II . Орфографическая разминка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Орфографическая разминка



* * *

 Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

 В игре проверить сможешь сам

 Свое внимание к словам.

-   Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу.)

—  А если нет правила? (Это словарное слово.)
Прочитайте записанные слова надоске и определите «опас­ное» место в слове, обозначив его красным кружком.

Несвиж, учитель, лошадь, волна, ошибка.

Октябрь, книжка, озеро, низкий, чашка, арбуз, ночью, Илья.

Назовите первые буквы, соедините их в слова. Что у нас по­лучилось? (Дети выполняют задание; а слова, которые они со­ставили, выкладываются на доске: «нул..во., окончани..».)

— Чего не хватает?

— Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)

III. Чистописание

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Букву «е».)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

 Ручку я вот так держу!

 Сяду прямо, не согнусь.

 За работу я возьмусь.

Определите порядок написания букв в строчке;

еаебевеге

(Сначала пишется строчная буква «е», а затемстрочные буквы в алфавитном порядке.)

- Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Повторите, какие слова у нас получились, когда мы работали на орфографической разминке, так как они под­скажут нам тему урока. (Нулевое окончание.)

— Какое слово из этого сочетания вам знакомо?

— Что такое окончание? Как мы его находим?

— Как вы думаете, чему мы должны научиться исходя из темы урока? Что узнаем нового? (Предположения детей.)

- Сегодня мы узнаем, что такое нулевое окончание, как его найти.

V. Изучение нового материала

- Ребята, от какого слова образовалось слово «нуле­вое»? (От слова «ноль».)

— Что обозначает понятие «ноль» в математике?

— Как вы думаете, так что же такое нулевое окончание?
На доске записаны слова:

Кот, избушка, хвост, лошадка, картина, дом.
Прочитайте слова. Расположите их в две группы.
Дети записывают на доске и в тетрадях:
Кот.                     Избушка.

Хвост.                 Лошадка.

Дом.                    Картина.

 

— Что вы можете сказать об этих группах? Чем слова из пер­вого столбца отличаются от слов из второго? (Варианты отве­тов могут быть различные, в зависимости от подготовленно­сти класса.)

— Назовите окончания слов из второго столбца, а также слов из первого столбца.

— Как вы думаете, что надо сделать со словами, чтоб узнать, какое у них окончание? (Изменить по вопросам и сравнить фор­мы слова.)

Измените, пожалуйста, слова «кот», «хвост», «дом» по во­просам и сравните их формы. Используйте в работе слова-«помощники». (Работаем по вариантам.)

 

Таблица 7

 

Слова-помощники» 1 вариант 2 вариант 3 вариант
Есть Кот Хвост Дом
Нет Кота Хвоста Дома
Вижу Кота Хвост Дом
Дать Коту Хвосту Дому
Любуюсь Котом Хвостом Домом
Думаю О коте 0 хвосте 0 доме

Выделите окончания во всех формах слов.

— Почему в словах «кот», «дом», «хвост» вы не обозначи­ли окончание? Вы заметили, что именно в этих формах слов окончания не прослеживаются, а в других формах этих слов они есть.

— Какой мы можем сделать вывод? (Предположения уча­щихся.) Правильно, в словах «кот», «дом», «хвост», а также таких словах, как «конь», «ночь», окончание есть, только оно нулевое.

—  Так что же такое нулевое окончание? (Ответы.)
Нулевым
называется окончание, которое не выражено зву­ками, а на письме — буквами, обозначается в виде пустого ква­дратика — .

— Как узнать, что у слова нулевое окончание? (Изменить слово по вопросам и сравнить его формы.)

Дифференцированная работа по вариантам.

-   Прочитайте слова. Найдите и выпишите слова с нулевым окончанием.

       1 вариант.

Лев, медведь, лиса, лось, кабан, свинья, рысь, олень, еж, заяц, белка, хомяк, мышь.

2 вариант.

Ястреб, коршун, кукушка, снегирь, голубь, сова, грач, аист, цапля, дя­тел, ворона, лебедь.

Взаимопроверка.

Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

  Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

 Вдаль посмотрим и под ноги,

 Влево, вправо побыстрей.

Удивимся — что такое?

 И закроем их скорей.

 А теперь по кругу быстро,

 Словно стрелочка часов.

Проведем глазами дружно.

Ну, а дальше — будь здоров!

 

 

VI. Закрепление изученного

Работа с учебником (упражнение 140, с. 90)

- Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Запишите от­гадку.

- Найдите и назовите слова, обозначающие предмет. Выдели­те в них окончание.

- С выделенным словом составьте словосочетания и предло­жения, отвечая на вопросы: лежит (где?), накрыл (чем?), поса­дил (куда?).

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

- У каждого секреты, а у Николая никаких таких секретов нету. Все как на ладони. (А. Рекемчук, «Молодо-зелено».)

— Как вы понимаете выражение «как на ладони»? (Все вид­но, безутайки, ничего не тая.)

— Как называются такие выражения в русском языке? (Фра­зеологическими.) Правильно, устойчивые сочетания слов, кото­рые употребляются в переносном значении, называются фра­зеологизмами.

— Какие вы знаете фразеологические выражения? Назовите их. (Ответы.)

Дифференцированная работа.

1 группа — упражнение 141, с. 90.

2 группа — прочитайте выражения, добавляя окончания; объясните, когда так говорят; запишите выражения, дописывая окончания, в формах слова «голова» поставьте ударение; устно составьте с данными выражениями предложения.

Как снег на голов... Ходить на голов... Светлая голов... Отвечать го­лов... Голов., повесить. Уйти в работу с голов... В голов., ветер гуляет. Бежать сломя голов...

3-я группа — прочитайте текст, вставьте в выражения нуж­ные формы слов «нога», «рука», «нос», «шея», «глаз», «голова», обозначьте в них окончания.

Школа от моего дома совсем близко —________ подать. Щенок все время путается под____, мешает делать уроки. Я сказал, что­бы он уходил и не попадался мне на__. Я ушел с_____в задачу и ничего не замечал. А Шарик у меня под______сгрыз мами­ну тапочку. Вот придет мама — намылит нам_____.

Проверка работ.

  Дополнительный материал.

Самостоятельная работа.

1 вариант.

Прочитайте, составьте из слов словосочетания, выделите окончания; подчеркните слова с нулевым окончанием.

Утреннее, зарядка; талантливые, ученик; мерзлые, земля; красного, ша­рик; яркому, свет; гигантский, дерево; огромная, корабль; песчаные, берег.

2 вариант.

- Из слов-признаков и слов из скобок составьте словосочета­ния, запишите их, выделяя окончания; подчеркните слова с ну­левым окончанием.

Носовой, носатый (платок, цапля); головной, головастый (щенок, боль); глазной, глазастый (врач, филин); цветной, цветастый (телевизор, сарафан).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.011 с.)