IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



– Какие трудности встретились вам при написании производных предлогов и омонимичных частей речи?

& Домашнее задание: упражнение 350.

Уроки 129–130
повторение темы «союз»

Цел и: систематизировать и обобщить знания учащихся о союзе; формировать навык правописания союзов и умение отличать союзы от омонимичных им частей речи; вырабатывать умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Ход урока 129

I. Организационный момент.

II. Взаимопроверка домашнего задания (упр. 350).

– Как вы озаглавили текст?

– Каков его стиль?

– На сколько абзацев можно разделить текст?

III. Повторение.

1. Орфографическая работа.

– Раскройте скобки, выбрав нужную букву (слова записаны на доске).

Кла(с,сс)ик, ма(с,сс)а, кро(с,сс), иску(с,сс)тво, ба(с,сс)ейн, коло(н,нн)а, те(н,нн)ис, фотоа(п,пп)арат, шо(с,сс)е, тро(л,лл)ейбус.

– В чем особенность этих слов?

– Объясните лексическое значение слов масса, кросс.

(Кросс – спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности.

Масса – величина, измеряющая количество вещества в теле.)

– Составьте с данными словами словосочетания (предложения).

2. Составьте предложения по схемам:

[  ], зато [   ]                       [   ], однако [   ]

[  ], потому что ()       [   ], если ()

3. Запишите предложения под диктовку.

Будь мудрее других, если можешь, но не говори об этом. Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям (Лермонтов). Солнце село, но в лесу еще светло (А. Толстой). Чтобы вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров (Арсеньев). Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван (Лермонтов). Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький).

– Используя таблицу, определите морфологические признаки союзов, выписав их.

Союз Сочинительный (указать, какой) Подчинительный Простой или составной
       

4. Анализ упражнения 353.

– Прочитайте выразительно текст Достоевского, передавая восхищение автора морозными сумерками.

– Письменно ответьте на вопросы:

1) Каков тип и стиль текста?

2) Любите ли вы морозные сумерки? Почему?

3) Что вызывает ваше наибольшее восхищение?

4) «Что может сделать с душой человека один луч солнца?»

IV. Подведение итогов урока.

– Какие виды работ мы выполнили на уроке?

– Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

& Домашнее задание: упр. 353 (письменно).

Ход урока 130

I. Организационный момент.

II. Взаимопроверка домашнего задания.

III. Повторение.

1. Работа с текстом.

Учащиеся получают текст с купюрами (вырезаны союзы и союзные слова). Задача каждого – объяснить, какой бы союз он поставил и почему.

Не клевещи, … клевета … бесчестие не обратились на тебя самого, … всякий злой дух нападает спереди, клевета же всегда сзади. Не поддавайся гневу, … человек, поддавшийся гневу, забывает свои обязанности … упускает свои добрые дела. Не держи зависти в сердце, … не отравить своего существования.

Будь прилежен … молчалив, живи своим умом … откладывай из своего заработка для неимущих. Этот обычай будет самым достойным в твоей деятельности.

Не воруй чужого добра … не упускай своей собственной работы, … кто не кормится собственной работой, … заставляет других работать на себя, тот людоед.

Не вступай в объяснения с глупцом, от злодея не бери денег … с клеветником не имей дела.

                                             (Восточная мудрость.)

– Какими частями речи являются выделенные слова?

– Объясните лексическое значение слова клеветник. (Клеветник – распространяющий о ком-то ложные слухи.)

– Образуйте от слова клеветник родственные слова. От глагола клеветать – все возможные формы причастий и деепричастий.

– Одинаковы ли по значению слова клеветать и клеймить? (Клеймить – сурово осуждать.)

2. Тестирование.

Выберите верный вариант (1–5).

1) а) как будто в лесу;

б) как буд-то в лесу;

2) а) объяснил тоже, что и вчера;

б) объяснил то же, что и вчера.

3) а) опоздал, зато все успел выполнить;

б) опоздал, за то все успел выполнить.

4) а) бегал по этому лугу;

б) бегал поэтому лугу.

5) а) мы поможем, что бы ни случилось;

б) мы поможем, чтобы ни случилось.

6) Укажите союз:

а) то же;     б) также; в) за то; г) по тому.

7) Укажите условный союз:

а) когда;              б) пока; в) если;  г) будто.

8) Укажите целевой союз:

а) лишь;              б) зато;  в) хотя; г) чтобы.

9) Укажите противительный союз:

а) зато;      б) или;   в) либо; г) да.

10) Укажите сравнительный союз:

а) потому что;    б) когда; в) если;  г) словно.

11) Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Тихо ночь ложится на вершины гор () и луна глядится в зеркало озер.

а) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;

б) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;

в) сложное предложение, перед союзом и не нужна запятая;

г) сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.

12) На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато» (1) да любопытная белочка (2) свесившаяся с ветки (3) чем-то залюбовалась внизу.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 3;

в) 2, 3;

г) 1, 2.

3. Объяснительный диктант.

Объясните постановку знаков препинания.

ЯБЛОКО РАЗДОРА

Все боги Олимпа пировали на роскошной свадьбе. Лишь одна богиня раздора Эрида не участвовала в веселье: ее не пригласили на пир. Одиноко бродила она около пещеры, где веселились боги, глубоко затаив в сердце обиду. Придумала Эрида, как отомстить богам, как их поссорить. Она взяла золотое яблоко и написала на нем: «Прекраснейшей». Тихо подошла невидимая Эрида к пиршественному столу и бросила яблоко.

Увидели боги яблоко и прочли надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между тремя из них: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой. Ни одна не хотела уступить соперницам. Обратились они к царю богов и людей Зевсу, потребовали, чтобы разрешил он их спор.

(По Н. Куну.)

– Выпишите из текста союзы и предлоги, распределив их в две колонки.

– Каково значение фразеологизма, которым назван данный текст? (Яблоко раздора – причина ссоры.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.012 с.)