VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– Что называется частицей?

– Чем отличается частица от других служебных частей речи?

& Домашнее задание: § 62; выучить правило, упр. 357.

Урок 134
разряды частиц.
формообразующие частицы

Цел и: познакомить учащихся с разрядами частиц; дать понятие формообразующих частиц; (р/р) составление и написание рассказа по заданному началу и концу с использованием частиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 357).

– Какие из выделенных частиц вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для образования наклонений глагола?

– Назовите сказуемые, выраженные формами повелительного и условного наклонений.

– Перестройте (устно) второе и шестое предложения так, чтобы частица стояла в другом месте.

Двое учеников работают у доски: первый выполняет фонетический разбор слова что 1; второй – морфологический разбор слова подготовлена 3.

– Каково лексическое значение слова чемпион?

(Чемпион – спортсмен (или спортивный коллектив), победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны и т. п.)

III. Объяснение новой темы.

1. Чтение § 63 (с. 169) учебника.

2. Составление таблицы (начало).

IV. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 360 (устно).

– Каков стиль данного текста?

– Как бы вы озаглавили текст?

– Почему автор обращает внимание читателей на последнюю реплику говорящего?

– К какому разряду по значению относится эта частица?

– Для чего она служит?

– Почему поставлены тире в начале строк?

(Диалог.)

– Выполните морфологический разбор слов придумал и тоже (двое учеников – у доски); разбор по составу слова лунохода.

2. Устный диктант.

Найдите формообразующие частицы.

          1) Пусть всегда будет солнце,

         Пусть всегда будет небо,

         Пусть всегда будет мама,

         Пусть всегда буду я!

      (Из песни.)

2) Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький.)

3) Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

4) «Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!» (Крылов.)

5) Разве гром бывает немотою болен? Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел? (Маяковский).

6) Куда б ни шел, ни ехал ты, а здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

7) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, все те же мы… (Пушкин).

3. А теперь самостоятельно придумайте и запишите предложения с формообразующими частицами:

                  I вариант                      II вариант

    бы, пускай               пусть, давай

– Какие частицы произошли от форм повелительного наклонения? (Пусть, пускай, давай.)

4. Образуйте формы повелительного наклонения:

положить, позвонить, черпать, баловать.

В образованных глаголах расставьте ударение. (Положъ, позвонъ, чйрпай, балэй.)

5. Выполнение упражнения 364.

– Рассмотрите рисунок и напишите основную часть рассказа на тему «Горе-мечтатель», используя данные в упражнении начало и конец.

– Включите в рассказ диалог.

– Что такое диалог? (Диалог – разговор двух или нескольких лиц.)

– Какова пунктуация у диалога?

– Не забудьте дать описание робота и мальчика.

– В нужных случаях употребите предложения с формообразующими частицами давай, пусть и др.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите формообразующие частицы. Для чего они служат?

& Домашнее задание: § 63; таблицу выучить, упр. 362, 363.

Уроки 135–136
смысловые частицы

Цел и: познакомить учащихся со смысловыми частицами; формировать умение различать оттенки частиц; продолжить работу над словарными словами: определение значений, постановка ударения, разбор по составу, подбор синонимов.

Ход урока 135

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Проверка упражнения 362.

Выразительное чтение стихотворения.

– Назовите слова с формообразующими частицами.

2. Проверка упражнения 363.

– Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

– Назовите формообразующие частицы.

– Какой частью речи являются остальные выделенные слова?

III. Объяснение новой темы.

1. Самостоятельная работа.

Чтение § 64 (с. 171).

2. Беседа по вопросам.

– Какие значения вносят смысловые частицы в высказывания?

– В текстах какого стиля употребляются смысловые частицы?

3. Работа с учебником.

Составление таблицы (составление левой колонки, см. урок 134).

IV. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 365 (устно).

– Какие частицы служат для выражения вопроса?

– Какие из этих частиц выражают, кроме вопроса, еще сомнение, недоверие?

– Присоедините к выделенным словам частицу, служащую для выражения вопроса.

– Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните условия их выбора.

Словарная работа.

– Объясните лексическое значение слова предварительный.

(Предварительный – предшествующий чему-либо.)

– Разберите это слово по составу.

(Предвар/и/тельн/ый – по «Школьному словарю строения русского языка» З. А. Потихи. – М.: Просвещение, 1987.)

– Составьте предложение, используя данное слово или однокоренные слова.

