III. Работа над лексическим значением слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа над лексическим значением слов.



– Вы работали с новеллой О’Генри. А как вы понимаете слово новелла? (Новелла – небольшая повесть, рассказ.)

– А сейчас вы познакомитесь с еще одним небольшим по объему произведением уже полюбившегося автора Ф. Нестерова. Это тоже небольшое произведение – этюд. Сколько значений имеет это слово в толковом словаре Ожегова?

(Работа со словарем:

Этюд – 1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего произведения. Этюд к картине. 2. Название некоторых произведений (научных, критических и т.п.), небольших по объему, посвященных частному вопросу. Критический этюд. 3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюд Рахманинова. 4. Вид упражнений (в музыке, шахматной игре и т. д.) Этюд для начинающих. Решить шахматный этюд. 5. Мн. ч.: Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды).

Чтение текста учителем (текст записан на доске).

Ч..рный ворон долго царапал крыльями небо, … большая косматая туча уп..ралась в со..нце головой.

… ветер ра..брасывал п..рины других обл..ков, птица ул..тела, … туча (не)заметно для глаз спустилась к радуге на землю.

Вот тогда над цветочной скатертью поля вновь зас..яло личико неба. В траве застр..котали кузнечики. Послышался шум д..лекой сельской улицы.

                                               (Ф. Нестеров.)

– Подходит ли какое-нибудь из высказываний из словаря Ожегова к нашему тексту? (Да, этюд Ф. Нестерова – заготовка, часть будущего произведения, выполнен с натуры.)

– О чем же этот этюд? Какова его микротема?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

– Какие союзы вы вставили? (Пока, когда, а.)

– Почему? (Два предложения – сложноподчиненные, два – сложносочиненные.)

– Охарактеризуйте эти союзы.

– Перечислите предлоги, использованные в этом тексте. Для чего они служат?

– Выполните синтаксический разбор первого предложения. (Один ученик – у доски).

– Определите смысловые группы наречий.

– С какого слова начинается третий абзац? (С частицы вот.)

– Уберите мысленно это слово из текста. Меняется ли смысл сказанного? (Нет, смысл не изменился. Внесен оттенок – указания.)

IV. Объяснение новой темы.

1. Запись темы и выводов на доске.

Частица – часть речи

1) Не имеет лексического значения.

2) Нельзя к ней поставить вопрос.

3) Не является членом предложения ® служебная часть речи.

4) Может служить для образования форм слов (бы, пусть).

2. Чтение § 62 (с. 167 учебника).

V. Закрепление темы.

1. Анализ упражнения 359.

– Укажите частицы. Какие из них носят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для выражения отрицания?

– Какие еще служебные части речи есть в данном тексте?

– Выпишите служебные части речи, распределив их по трем столбикам: предлоги, союзы, частицы.

2. Выполнение упражнения 358. (Речевая работа.)

– Выразительное чтение текста: выделите интонацией ту часть, в которой употреблены вопросительные предложения.

– Докажите, что выделенные слова – частицы.

– А как бы вы ответили на поставленные вопросы? Как вы представляете себе большого красивого человека?

– Запишите свой ответ.

3. Тест.

1) Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости.

а) чтобы – всегда пиши слитно;

б) что бы – всегда пиши раздельно;

в) чтобы – здесь подчинительный союз, пишется слитно;

г) что бы– здесь местоимение с частицей бы, пиши раздельно.

2) В каком словосочетании частица не пишется раздельно:

а) (не)скрываемая симпатия;

б) (не)зачем так жить;

в) (не)решенная еще проблема;

г) сдаться перед (не)взгодами.

3) В каком предложении частица не с последующим словом пишется раздельно:

а) Я (не)навижу фальшь;

б) Мы купили (не)большую, но вместительную сумку;

в) Раздумывать было (не)когда;

г) Работа (не)закончена.

4) Укажите верное написание выделенного слова:

Эти этюды были то(же) написаны художником Васнецовым.

а) тоже – всегда пишется слитно;

б) то же – всегда пишется раздельно;

в) то же – здесь местоимение с частицей, пиши раздельно;

г) тоже – здесь сочинительный союз, пиши слитно.

5) Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

То(же) слово, да не так бы молвить.

а) тоже – всегда пишется слитно;

б) то же – всегда пишется раздельно;

в) тоже – здесь сочинительный союз, пиши слитно;

г) то же – здесь местоимение с частицей же, пиши раздельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.005 с.)