из социокультурного пространства («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Для героев «Старосветских помещиков» вещи становятся частью их внутреннего мира, цельного и гармоничного. Поэтому рассказ от имени «своеобразного» друга дома оживит зрительные ассоциации детей и поможет осмыслить произведение в целом.

Примеры ученических работ:

1. «Рассказ не совсем старого сундука».

«Как тяжело быть сундуком такой хозяйки, как Пульхерия Ивановна! В тебя бесконечно складывают всякую всячину, того и гляди, что развалишься! Вот мой сосед слева, старый кованый сундук Большая Дырка, уже скоро развалится, а хозяйка этого не замечает. Вообще Пульхерия Ивановна очень чистоплотная женщина: все вещи лежат во мне чистенькие, аккуратно разложенные.

Тяжелее всего в доме любимому стулу хозяина. Афанасий Иванович сидит на нем постоянно, почти не вставая, уж очень он любит покушать. У меня хорошие хозяева, и я доволен, что им нужен». *

 

2. «Позвольте представиться, стол. Стою в небольшой комнате и всегда оказываюсь необходимым своим хозяевам. Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович очень любят покушать. Каждое утро они: с нежностью и теплотой ставят на меня различные чашечки, тарелочки, блюдца и совершают трапезу. Пульхерия Ивановна, хоть улыбается редко, в сердце скрывает много доброты. Мои хозяева очень гостеприимные люди и всегда с радостью встречают гостей. Я в их доме живу давно и вижу, что это добрые люди».*

3. «В доме старосветских помещиков было много дверей, и все они любили своих хозяев. Каждое утро двери пели для них. Вот с чего все начиналось:

Дверь в спальню: Ах, какие у нас добрые хозяева!

Дверь в столовую: Действительно добрые и внимательные! Следят за нами, за всеми вещами в доме. Я тоже хочу ответить им добротой.

Дверь в сенях: Хоть я очень замерзла, но я сохраню тепло в доме для своих добрых хозяев, чтобы они не болели и долго жили в этом доме».*

 

4) Почему душа автора принимала «приятное и спокойное состояние», когда бричка подъезжала к их дому?

Заочная экскурсия, построенная как путешествие вместе с писателем, дает возможность пережить драматические и светлые периоды его жизни и ответить на вопрос урока.

 

Примеры вариантов вступительных занятий

1.     Перед чтением стихотворения А.С.Пушкина "Осень" (5 класс)

· учитель просит учеников рассказать о своем любимом времени года и о том, чем печалит и радует их осень;

· класс совершает экскурсию в осенний лес, парк;

· учитель актуализирует тематические и образные параллели (ребята вспоминают уже знакомые им из начальной школы стихотворения А. Фета "Осень", А. Твардовского "Начало осени" и др.);

· "осеннее" оформление класса;

· ученики рассматривают репродукции: В.Д. Поленов "Осень в Абрамцеве" и "Золотая осень"; И.И. Левитан " Золотая осень"; А.И.Куинджи "Осень" и др.;

· класс слушает "осенние мелодии" П.И. Чайковского из цикла "Времена года".

2. Перед изучением рассказа В. Набокова "Обида" (6 класс)

· учитель предлагает создать "палитру чувств": ассоциативно-цветовое погружение в произведение писателя.

3. До знакомства учеников с текстом романа "Отцы и дети"

· учитель вводит учеников в общественную ситуацию России накануне реформы;

· учитель читает вслух в классе 10-ю главу (спор Павла Петровича с Базаровым);

· учитель актуализирует тематические и образные параллели (проблема "отцов и детей" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"; драме А.Н. Островского "Гроза" и др.).                                         .

 

Вот неполный перечень приемов, создающих установку на чтение и анализ художественного произведения.

Объём вступительных занятий варьируется от 5 до 20 минут – в средних классах до 1 урока — в старших классах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.027 с.)