Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы психической деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути.изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И. П. Павлов отмечал, что у физиологии и психологии общий объект изучения - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению этих функций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может. Психическая деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Психическая деятельность - осознаваемая деятельность организма, сопровождаемая или не сопровождаемая физической работой. Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля. Ощущение - это форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психической деятельности. Восприятие - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений. Представление - идеальный образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимающего, хранящего и воспроизводящего в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление. Мышление — это процесс познания и накопления информации и опыта и оперирование знанием, т. е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление — форма отражения действительности, проявляющееся в целесообразном адекватном поведении, это мышление в действии. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) — форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Свойственно только человеку. Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Эмоции (чувства) - реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями (от лат. етоуео, етоуеге - потрясать, волновать). Причины возникновения эмоций весьма разнообразны: удовлетворение или неудовлетворение биологической или социальной потребности, экстремальные экологические ситуации, болевые воздействия, болезни, достижение или недостижение цели, получение приятной или неприятной информации, недостаток или отсутствие информации, необходимой для достижения цели и т. д. Некоторые авторы предложили формулы, включающие те или иные факторы в качестве причин эмоций. Однако они не могут включить все непосредственные причины, ведущие к возникновению эмоций. Примерами биологической потребности являются пищевая, питьевая, половая и другие потребности; социальной -достижение высоких спортивных результатов, хороших показателей в учебе и т. д. Классификация эмоций. Имеется несколько критериев для классификации эмоций. Во-первых, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции выражаются в повышении жизнедеятельности - в физическом, духовном подъеме; астенические эмоции проявляются в угнетении жизнедеятельности, уменьшении духовных и физических сил. Во-вторых, эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные эмоции обычно сопровождаются активизацией деятельности человека и направлены на сохранение и усиление этого состояния. Отри-
дательные стенические эмоции направлены на устранение неблагоприятных воздействий на организм. Отрицательные астенические эмоции (ужас, тоска) возникают, когда значительно недостает ресурсов для решения задачи даже при максимальной мобилизации сил организма. Выделяют следующие основные эмоции: 1) радость; 2) интерес; 3) удивление; 4) горе; 5) отвращение; 6) гнев; 7) презрение; 8) страх; 9) вина; 10) стыд. Состояние организма во время эмоций обычно сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, могут возникать двигательные реакции. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те системы организма, которые обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли коры большого мозга. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растор-маживанием биологических реакций. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии. Значение эмоций. 1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок, повышает спортивные достижения и т. п. 2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям. 3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И. П. Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отрицательная разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами» (Т. Сиденгейм, английский врач, XVII в.). Выделяют и ряд других функций эмоций, например, оценочную (отражательную) функцию, однако это не обосновано. В частности, это относится и к так называемой оценочной роли эмоций. Оценивает свое состояние сам организм (ощущение голода, жажды, боли, радость при достижении цели и т. д.), а не эмоция. Поэтому естественно, что при описании этой «функции» эмоций приводятся примеры, иллюстрирующие мобилизующую роль эмоций. Называют также подкрепляющую функцию эмоций, однако примеры приводятся тоже о мобилизующей роли эмоций. Так, у сытой кошки невозможно выработать пищевой условный рефлекс, а у голодной он вырабатывается легко. Совершенно очевидно, что и в этом случае подкрепление (пища как награда) мобилизует организм, т. е. это самая настоящая мобилизующая роль эмоций. По мнению ряда авторов, имеется и переключательная функция эмоций, когда человек должен выбирать из нескольких возможных одно действие, например, приготовить пищу и удовлетворить пищевую потребность или пойти в театр. В подобных ситуациях побеждают (мобилизуют организм) более сильная мотивация и эмоция. Таким образом, и так называемая переключательная роль эмоций является мобилизующей, которую мы уже проанализировали (см. пункт 1). ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия. А. Целенаправленная планируемая трудовая деятельность активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества: создание продуктов труда, жилища, орудия производства и т. д. Труд человека качественно отличается от приспособительного поведения животных - оно направлено только на приспособление к природе. Б. У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И. П. Павлов. Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант. Первая сигнальная система — это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Вторая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Язык человека - средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.
Речь - форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов) и обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям. Речь - это одна из форм языка. Хотя первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако у человека благодаря тесному взаимодействию ее со второй сигнальной системой первая сигнальная система человека качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. В. У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных только конкретное. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая - абстрактное мышление, только у человека. Ярким примером, свидетельствующим об отсутствии абстрактного мышления у животных, является поведение обезьяны в лаборатории И. П. Павлова. Для достижения полезного результата (получения пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу, а обезь; яна сидела на плоту, где и должна была гасить огонь. Она каждый раз прыгала с плота в воду и ходила на берег за водой. Хотя плот был со всех сторон окружен водой, обезьяна не подозревала, что вода из озера обладает таким же свойством тушения огня, как и вода из бака. Г. У человека имеются специфические, присущие только ему типы ВИД. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о специальных человеческих типах ВНД. В основу их деления положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется цельным восприятием действительности. Мыслительный тип (преимущественно философы, математики) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов. Д. У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (литерализация функ- ций), что в конце 60-х годов двадцатого столетия показал английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психических больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о левополушарных и правополушарных людях. Леворукость и праворукость - один из фактов, свидетельствующих о латерализации функций; большинство людей правши. Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях либо в правом, либо в обоих полушариях. Левое полушарие специализируется в отношении не только речи, но и двигательных актов (так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела). Примером латерализации функций является то, что левое полушарие является базовой основой логического мышления, а правое - образного (конкретного) мышления. Накапливается все больше данных, говорящих, что правое полушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом, правильнее говорить не о доминировании полушарий вообще, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как правило) у левого (Р. Шмидт, Г. Тевс, 1996). Е. Социально-детерминированное сознание человека. Сознание - это идеальное субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание является высшей функцией мозга. Оно отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля. Нейрофизиологические основы сознания следующие. 1. Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества структур, где ведущее значение имеют кора большого мозга с ближайшей подкоркой, лимбическая система, их взаимодействие. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации. 2. Для сознания необходим некий определенный уровень активности ЦНС, соответствующий десинхронизированной ЭЭГ при бодрствовании; слишком низкая нейронная активность (например, при наркозе или коме) с ним несовместима. С другой стороны, сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов - например, при эпилептических припадках (характеризующихся пиками
и волнами на ЭЭГ), оно может выключаться в состоянии ярости (состоянии аффекта). 3. Минимальный период времени активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100-300 мс. 4. Полагают, что лобные доли имеют ведущее значение для проявления высших психических функций. Поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфорией, раздражительностью. Отмечаются отсутствие твердых планов, основанных на прогнозировании, наличие легкомыслия и грубости. Часто возникают настойчивые повторения действий, конфликты с окружающими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.250 (0.011 с.) |