Сопоставление произведений одного автора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление произведений одного автора.



Цель этого приема — открыть общие основы мировоззрения автора, увидеть эволюцию темы, мотива, изменение художественных взглядов писателя. В.Г. Маранцман приводит фрагмент урока по лирике М.Ю. Лермонтова. Сопоставляя стихотворения «Монолог» (1829) и «Дума» (1838) методист, задавая вопросы учащимся, выявляет отношение поэта к своему поколению. Приведем вопросы:

1. Какое стихотворение больше вас взволновало? В каком поэт наиболее эмоционально говорит о совеем поколении? Найдите и выпишите ключевые слова.

2. Почему раннее стихотворение названо «Монолог», а позднее — «Дума»?

3. В чем Лермонтов видит трагедию поколения и кого винит в ней в том и другом стихотворении?

4. В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие поколению, в каком — обвинение ему?

5. Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения:

Мы дети севера, как здешние растенья,

цветем недолго, быстро увядаем … («Монолог»)

Так тощий плод до времени созрелый,

ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

В «Монологе» Лермонтов еще сочувствует поколению и винит обстоятельства, еще надеется на понимание. «Дума» – размышление наедине с собой. Он смотрит на свое поколение отчужденно, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте. Равнодушное поколение лишь заслуживает презрения потомков [Маранцман 1994: 164].

Сопоставление произведений (фрагментов) разных авторов

Цель этого приема — подчеркнуть общность коллизий, художественных ситуаций или их различие. Сопоставительный анализ способствует расширению культурного кругозора, дает возможность увидеть явления художественной литературы в их развитии, взаимосвязи, целостности, воспитывает культуру чтения [Исаченкова 2007: 126]. Сопоставление литературных героев, сравнение жанровых, эмоциональных лейтмотивов поэтических текстов помогает учащимся проследить логику историко-литературного процесса, осмыслить авторскую позицию («Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, «Silentium» Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама,, «Бабочка» А. Фета и В. Набокова, «Царскосельская статуя» А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой др.).

Анализируя в 11 классе стихотворение В. Высоцкого «Маски», целесообразно обратиться к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» и найти общее и особенное в осмыслении  проблемы Поэт и толпа. Вопросы и задания к уроку:

1. Рассмотрите репродукции картин известного художника начала XX века К. Сомова из цикла «Карнавал». Какие ассоциации возникают у вас с этим названием?

2. Назовите главный элемент этого древнего праздника.

3. Запишите в тетрадь значения слова МАСКА и сопоставьте свои записи с определениями, данными в толковых словарях.

4. Прочитайте стихотворение М. Лермонтова и В. Высоцкого. Какое по настроению более драматично, напряженно?

5. Как ритмика отражает эмоциональное состояние авторов?

6. Почему герои не могут быть в кругу со всеми?

7. Почему герой стихотворения Лермонтова готов бросить толпе «железный стих, облитый горечью и злостью»?

8. На какие вопросы ищет ответы герой стихотворения В. Высоцкого?

9. Какое значение приобретает образ маски в обоих стихотворениях?

10. В заключение урока можно попросить старшеклассников письменно ответить на вопрос: Всем нам в жизни приходится играть какие-то роли и надевать маски. Что подталкивает людей на притворство? 

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам написать сочинение: Конфликт «Поэта и толпы» в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и В.С. Высоцкого.

II. Приемы, организующие читательское сотворчество:

· Устное словесное рисование;

· Выразительное чтение;

· Создание киносценария;

· Творческий пересказ;

· Инсценирование.

Приемы, организующие читательское сотворчество, — это приемы скрытого анализа, они наиболее деликатны и наименее назидательны. Цель — пробудить у учеников чувство сопереживания, соучастия, развить творческие способности.

Устное словесное рисование

Этот методический прием позволяет ученику детализировать свое видение образа, картины, которую словесно описывает. Включение данного приема в урок требует от учителя психологического и художественного такта. Устное словесное рисование не предполагает пересказ текста или его фрагментов и не допускает возникновения произвольных ассоциаций. Предлагая ученикам словами описать героя или ситуации, учитель не должен ставить школьника в позицию соперника с автором произведения. Если картина или образ детально выписаны самим художником, то от использования этого приема лучше отказаться.

Словесное рисование развивает эмоционально-чувственную сферу восприятия и способствует развитию воображения и творчества. Словесное рисование побуждает учеников развернуть в яркую картину те важные для понимания общего смысла произведения детали, на которые автор лишь указывает. Это может быть не только описание деталей внешнего мира, но и описание переживаний героя, развернутых метафорических образов и картин.

