Слова, которые в русском и белорусском языках звучат похоже, но имеют разные значения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слова, которые в русском и белорусском языках звучат похоже, но имеют разные значения



Цель: познакомить учащихся с явлением межъязыковой омо­нимии; работать над культурой речи учащихся;

 расширять сло­варный запас учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.
Психогимнастика «Сотвори солнце в себе»

- В природе есть солнце. Оно всем светит, всех лю­бит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте, что в вашем сердце горит маленькая звездочка. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка стала больше. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к вашим звездочкам лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ла­ску. Теперь звездочка становится большой, как солнце, несущее тепло всем-всем-всем. (Дети разводят руки в стороны.)

II. Актуализация знаний

- Как называются слова, противоположные по зна­чению? (Антонимы.) Приведите примеры.

Работа в командах

- А сейчас я предлагаю вам интересное задание: заполните клет­ки головоломки словами-антонимами, которые имеют одинако­вое количество букв. Выполнять задание будем в командах, для этого разделимся на три группы. Каждая команда выполняет свое задание. Кто выполнит первым, тот и победит. (Головоломки за­писаны на доске.)

1 команда.

      3 и м а              
г О Р ь к и й              
3 а к р ы т о              

Ответы: лето, сладкий, открыто,

  2 команда.

      Д е н ь              
  б л и 3 к О              
3 а г а Д к а              

Ответы: ночь, далеко, отгадка,

    3 команда.

 

 

 

    Д Р У г            

 

  м е н ь ш е            

 

т р У с о с т ь                

Ответы: враг, больше, смелость.

Дождь сл..пой и прол..вной, Нарастающий, гр..бной,

Обложной, в.хячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый,

Как камыш стоймя стоячий,

III. Орфографическая разминка

И х..л..дный, и горячий,

А еще и гр..з..вой,

Радужный, п..л..совой...

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

(С. Григорьев.)

- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Найдите слова, имеющие переносное значение.

Найдите слова с противоположным значением.

К словам «горячий», «холодный» подберите близкие по зна­чению слова. (Знойный, жаркий; ледяной, прохладный.)

IV. Чистописание

д ддд до од дь

Дождь

- Подберите и запишите однокоренные слова к сло­ву «дождь». Выделите в них корень.

- Составьте предложение, употребляя слова-антонимы. (Ле­том идут дожди теплые и спорые, а осеньюзатяжные и холодные.)

Подчеркните пары антонимов.

— Что такое антонимы? (Ответы.)

V. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, есть ли такие слова, которые зву­чат одинаково, но имеют разное значение? Приведите примеры.

- Сегодня мы с вами познакомимся со словами, которые зву­чат похоже, но имеют разные значения.

VI. Изучение нового материала
Работа с учебником
(упражнение 122, с. 79).
- Прочитайте слова и рассмотрите рисунки.

— Что необычное вы заметили? (Слова звучат похоже, оди­наково.)

— Что обозначают данные слова в русском языке? А что в белорусском?

— Какой вывод можно сделать? (Ответы.)

- Итак, слова, которые звучат одинаково или похоже, но име­ют разные значения, называются омонимами.

- Составьте и запишите два предложения с любыми из этих слов.

Проверка.

Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

Мы работали отлично,             Улыбнитесь веселей.

Отдохнуть не прочь сейчас.     Мы попрыгаем, как зайки, —

И зарядка к нам привычно       Сразу станем всех бодрей!

На урок приходит в класс.       Потянулись и вздохнули.

Выше руки, выше пятки.          Отдохнули? Отдохнули!

Работа с учебником (упражнение 124, с. 81).

Прочитайте предложения на русском и белорусском языках. Найдите в предложениях русские и белорусские слова, которые звучат одинаково. Объясните значения этих слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.007 с.)