Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII . Подведение итогов урока. Рефлексия. Составление синквейна.

Поиск

Составление синквейна.

Окончание

Изменяемое, нулевое

VIII.     Домашнее задание.

Упражнение 142, с. 91.

           

ТЕМА:

Связь слов в предложении с помощью окончания

Цель: совершенствовать умение выделять в словах оконча­ние;

развивать синтаксический строй и связную речь (пересказ текста, составление текста);

 обогащать словарный запас уча­щихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание психологического настроя

Звучит медленная музыка.

- Дети, представьте себе, что вы — маленькое семеч­ко. (Дети присаживаются и закрывают головки руками.) Садов­ник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухажи­вает за ним. (Учитель ходит и поглаживает детей по головам.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает ра­сти. Появляются первые листочки. (Дети поднимают руки, тя­нутся вверх.) Стебелек растет. (Дети потягиваются, расправля­ют плечики.) И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. (Дети поднимают руки вверх, показывая, как распускаются лепестки цветка.) Цветок хорошеет. (Дети улыбаются друг другу.) Он тянется к свету, к солнцу.

Учитель выключает музыкальное сопровождение.

— Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.

Дети читают хором высказывание, написанное на доске: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

— Как вы понимаете это выражение? (Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает ему преодолевать трудности.)

—  А вы любите преодолевать трудности? (Ответы.)
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд­ностями сегодня на уроке.

Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если чело­век все делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если человек верит в свои силы.

— А теперь давайте прислушаемся к самим себе. Какое I строение у вас сейчас? (Показать при помощи цветных полосок).

— Позволит ли наше настроение преодолеть все трудное на уроке русского языка?

Бодрость — карточка зеленого цвета.

Веселье — карточка красного цвета,

Радость — карточка желтого цвета,

Неуверенность — карточка синего цвета,

Грусть — карточка фиолетового цвета.

Тревога — карточка черного цвета. У кого настроение не очень хорошее, мы постараемся его вместе его исправить.

II. Актуализация знаний

- Выполните тест. Выпишите букву с правильным ответом.

Тест.

1) Какая часть слова называется окончанием?
Б) Общая часть родственных слов.

М)Изменяемая часть слова.

В) Самая маленькая часть слова.

2) Для чего служит окончание?

О) Для связи слов в предложении.

Д) Для связи частей слова.

 Г) Для связи частей текста.

3) Как найти окончание в слове?

Ж) Надо сравнить родственные слова и выделить общую часть

 Р) Надо изменить слово и найти ту часть, которая изменяете

 З) Надо выделить букву, которая стоит в конце слова.

4) Каким знаком надо обозначать окончание?

И) Ç

Ф) 

Й) Ø

5) В каком слове выделенные буквы являются окончание
К) Рябина.

Е) Кудрявая.

 П) Дерево.

6) В каком слове нулевое окончание?
Н) Пассажиры.

М) Пешеход.

Р) Машина.

7) В каком предложении надо исправить ошибку в оконча­нии слова?

А) Надо переходить улица на зеленый свет.

 С) Красный свет — дороги нет.

Т) Степа хочет стать милиционером.

- А теперь составьте из выписанных букв слово.

-  Что у вас по­лучилось? (Слово «морфема».)

III. Сообщение темы и цели урока
- Что такое морфема? (Часть слова.)
Назовите, из каких частей состоит слово.

— Как вы думаете, о какой из них мы будем говорить на этом

уроке?

— Что такое окончание? Для чего оно служит? Как его най­
ти? (Ответы.)

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать наши знания

по этой теме.

IV.       Чистописание.

— Определите порядок написания букв в строчке:

пб пв пг пд пз

- Правильно, строчная «п» чередуется с буквами, обозначаю­щими звонкие парные согласные в алфавитном порядке.

- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

V. Словарная работа

- Новое слово, с которым мы познакомимся на уро­ке, вы определите, внимательно слушая и выполняя следующие задания.

На доске изображены квадраты разных цветов.

желт.   зел.   краен.   голуб   оранж   син.   фиол.

цвета радуги

 

 

 и р      п о р  д а

- Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты в соответствии с цветами радуги в результате чего буквы, находящиеся под квадратами, должны выстроиться в определенном порядке, и тогда вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Дети выполняют задание.)

— Итак, какое слово у вас получилось? (Природа.)
Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

— Что означает это слово? (Все, что существует во Вселенной; места вне городов: леса, реки, поля.)

— Как мы должны относиться к природе? (Бережно, должны ее охранять, любить и т. д.)

— Что может произойти, если люди будут плохо относиться к природе? (Ответы.)

Прочитайте стихотворение. Впишите вместо пропусков он во «природа» в нужной форме и выделите окончания.

Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется —________,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

_________ называется все это,

Давайте же с_______ дружить! (Ю. Чинков.)

- Назовите формы слова «природа», которые встречаются в это стихотворении. Как вы нашли окончание? Что для этого сделали? (Сравнили формы слова; та часть, которая изменяется, и ест окончание.)

Физкультминутка

Упражнения выполняются в соответствии с текстом.

На болоте две подружки,         Ручками хлопали,

Две зеленые лягушки,               Вправо, влево наклонялись

Утром рано умывались,            И обратно возвращались —

Полотенцем растирались.        Вот здоровья в чем секрет.

Ножками топали,                      Всем друзьям физкульт-привет!

VI. Закрепление изученного

Работа с учебником (упражнение 143, с. 92).

- Прочитайте текст про себя, а потом вслух (можн по ролям). О ком говорится в этом тексте?

- Вставьте пропущенные буквы. Выпишите те слова, в кото­рые вставили буквы. Обозначьте в них окончания.

(Один человек работает у доски, комментируя выполнение задания.)

Интересно знать

За сутки одна муравьиная семья уничтожает от 15 до 20 тысяч вред­ных насекомых.

В больших муравейниках количество муравьев может достигать не­скольких десятков тысяч. Самец живет всего 5 лет, а самка может жить и 20 лет.

Упражнение 144, с. 92 (устно).

— Прочитайте предложения. Все ли вам понятно? Что нуж­но сделать, чтобы текст стал благозвучнее и понятнее? (Надо связать друг с другом слова, изменив их окончания.)

- Прочитайте получившийся текст. О ком в нем рассказывается? Опишите лису. Какая она?

— Как лиса обхитрила ворону?

— В какой сказке мы встречали похожий сюжет? («Лиса и волк».)

— Ребята, все ли вам нравится в этом тексте? Что именно? (В каждом предложении повторяется форма слова «лиса».)

— Какими другими словами можно заменить повторы? (Она, плутовка, хитрюга и т. д.)

— Как мы можем озаглавить этот текст?
- Перескажите его своими словами.
Работа в парах. Проверка.

Интересно знать. Хвост у лисы бывает до 60 см длиной. Взрослая лиса весит от 6 до 10 кг. Лисята рождаются слепыми, но уже через две недели они отлич­но видят.

Разноуровневые задания с дифференцированным подходом.

- Как иначе можно назвать окончание? (Часть слова, «один из кирпичиков» слова, морфема.)

— Ребята, а что представляет собой морфема? (Это часть слова, ее «строительный материал».)

- Посмотрите на домик, который я построила. Домик состо­ит из кирпичиков разного цвета. Выберите себе тот кирпичик, цвет которого вам больше всего нравится, и выполните соот­ветствующее задание.

1. К Р Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания; допишите пропущенные окончания в словах.

Я давно мечтал о_______. И вот наступил мой день рожденья. Про­сыпаюсь утр., и вижу аквариум. В нем плавают че-тыре__________. Одна______золот.., а остальные черн.. в крапинк... Я очень обрадовался___________.

2. з ел. Составьте из слов предложения, изменяя окончания, выделите окончания в словах-предметах и словах-признаках.

Новую, построили, городе, школа, в. Светлые, уютные, и, школа, кабинеты. Площадка, находится, школой, спортивный, за. Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.

3.желт.Прочитайте сочинение Незнайки, найдите ошибки, допущенные им в окончаниях, и исправьте их; напишите пра­вильные окончания.

Я очень люблю маленьких котятов и даже больших котов. А вот собаков боюсь. Они бегают без делов по дворе и громко лает. Кто сказал, что собака — друг человеков? Это неправда! Лучший друг — это я, Незнайка.

Проверочная работа

1) Подчеркните формы слова.

Свисток, свистун, свистки, свистеть, свистком, свист. Скворец, скворечник, скворцы, у скворца, скворушка.

2) Найдите и подчеркните слова с нулевым окончанием.
Береза, озеро, огород, слон, летчик, брат, доброта, окно, язык.

3) Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Во всех сло­вах выделите окончания.

Бег..т руч..и, душ.хтые розы, колюч..й еж..к, лесн..й ш..повник, суш..т грибы.

4) Выделите окончания в словах 1-го и 2-го предложений.
Допишите 3-е предложение.

- В густом зеленом лесу растут живописные клены. Стволы кленов гладкие и чистые. Листья этого дерева...

5) Прочитайте вопросы. Дайте ответы и запишите их, ис­пользуя слова в скобках. Выделите окончания в данных словах.

Кого вызывали к больному? (Врач.)

Кому дал книгу Вася? (Товарищ.)

Чем наполнена корзина? (Овощи.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.008 с.)