Примеры заданий на устное словесное рисование:

· Каким вы видите лицо Ионыча в тот момент, когда он вынимает из карманов «бумажки, добытые практикой»? (А.П. Чехов «Ионыч»);

· О чем могла думать Оксана, узнав об исчезновении Вакулы?(Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»);

· Каким вы представляете мир, куда хочет улететь Ганна? (Н.В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница»).

· Опишите внутреннее состояние героя стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» в момент остановки тройки: «Кони стали…»;

· Представьте и опишите героя, переживающего «беззвездную муку» (стихотворение В. Маяковского «Послушайте»);

· Читая первую строфу стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», словесно опишите картину, возникшую в воображении. Какие краски вы используете для рисунка?

· После прочтения стихотворения В. Набокова «Лестница» просим учеников представить и описать одного из невидимых героев стихотворения.

Пересказ – изложение своими словами содержания текста или его фрагментов. Виды пересказа:

Логический пересказ.

Цель – увидеть внутреннюю связь фактов, событий

Выборочный пересказ.

Цель – высказать свое отношение к прочитанному (Что взволновало в произведении? Какие эпизоды показались наиболее напряженными, драматичными? Какие эпизоды показались наиболее смешными, а какие – страшными? и др.)

Творческий пересказ с изменением лица рассказчика.

Цель – развитие творческого воображения, развитие речи учащихся.

· Расскажите от лица Кабановой о «нравах» города Калинова

· Подготовьте пересказ о событиях рождественской ночи от лица Оксаны

· О чем думал Акакий Акакиевич, стоя за дверью кабинета «значительного лица»?

Творческий пересказ предполагает домысливание, которое не должно превратиться в фантазирование. В творческом пересказе ученикам необходимо руководствоваться логикой развития сюжета и оставаться в рамках проблематики произведения.

Выразительное чтение

«Выразительное чтение – искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению» [ Бим-Бад Б.М. 2002: 46 ].

Методика подготовки к выразительному чтению:

1. На этапе знакомства с произведением текст читает учитель или мастер художественного слова. Выразительное чтение профессионала, глубоко продуманное и прочувствованное, способствует раскрытию для учеников идейно-художественного смысла произведения и является установкой на последующий его анализ. 

2. На этапе анализа произведения ученик отвечает на вопросы и выполняет задания, помогающие ему выявить авторскую позицию, жанровую особенность, художественное своеобразие текста.

3. В процессе внимательного обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная его интерпретация, то есть творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплощается чтецом в звучащем слове. Творческое освоение художественного текста учащимися предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.

4. На заключительном этапе урока чтение стихотворения учеником рассматривается как результат его эстетической и духовной деятельности. 

Составление киносценария

Сценарий – это литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм [Ожегов1987: 639]. В сценарии определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев, прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета [Гуманитарный словарь].

Работа над составлением киносценария ориентирует школьников на внимательное прочтение текста или его фрагмента, активизирует все сферы читательского восприятия: характер эмоциональной реакции, осмысление содержания произведения, работу воссоздающего и творческого воображения, осознание деталей и композиционной формы произведения.

Работа над ремаркой при составлении сценария учит детей внимательному, чуткому отношению к описанию, безмолвным сценам, являющимся необходимым элементом повествования, помогающим понять суть происходящего, образы героев. Составление ремарки требует от учеников пристального внимания к тексту. Дети учатся быть внимательными к детали, через которую высвечивается целое, к подробностям быта. В ремарке, преломляясь сквозь призму восприятия ребенка, находит отражение предметный, образный мир, созданный автором [Апалькова 2000].

Прием составления киносценария целесообразно использовать на заключительных занятиях как завершение работы над текстом, обобщение знаний и как путь к открытиям новых смысловых горизонтов изучаемого произведения.

Методика работы над составлением киносценария:

· Определить текст (или его фрагмент), предназначенный для перевода на «язык кино».

· Познакомить учащихся с базовыми кинематографическими понятиями: кадр, план, ракурс, монтаж.

Кадр – это чередование кусков изображения, которые воспринимаются как единое целое. В киномире, разбитом на кадры, появляется возможность вычленения любой детали. Кадр получает свободу, присущую слову: его можно выделить, сочетать с другими кадрами по законам смысловой, а не естественной смежности и сочетаемости, употреблять в переносном - метафорическом и метонимическом – смысле [Лотман 1973].

План – масштаб изображения в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.

Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное – на шесть видов:

1. дальний план (человек и окружающая его обстановка),

2. общий план (человек во весь рост),

3. средний план (человек до колен),

4. поясной план (человек до пояса),

5. крупный план (голова человека),

6. макроплан (деталь, например глаз или рука).

