VI.       Изучение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI.       Изучение нового материала.



Учитель. Прочитайте слова: «лисица», «лисичка», «лисонь­ка», «лиса».

— Что общего у этих слов? (Они однокоренные.)
Выделите в каждом слове известные вам морфемы.

— Какую часть слова вы не выделили? (Которая стоит по­сле корня.)

Итак, часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается при помощи знака Ù. Выделите суффиксы в данных словах.

— Чем они отличаются? (Значением, составом.)

—Для чего служит суффикс, как вы думаете? (Для образова­ния новых слов,)

Работа с учебником (правилос. 102).

—Что такое суффикс? Для чего он нужен? Приведите при­меры. (Ответы.)

Упражнение 166, с. 102.

— На что указывают суффиксы в новых словах?
Физкультминутка.

 - Я буду называть слова. Если я назову слово, в ко­тором нет суффикса, то вы должны топать, а если в слове есть суффикс — хлопать в ладоши.

Нос, ушко, доченька, папа, слоник, лягушка, лягушечка, звездочка, хлеб, хлебушек, город, мяч.

Беседа о роли суффиксов в словах.

Русский язык удивительно богат словообразовательными суф­фиксами. Одни звучат ласково: стол — столик; другие указывают на профессию: тракторист арь-, -ист-, -щик-; есть суффиксы «ягодные»: голубика, клубника ик.

Мы сегодня поговорим о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением.

На доске записаны и обозначены суффиксы:

-ок-, -ик-, -чик -ушк-, -ышк-, -онок-, -енок-.

— Мы с вами уже встречались со словами с такими суффик­сами. Назовите их. (Зимушка, лисенок, волчонок, столик и т. д.)

— Когда в речи употребляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Ответы.)

Работа с учебником (упражнение 167, с. 103).

- Прочитайте стихотворение. О чем в нем говорится? О чем мечтает зернышко?

- Запишите заголовок текста. Найдите и выделите суффикс в слове «зернышко».

— Как находили суффикс? (Ученики вместе с учителем про­говаривают каждый этап.)

Составление алгоритма нахождения суффикса в словах. (На доске располагается памятка.)

1) Измените слово (зернышкозернышкизернышком), выделите окончание (-о),

2) Выделите корень (-зерн-).

3) Найдите часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием (суффикс -ышк-).

4) Выделите суффикс при помощи знака Л.

Найдите в стихотворении другие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.

— Итак, как найти суффикс в слове? Приведите примеры.

VII. Закрепление изученного.

Работа с учебником (правилос. 104—105; упражне­ние 168, с. 104).

Один человек работает у доски. Остальные работают на ме­стах в парах, проговаривают друг другу алгоритм нахождения суффикса в словах.

Работа в группах.

1 группа — упражнение 169, с. 104.

Образец: олень — олененок.

2 группа — упражнение 170, с. 105 (образовать слова по образцу).

3 группа — прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, спишите; в названиях детенышей животных выделите суффиксы.

Лесные малыши

Лето — время л..сных м.лышей. У зв.,рей растет смена. Медвежата по­слушно следуют за матерью. Л..сята играют у н..ры. Бельч..та учатся пры­гать с сены. Бродит по л..су лосиха с лосенком. Вышли на охоту ежата.

Проверка.

— Какие суффиксы используются для образования назва­ний детенышей животных? (-онок-, -енок-, -ат-, -ят-.)

XIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какой частью слова мы сегодня познакомились?

— Как называются суффиксы: -ок-, -ик-, -чик-, -ушк-, -ышк-, -онок-, -енок-?

— Когда используют эти суффиксы? (Ответы.)

IX. Домашнее задание.

Упражнение 171, с. 105.

 

 

      Суффикс, его роль в слове и тексте. Увеличительные суффиксы

Цель: формировать умения находить суффиксы в словах, на­блюдать за ролью суффиксов в слове, в тексте;

 познакомить с увеличительным суффиксом -ищ-;

 развивать связную речь (анализ текстов, составление текста-описания по картинке);

формировать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

* * *
Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слова грамотно писать.

II. Актуализация знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.005 с.)