V . Изучение нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Изучение нового материала



- Составьте из слов пословицу (записать на доске). От, болеет, лени, человек, а, от, здоровеет, труда. (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.) Выпишите пары слов с противоположным значением. (От ле­ни — от труда, болеетздоровеет.)

На доске записаны слова. Подберите к ним слова с противо­положным значением и запишите их.

Много —...                                Близко —...

Большой —...                            Плакать —...

Добрый —...                              Грустный —...

Слова для справок: маленький, мало, далеко, злой, веселый, смеяться.

— Как же называются слова, противоположные по значению?
Работа с учебником (правилос. 77, самостоятельно).

— Как называются слова, противоположные по значению?
Приведите примеры.

- Слово «антоним» произошло от греческих слов: анти — «при­ставка, обозначающая противоположность», и опута — «имя». Физкультминутка «Живые слова».

Представьте, что мы с вами — «живые слова». Я назову сло­во и попробую его изобразить с помощью жестов, мимики, а вы должны назвать антоним и также показать его.

Высоко — низко.          Бежать — стоять.

Веселый — грустный.  Говорить — молчать.

Маленький — большой.   Много — мало.
Злой — добрый.            Карлик — великан.

Плакать — смеяться.     День — ночь.

VI. Закрепление изученного. Работа с учебником [упражнение 119, с. 78].

- Прочитайте начало рассказа, который написал ученик третьего класса Иван.

— Хотите ли вы быть похожими на этого ученика? Что вы ему посоветуете?

Начиная с понедельника, Иван решительно изменился. Стал внима­тельным, старательным, но не знает, как изменить текст, чтобы все узна­ли о том, каким он стал. Что вы можете предложить ему сделать?

Объединитесь в группы. Выделенные слова замените анто­нимами.

Проверка работы. Группы зачитывают получившийся текст.

— Итак, что такое антонимы? Для чего они нужны? (Отве­ты.) Без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной. Чтобы хорошо это понять, сыграем в игру.

Игра «Наоборот». (Учитель при чтении стихотворения де­лает акцент на выделенных словах, а дети должны подобрать для них антонимы.)

Скажу я слово ВЫСОКО,       Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

А ты ответишь:....                   И скажешь ты:....

Скажу я слово ДАЛЕКО,        Скажу тебе я слово ТРУС.

А ты ответишь:....                    Ответишь ты:....

Скажу я слово ПОТОЛОК,     Теперь НАЧАЛО я скажу,

А ты ответишь:....                     Ну, отвечай:....

Самостоятельная дифференцированная работа (на выбор).

1) Спишите пословицы. Подчеркните антонимы.
Доброе слово лечит — злое калечит.

Платье хорошо новое, а друг — старый.

Осенью дни ненастные, а весной — ясные.

Полный колос к земле клонится, а пустой — к небу тянется.

2) Прочитайте народные приметы о природных явлениях,
вставьте пропущенные буквы, дополните их подходящими по
смыслу антонимами. Запишите приметы.

Зима м..розная — лето....

Ранний прилет гр..чей — к теплой в..сне, поз..ний — к....

Больше птиц —... вредных насекомых.

Ласт.чки летают ни..ко — к д..ждю,... — к х..рошей погоде.

Сильная р.ха — к ясному дню, нет р..сы — к....

Для справок; жаркое, холодной, меньше, высоко, пасмурному.

3) Прочитайте предложения. Определите, что противопоставле­ния подобраны неправильные. Найдите ошибки и исправьте их.

Хлеб не черствый, а черный____________.

Хлеб не черный, а вкусный_____________.

Собака не глупая, а добрая_____________.

Собака не добрая, а породистая_________.

VII. Подведение итогов урока

- Что такое антонимы?

— Для чего нужны в нашей речи такие слова? (Ответы.)

Работа в парах

- Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовете и запишете антонимы к данным словам, то прочитаете, как называется люби­мая оценка школьников.

  1            
               
    3          
  4 *            
5

 

         
6          

 

7        

 

— Какое слово у вас получилось? (Отлично.)

VIII. Домашнее задание

Упражнение 121, с. 79.


1. Начало.

2. Закрыто.

3. Зима.

4. Шум.

5. Конец.

6. Толсто.

7. Добро.

IX. Рефлексия.

В четырех углах кабинета на листах бумаги разного цвета записаны названия четырех эмоциональных состояний: «груст­ный», «счастливый», «радостный», «веселый». Каждому ученику необходимо выбрать ту карточку с названием эмоционального состояния, которое соответствует его собственному состоянию на уроке, подойти к ней и обосновать свой выбор.

 

ТЕМА:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.009 с.)