III. Работа с текстом для изложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа с текстом для изложения.



1. Чтение текста учителем.

Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества.

Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный.

– Хлебушко черненький труженику первое питание, – говорил Иван Филиппов.

– Почему он только у вас хорош? – спрашивали.

– Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки... А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. И очень просто! – заканчивал всегда он речь своей любимой поговоркой.

Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.

– Почему же?

– И очень просто! Вода невская не годится!

Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.

Филиппов был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Там, где другие булочники и за грех не считали мошенничеством деньги наживать, Филиппов поступал иначе.

Огромные куши наживали булочники перед праздниками, продавая лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным.

Испокон веков был обычай на большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы – посылать в тюрьмы подаяние арестованным.

Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.

Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.

Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; во-вторых, у него велся особый счет, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И делал все это он «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.

(435 слов.) (По В. А. Гиляровскому. «Москва и москвичи».)

2. Беседа по вопросам.

– Какова главная мысль текста?

– На сколько частей можно разделить текст?

– Можно ли по тексту судить об авторской позиции? Что привлекало Гиляровского в личности Ивана Филиппова? А вас что привлекает?

3. Чтение текста по абзацам, определение микротем, составление плана.

4. Пересказ текста одним учеником.

– Почему «только у вас так хорош черный хлеб»?

– Почему калачи и сайки Филиппова доставляли из Петербурга в Москву к царскому столу?

– Зачем отправляли обозы с сухарями в Сибирь?

– «Мошенничество – грех», – считал Иван Филиппов.

– Какой обычай был испокон веков на Руси? (Посылать в тюрьмы подаяние заключенным.)

– Филиппов – честный человек («Никогда не наживался на подаяниях):

а) никогда не посылал збвали арестантам;

б) барыш жертвовал на улучшение пищи больным арестантам.

5. Подведение итога.

– В чем же секрет успеха предпринимательской деятельности Ивана Филиппова?

6. Работа над лексическим значением слов.

Расфранчённый – по-модному, франтовато одетый.

Фунт – русская мера веса, равная 409,5 г.

Куш – большая сумма денег.

Барыш – прибыль, материальная выгода.

Збваль – плохой, залежавшийся товар.

7. Выработка орфографических навыков.

На доске выписаны слова со скобками и пропусками; учащиеся указывают, какие буквы пропущены, раскрывают скобки.

П..тач..ковый пирог, труже(н,нн)ик, люди поставле(н,нн)ы, рож.. отборная, калачи и сайки (?) и(с,з)пече(н,нн)ые на соломе; как(то), все(таки), где(нибудь), моше(н,нн)ичество; бл..готворительный, арестова(н,нн)ые, (во)первых, (во)вторых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.005 с.)