Раздельное и дефисное написание частиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздельное и дефисное написание частиц



Через дефис Раздельно
1. С существительными и глаголами: -то: Михаил-то промолчал. 2. С глаголами: -таки: выучил-таки стихотворение. 3. С глаголами в повелительном наклонении: -ка: открой-ка окно   бы (б) ли же

IV. Закрепление темы.

 Выполнение упражнения 378 (у доски – трое учеников): первый – предложения 1–2; второй – предложения 3–4; третий – предложения 5–6.

Р а з б о р по составу слов вверх и вылезший – на доске.

– Понять, какую роль играют частицы в нашей речи, поможет стихотворение Лермонтова «Бородино».

Ч т е н и е учителем стихотворения (записано на доске).

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

– Да, были люди в наше время.

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы! на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

– Какие оттенки вносят частицы в значение предложений?

(Частица -ка вносит оттенок просьбы в повелительное наклонение; усилительно-выделительные частицы ведь, ж создают определенную эмоциональную окраску, усиливая значения слов, к которым они относятся; разговорно-вопросительная частица что ли выражает сомнение; отрицательная частица не, утвердительная частица да.)

Вывод: частицы помогают передать различные смысловые и эмоциональные оттенки, способствуя выразительности речи.

3. Выполнение упражнения 380 (самостоятельно).

4. Выполнение упражнения 381.

– Какие виды орфограмм, связанные с дефисом, можно увидеть в этом упражнении?

Учащиеся распределяют слова по видам орфограмм, трое учеников работают у доски:

Дефисное написание

                 I                  II                 III

     наречий   частиц    местоимений

V. Подведение итогов урока.

– Расскажите о дефисном и раздельном написании частиц.

& Домашнее задание: выучить правило (с. 176–177), упр. 379 (подобрать примеры из текстов художественных произведений).

Ход урока 139

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ подобранных предложений с то, чтобы оно было:

1) местоимением;

2) разделительным союзом;

3) суффиксом;

4) частицей.

III. Повторение темы.

1. Беседа по вопросам.

– Что называется частицей?

– Какие группы частиц вам известны?

– Какие частицы пишутся раздельно, а какие – через дефис?

2. Анализ таблицы, составленной заранее учениками (индивидуальное задание) с подбором примеров.

Дефисное написание прилагательных,
местоимений, наречий, частиц

Части речи Условия дефисного написания Примеры
Прилагательное 1) можно между частями поставить и, а, но, да 2) повтор 3) обозначает цвет кисло-сладкий (лимон) белое-белое (облако) бело-голубое (небо)
Местоиме-ние Кое-, -то, -либо, -нибудь, если нет предлога между частями кто-нибудь кое-что
Наречие 4) сложение повторяющихся слов, корней по-моему по-русски во-первых зачем-либо кое-где чуть-чуть видимо-невидимо
Частицы -ка, -то, -либо, -нибудь, кое- сходи-ка

– В чем трудность дефисного написания различных частей речи?

IV. Закрепление.

1. Объяснительный диктант.

Объяснить выбор дефиса в каждом из слов.

Кое-что, мало-помалу, в-третьих, наконец-таки, придержи-ка, выпукло-вогнутый, иссиня-черный, вот-вот, по-осеннему, где-нибудь, еле-еле, точь-в-точь, из-за, давным-давно, спой-ка, по-товарищески, сразу-то не заметил, ярко-красный.

2. Игра «Закончи слово».

Северо-…, древне…, юго-…, свеже…, ново…, трудно…, выше…, дальне…, снежно…, пятидесяти…, шести.., картофеле…, русско-…, общественно-….

– Нужна ли постановка дефисов в данных словах?

3. Укажите способ образования данных слов:

По?дружески, время?провождение2, во?время, военно?полевой, юго?западный, военно?служащий, дико?растущий, двадцати?трех?летний2, выше?названный2, по?временная оплата, сорока?томный словарь, сорока?летний мужчина, сорока?ведерная емкость, подобру?поздорову.

– Разберите по составу указанные слова.

– Объясните, почему эти слова пишутся слитно.

V. Подведение итогов урока.

– Расскажите о дефисном написании прилагательных, местоимений, наречий и частиц.

& Домашнее задание: упр. 377.

Уроки 140–141
р/р. Сочинение по картине К. Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»

Цел и: подготовить ребят к написанию сочинения; написать сочинение по картине К. Ф. Юона; развивать речевую изобретательность, обогащать словарный запас, учить свободно владеть речью; осваивать сложные конструкции.

Ход урока

I. Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.007 с.)