2. Выполнение упражнения 367 (самостоятельная работа по заданию в учебнике).

3. Выборочный диктант.

Выпишите смысловые частицы.

1) Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою (Лермонтов).

2) Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (Пушкин.)

3) Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие! (Лермонтов.)

4) «Соседка, перестань срамиться, – ей Шавка говорит. – Тебе ль с Слоном возиться?» (Крылов.)

5) Загудели, заиграли провода: мы такого не видали никогда. (Исаковский.)

6) Какое б ты ни делал в жизни дело, запомни – цель одна: гори, дерзай, чтоб вечно молодела великая страна. (Исаковский.)

7) В последние дни погода была довольно-таки сырая. (Пржевальский.)

8) Вскоре волны украсились белыми гребнями и начали захлестывать лодку. Вот и мыс Успения. (Арсеньев.)

9) Неужели мое обращение к вам могло оскорбить вас? (Толстой.)

10) Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! (Пушкин.)

V. Подведение итогов урока.

– На какие группы делятся частицы?

– В каких стилях употребляются чаще всего смысловые частицы?

& Домашнее задание: выучить таблицу, § 64, упр. 369, 371.

Ход урока 136

I. Организационный момент.

Собрать на проверку тетради с домашней работой.

III. Повторение.

1. Орфографическая диктовка.

Чемпион по плаванию, масса тела, тренировать спортсмена, предварительный расчет, победители кросса, выровненное поле, гимнастический снаряд, ориентироваться на местности, по прибытии поезда, претендовать на победу, присутствовать на соревновании, потерпеть поражение, бросить с разбегу, сложный снаряд.

2. Тестирование.

1) Частица – это:

а) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения;

б) самостоятельная часть речи;

в) служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других;

г) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложения или служит для образования форм слова.

2) Укажите формообразующую частицу:

а) давайте;

б) что за;

в) неужели;

г) даже и.

3) Укажите смысловую частицу:

а) вряд ли;

б) пускай;

в) да;

г) давай.

4) Укажите частицу выделения, ограничения:

а) даже;

б) именно;

в) а вот;

г) только.

5) Какая из частиц в стилистическом отношении нейтральна?

а) небось;

б) ишь;

в) аж;

г) совсем.

6) Укажите частицу:

а) несмотря на;

б) благодаря;

в) исключительно;

г) согласно.

7) В каком примере возможно только одно написание:

а) что(бы);

б) как(бы);

в) то(же);

г) за(то).

8) В каком предложении частица написана неверно?

а) Знать и чувствовать – это далеко не одно и тоже.

б) Чувство Пушкина в чем-то равно чувству Родины, чувству языка, природы, истории.

в) Образ мысли, образ поведения, образ лица, жеста и, наконец, сам образ жизни – вот что больше всего интересовало в людях Пушкина.

г) Есть вершины, которые, сколько ни отходи от них, никогда не теряются из виду.

                                             (По Е. Исаеву.)

9) Укажите слово с орфографической ошибкой:

а) предварительный;

б) притензия;

в) присутствовать;

г) прекратить.

10) Найди ошибку в постановке ударений:

а) черпбть;

б) баловбть;

в) пунятый;

г) нбчатый.

3. Выполнение упражнения 373 (самостоятельно).

На доске выполняется разбор по составу наречия впереди, синтаксический разбор указанного предложения.

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу частицы, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Когда п..ешь воду … забывай о человеке вырывш.. колодец. (Пословица.)

«Вредные советы» Григория Остера:

1) Никогда … мойте руки

Шею уши и лицо.

Это вредное занятье

… приводит … к чему.

Вновь испачкают..ся руки

Шея уши и лицо,

Так зачем … тратить силы,

Время (по)пусту терять.

Стрич..ся то(же) бесполезно,

(Ни)какого смысла нет.

К старост.. сама собою

Облысеет голова.

2) Если вы еще … твердо

В жизни выбрали дорогу

И (не)знаете, с чего …

Путь свой жизне(н,нн)ый начать,

Бейте лампоч..ки в под..ездах –

Люди вам спасибо скажут:

Вы помож..те народу

Электричество береч...

Пословицы.

1) Куда … ворона ни полетела, везде она буд..т хуже сокола.

2) Сколько … собака ни лаяла, гора от этого … рухн..т.

3) Если … петух … кукарекал … ра(с,сс)вет … наступил …?

– Определите значение каждой употребленной вами частицы.

– Докажите уместность в тексте выбранных вами частиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.044 с.)