Ракурс – любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой.

Монтаж – соположение разнородных элементов киноязыка. Слияние двух последовательных кадров в сложном смысловом единстве. Например, чередование старых, истертых кусков ленты и новых станет элементом киноязыка [Лотман 1973].

 

1. Определить общее настроение выбранного для работы текста.

2. Разбить этот текст на более мелкие фрагменты и составить план.

3. Задать к каждому микрофрагменту по 1 вопросу, чтобы точнее «перевести» словесные образы на «язык кино

4. Составление таблицы:

 

№ кадра п/п Содержание кадра Движение камеры (смена планов) Цвет Звук
1        
2        

 

5. Написание сочинения в жанре киносценария. Такая работа способствует развитию письменной речи учащихся.

Приведем пример составления киносценария по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс).

1. Глава «Кукла», начало главы до слов «…водя за собой свою белокурую дочку».

2. Общее настроение – печаль, беспокойство за жизнь девочки. В центре отрывка – образ умирающей Маруси, представленный через метафору «увядающего осенью цветка».

3. План:

а) приметы осени

б) Марусе стало хуже

в) появление куклы

г) кукла совершает чудо

 

 

№ кадра п/п Содержание кадра Движение камеры (смена планов) Цвет Звук
1. Приметы осени (грустный осенний пейзаж, накрапывает дождь, образ разоренного кладбища) Общий план, переходящий в дальний Серый Шум дождя, завывание ветра, музыка П.И. Чайковского «Болезнь куклы»
2. Темное подземелье, на лавочке лежит больная девочка Общий, переходящий в крупный и сверхкрупный Темно, едва видны силуэты сквозь тусклое стекло Музыка Чайковского
3. Появление куклы крупный Темно, в середине кадра вспыхивает яркий свет, свет надежды на выздоровление Маруси  Музыка Чайковского
4. Кукла совершает чудо (преображение Маруси) Крупный, сверхкрупный Светлое пятно на фоне мрака  

 

4. Приведем пример школьного сочинения.

Общий план. Звучит печальная мелодия. На ее фоне разворачивается грустная осенняя картина: накрапывает дождь, капли которого похожи на слезы. Кругом пустота, грязь. Где-то вдали, на заднем плане, разоренное кладбище. Туман окутал окрестность, могильные кресты покосились.

Камера медленно приближается к входу в подземелье. Вокруг мрачно. Тревожное настроение усиливает грустная, заунывная мелодия скрипки, жалобная, печальная. Мы спускаемся в подземелье. Камера останавливается перед лавочкой, на которой лежит девочка. Крупным планом показано бледной личико Маруси, худобу которого подчеркивают огромные уставшие глаза. Белокурые волосы разбросаны по подушке.

Скрип двери. Камера выделяет Васю с каким-то свертком в руках. В комнате становится чуть светлее.

На переднем плане большая кукла с розовыми щеками и блестящими глазами. Вокруг темно, а здесь, прямо перед зрителями, вспыхивает яркий свет, свет надежды на выздоровление Маруси. Затем кукла исчезает, и все подземелье погружается во мрак. Звуки музыки усиливаются (Никита Ш.)*

Инсценирование – это создание учениками актерских или постановочных интерпретаций литературного произведения вне зависимости от его родовой принадлежности.

Задачи инсценирования:

· инсценирование открывает законы драматического рода, этапы развития конфликта в драме;

· побуждает учеников к творческому осмыслению литературных образов;

· активизирует читательское восприятие;

· обостряет внимание к художественному тексту.

Этот прием требует для своего осуществления целого комплекса «вспомогательных» действий: устное словесное рисование, чтение по ролям, творческий пересказ, мизансценирование, – фиксирующих внимание учащихся на художественных деталях, особенностях композиции. Завершенные сценические интерпретации отражают уровень образного обобщения.

Методические советы:

· задачи должны быть посильными для учеников;

· ученики должны быть подготовлены к выполнению задания по инсценированию;

· прием инсценирования целесообразно использовать на заключительных занятиях.

 

ЛИТЕРАТУРА

Апалькова И.В. Сочинение в жанре киносценария на основе художественного текста как средство развития речи учащихся 5-6 классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студентов вузов. М., 2007.

Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2000.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. М., 2002.

Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М., 2006.

Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М., 1988.

Киносценарий. Гуманитарный словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www. slovari.yandex.ru.

Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998.

Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителей. М., 1981.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973. [Электронный ресурс]. URL: http://www. lib.ru.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.

Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 кл. М.,1983.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.,1989.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.061 с.)