Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Объявление темы и целей урока.
1. Заполните пропуски в предложении, выбрав правильный вариант: … такое съесть, … похудеть? а) чтобы; чтобы; б) чтобы; что бы; в) что бы; что бы; г) что бы; чтобы; – Почему вариант г) – правильный? («Русский медвежонок» 2004.) 2. Чтение материала § 61 (с. 162 учебника). 3. Беседа по вопросам. – Какой вывод вы можете сделать, прочитав правило? – Как отличить союзы от омонимичных частей речи? 4. Сообщение учащегося (индивидуальное задание). Союзы тоже, также, зато, притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи (то + же; так + же; за + то; при + том). Начиная с XVIII века в нашем языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих: как будто, в силу того что и т. д. С появлением в русском языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов. С этой точки зрения выделяются две группы производных союзов: простые и составные. 5. Составление таблицы на доске:
Отличие союзов от омонимичных сочетаний
IV. Закрепление темы. 1. Выполнение упражнения 346 (на доске и в тетрадях). 2. Орфографическая диктовка. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (Пословица). Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча (М. Горький). Она была дружна с Кошевым так же, как были дружны их родители (А. Фадеев). Я склонился к реке, но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды (А. Толстой). Меняется деревня Щипачи, но в мелкой речке так(же) месяц тонет, и так(же) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней4 (Щипачев). Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют (Крылов). Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и бесплодна (Пушкин).
– Выполнить синтаксический разбор указанного предложения; составить его схему. V. Подведение итогов урока. – Расскажите об особенностях союзов тоже, также, зато, чтобы. – Как отличить их от омонимичных сочетаний? & Домашнее задание: упражнение 347; выучить правило на с. 162. Ход урока 128 I. Организационный момент. II. Взаимопроверка упражнения 347 (домашнее задание). III. Закрепление. 1. Анализ упражнения 348. Чтение текста упражнения. – Почему автор утверждает, что выдумывание названий – особый дар? – Знаете ли вы, откуда появились названия вашего города (поселка), вашей улицы? – Как вы понимаете слово дар? (Дар – подарок, пожертвование (высок). – А слово одаренность? (Одаренность – талантливость, выдающаяся врожденная способность.) – Как вы считаете, слова, данные в рамке, можно назвать синонимами? – Как вы понимаете фразеологизм зарыть талант в землю? – Составьте предложение, используя данный фразеологизм. – Спишите текст упражнения 348, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы обведите в овал. 2. Беседа по вопросам. – Что вы знаете о правописании союзов зато, потому? – Как отличить союзы от омонимичных сочетаний? 3. Из предложений выписать слова со скобками, указав часть речи. 1) Она сидела в том(же) положении, в каком усадил ее Валек, и все так(же) перебирала цветы. 2) Мне завязали глаза; Маруся звенела слабыми переливами смеха и шлепала (по)полу (не)проворными ножонками, а я делал вид, что (не)могу поймать ее, как вдруг я (на)ткнулся на чью(то) мокрую фигуру и в то(же) время почувствовал, что кто(то) схватил меня за ногу. 3) Тыбурций быстрым движением повернул меня и поставил на ноги: (при)этом я чуть (не)упал, так как у меня закружилась голова, но он поддержал меня рукой и (за)тем, сев на деревянный обрубок, поставил меня между колен. 4) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне почти так(же) дорога, как улыбка сестры. – Валек, Маруся, пан Тыбурций. Из какого произведения эти герои, кто его автор? (В. Короленко. «Дети подземелья».) – Какой вывод вы можете сделать, опираясь на выписанные слова? (Выделенные слова подчиняются правилам: дефисное, слитное, раздельное написание самостоятельных частей речи.)
4. Выполнение упражнения 349 (самостоятельно). Двое учащихся работают у доски: первый – выписывает слова со скобками, вставляет пропущенные орфограммы, выполняет разбор по составу слова впервые; второй – выполняет морфологический разбор числительного первая. 5. «Закончи предложение». (Материал взят из книги С. И. Львовой «Там, где кончается слово». – М.: Просвещение, 1991). I вариант II вариант Чтобы так же сделать… И чтобы она не делала… Что бы так же сделать… И что бы она не делала… Что бы также сделать… И что бы они ни делала… 6. Тестирование (текст перед глазами учащихся). Выпишите номера предложений I вариант II вариант с производными предлогами с омонимичными частями речи. 1) Не для того же пахал он и сеял, что(бы) нас ветер осенний развеял? (Некрасов). 2) Что(бы) ни говорили, я выполню эту работу. 3) Становилось все холоднее, (за)то дождь прекратился. 4) Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. 5) Он непременно хотел стать героем, и для этого готов был сделать любое, самое страшное, что(бы) ему ни предложили (Симонов). 6) Очевидно, лоси привыкли к тому, что сюда можно приходить во всякое время дня и ночи, что(бы) понежиться на прохладном морском берегу (Арсеньев). 7) «Да, хорошо», – так же тихо ответила Ася, не смотря на меня (Тургенев). 8) «Ты жил, старик! Тебе есть в мире, что забыть! Ты жил – я так(же) мог бы жить!» (Лермонтов). 9) Говорила мышка мышке: «До чего люблю я книжки! Не могу я их прочесть, но (за)то могу их съесть!» (Маршак). 10) Он имел маленький, (за)то верный заработок. 11) Мои спутники то(же) осматривали берег… 12) …Липа в то(же) время сторонилась других деревьев, которые могли бы затенить ее от солнца (Арсеньев).
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.008 с.) |