IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



– Для чего служит частица ни?

– Когда предложение с частицей не получает положительный смысл?

& Уроки 145–146
Различение частицы и приставки не

Цел и: формировать навык написания частицы не и приставки не; повторить написание не с разными частями речи; обогащать словарный запас учащихся, работать над лексическим значением слов; (р/р) составлять связный текст с приставками не и с частицами не.

Ход урока 145

I. Организационный момент.

Сдать (собрать) тетради на проверку.

II. Орфографическая диктовка.

Ненастье; луга не скошены; недосягаемая глубина; ни на минуту нельзя снять; ни один пловец не доплывет; не видели ни одного животного; ни разу не претендовал; никогда не препятствовал; не мог не прийти; никому не дам в обиду; придумать карикатуру; в течение получаса; во что бы то ни стало; негодующий; делать нечего; ничего не мог сказать; в переписке ни с кем не состоял; неизгладимое впечатление; неуловимые для неопытного глаза тона осеннего пейзажа; ничем не нарушаемая тишина; не пересекая шоссе; невежа; невежда; мне сегодня нездоровится; нестойкий человек; еще не украшенная комната.

– Над какой орфограммой вы работали в данном диктанте?

– Расскажите о правописании не с разными частями речи, используя примеры из диктанта.

– Как вы понимаете значение выражения нестойкий человек? (Поддающийся влиянию.)

– Невежа? (Грубый, невоспитанный человек.) Невежда? (Малообразованный, малосведущий.)

– Разберите по составу слово не/досяг/а/ем/ая.

– Запишите слово в словарь.

– Составьте с ним предложение: кто или что может быть недосягаемым?

– Выполните фонетический разбор слов еще, шоссе.

III. Работа по новой теме.

1. Чтение § 68 (с. 182 учебника).

2. Вопросы к классу.

– В каких словах диктанта употреблена была частица не, а в каких – приставка не?

IV. Закрепление темы.

1. Спишите, раскрывая скобки, объясняя (устно) слитное и раздельное написание не.

1) С утра я почувствовал себя (не)хорошо, хотя еще (не)мог ясно определить, в чем заключалось мое (не)здоровье (Куприн).

2) Соловей уже (не)(по)вечернему, отрывисто и (не)решительно, а (по)ночному, (не)торопливо, спокойно заливался на весь сад (Л. Толстой).

3) Хор у нас был (не)большой, но чудесный (Ф. Шаляпин).

4) Поднималось солнце. Еще (не)видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей (Горький).

5) (Не)знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не)красивым собой и ничем (не)примечательным (Чехов).

2. Объяснительный диктант.

Объясните (устно) значение каждого слова; графически обозначьте, чем является не.

Небрежный, неведомый, невежда, негодование, не рад, негде, негодовать, недомогать, недоразумение, не готов, недостаток, недоуменный, нездоровиться, не лучше, неизгладимый, неизменный, неимоверный, некий, некто, неистовствовать, нелепый, непоколебимый, нельзя, немой, необозримый, непостижимый, непосредственный, неприкосновенный, непреклонный, нервничать.

– Определите часть речи каждого слова.

– К последнему слову подберите видовую пару, образуйте все возможные формы причастий и деепричастий.

3. Выполнение упражнения 396 (самостоятельно).

4. Выполнение упражнения 394 (на доске и в тетрадях).

V. Подведение итогов урока.

– Как пишется частица не?

– Как пишется приставка не со словами?

& Домашнее задание: упр. 398.

Ход урока 146

I. Организационный момент.

Тетради с домашним заданием собрать на проверку.

II. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 401.

– Выразительное чтение стихотворения А. Дементьева «Я вспомнил…» (индивидуальное задание).

– Как можно иначе озаглавить это стихотворение?

– Найдите частицы. С какими словами они связаны?

– Укажите разряд частиц, объясните их правописание.

2. Работа по орфоэпии.

– Анализ слов в рамке (с. 180).

– Работа у доски: ученики выходят к доске, расставляя ударение в словах.

Балэясь, дусыта, начбвший, пунятый, вший, привезенб, ржбвея, смулоду,поня мйльком, жимый,дви дусуха, ду смерти, во, берестб – из бересты, вы прбвы,скриться, бережлимеждугорудний, и она правб, пу двое, добелб, смулоду, удубнее, чйрпая, суздан – созданб.

3. Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

ВОЛШЕБНЫЙ ДАР

– Скажи мне чего ты жела..шь? – продолжал король. – Если я в силах, то (не)преме(н,нн)о исполню твое желание.

– Говори смело Алеша! – шепнул ему на ухо министр.

Алеша задумался и (не)знал, чего пожелать. Если(б) дали ему более времени, то он, может быть, и придумал(бы) что(нибудь) хорош..е, но так как ему к..залось (не)учтивым заставлять дожидат..ся короля, то он посп..шил с ответом.

– Я(бы) желал, – сказал он, – что(бы) (не)учившись я всегда знал урок свой, какой(бы) мне (не,ни)задали.

– (Не)думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король покачав головой. – Но делать (не)чего, я должен исполнить свое обещание.

Он махнул рукой и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопля(н,нн)ое семечко.

– Из какого произведения этот отрывок? («Черная курица, или Подземные жители».)

– Кто его автор? (Антоний Погорельский.)

– О каком волшебном даре рассказывает нам Погорельский?

– Почему несколько предложений в этом тексте, начинаясь с новой строки, выделяются еще и тире?

– Над какими орфограммами вы работали? (Правописание ннн в разных частях речи; безударные гласные в корне; неопределенная форма глагола; окончание прилагательных, не–ни в разных частях речи.)

– Какие пунктограммы встретились в тексте? (Постановка тире в диалогах, запятые при обособлении деепричастных и причастных оборотов; сложные предложения.)

4. Замените следующие выражения одним словом с не:

Чуть-чуть, в незначительной степени (немного); частица, выражающая неуверенность, вопрос (неужели); не такой, как все (необычный); огромный по размерам, по протяжению (необъятный); первая часть сложных слов, соответствующая значению новый (нео...); лишенный способности говорить (немой); сохраняемый в целости, не подлежащий расходованию, продаже (неприкосновенный); стойкий, твердый (непреклонный); с трудом представляемый, чрезвыйчайный (невообразимый); совершенный без умысла, непроизвольный, случайный (невольный); предосудительный, заслуживающий порицания (поступок) (неблаговидный); необычный, выделяющийся среди других (незаурядный); не оправдываемый здравым смыслом; странный, несуразный (нелепый); не примыкающий ни к одной из сторон, стоящий в стороне (нейтральный); подпольный, не разрешенный законом (нелегальный); жестокий (устар.: немилосердный); неукротимый, такой, которого нельзя сдержать (необузданный); не допускающий никаких возражений, сомнений (непререкаемый).

5. Придумайте небольшой текст, в котором было бы как можно больше слов с приставкой и частицей не (можно работать с соседом по парте).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.)