Онтология и ее предмет. Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология и ее предмет. Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии.



Онтология (от греч. "он" – сущее и "логос" – учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Онтологическая проблематика всегда составляла важнейший компонент философской мысли, начиная с античности и кончая нашими днями (хотя сам термин "онтология" довольно позднего происхождения: он был предложен в 1613 г. немецким философом Р. Гоклениусом, а всерьез его ввел в философию в первой половине XVIII в. Х. Вольф, который трактовал онтологию как науку о бытии как таковом и считал ее "первой философией").

Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Понятие бытия фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе.

Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью – например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений.

Философия, особенно западная, традиционно уделяла основное внимание прежде всего проблеме бытия – скорее всего, это объяснялось изначальной практической ориентацией на реалии мира и собственной жизни.

Категория “бытие” – исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность индивида в том, что этот мир существует, и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. С ней связаны и сомнения, неуверенность в том, что этот существующий вокруг нас и вместе с нами мир будет существовать всегда, оставаясь более или менее стабильным, в той или иной степени неизменным. Сам этот окружающий нас мир являет нам примеры непреходящего существования природы, и этот же мир показывает нам, насколько конечна жизнь отдельной вещи и отдельного человека.

Проблема бытия с глубокой древности до наших дней обсуждается в философии. Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие считают бытие отражением некоторой сущности, которая недоступна чувственному восприятию. Третьи полагают, что бытие само является абстрактной сущностью. Четвертые утверждают, что единственное возможное бытие – это бытие человека. Есть в философии бытия и другие его трактовки. Нередко понятие “бытие” отождествляют с такими понятиями, как “действительность”, “существование” или “реальность”. Его связывают и с понятиями “небытие” и “ничто”, “единое” и ”многое”, ”целое” и ”часть”, ”количество” и ”качество”, ”содержание” и ”форма”, ”единичное” и ”общее”, полагая, что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия.

Согласно точке зрения, которую выразил еще Парменид, бытие противостоит небытию. Бытие представляет собой единое, неподвижное, неизменное, бесконечное, тождественное само себе сущее. Только бытие для него реально, небытие же – иллюзорно, так как его невозможно ни познать, ни высказать. Парменид одним из первых поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, утверждая, что они тождественны друг другу.

Современник Парменида Гераклит напротив утверждает, что основным свойством бытия является его изменчивость, непрерывное становление. Наиболее ярко этот тезис выражен в известном изречении “В одну и ту же реку нельзя вступить дважды”. Однако, у обоих философов бытие, отождествляемое с сущим, понимается как изначально заданное условие существования вещей, условие существования действительного мира. Понимаемую таким образом онтологию можно назвать “вещной” онтологией. Гераклит – один из создателей диалектики, стихийный материалист. Первоначалом всего считал огонь. Все возникающее из огня возникает по необходимости, которую он назвал мировым “Логосом”. Причиной изменений в мире служит “борьба” противоположностей, которая есть “царь всего”, и в которой обнаруживается их тождество.

Иное понимание бытия обнаруживается у Платона, для которого мир чувственных вещей порождается миром “чистых идей”. Каждая чувственная вещь имеет свою цель – идею, каждая из вещей является лишь моделью этой идеи. Идеи для Платона и есть сущий род бытия. Они есть “истинное бытие”. Идеи объективны, бестелесны, независимы ни от времени, ни от пространства, они вечны. Идеи недоступны чувственному опыту и постигаются лишь с помощью разума; именно идеи являются источником бытия вещей. В философии Нового времени категория “бытие” рассматривается в тесной связи с категорией “субстанция”, которая служит для выражения единства бытия и под которой понимают неуничтожимый, неизменный субстрат, предельное основание бытия. У одних философов субстанция – нечто материальное, у других – идеальное, у третьих – то и другое.

Для Беркли, например, основой всего существующего является духовная субстанция, “дух”, от которого все и вся зависимо, в котором все живое живет, а все, что может двигаться – движется. Для него вполне очевидно, что бытия духа, который бесконечно мудр и всемогущ, с избытком достаточно для того, чтобы объяснить все явления природы. Что же касается материи, то ни она по своей природе не обладает чувственностью, ни человек, со своими органами чувств ее не воспринимает. Материя вообще просто-напросто нигде не существует. Таким образом, Беркли признавал существование только духовного бытия.

Иначе подходит к пониманию субстанции Спиноза. Он полагает единым и единственным, вполне самостоятельным и независимым основанием реального мира материальную субстанцию, под которой понимает все, существующее само по себе и само в себе, что может быть представлено само через себя, т.е. нечто самодостаточное и в своем существовании и в представлении. Опираясь на геометрический метод пытался создать целостную картину мира, ядром которой является тождество природы и Бога.

В то же время Спиноза отождествляет субстанцию с Богом, понимая Бога, как первопричину всего сущего, в том числе и самого себя. Бог-субстанция Спинозы – это есть порождающая себя тотальная Природа.  

В современной философии категория бытия трактуется также по-разному. Каждое философское направление исходит из своих собственных оснований. В феноменологии, например, бытие – это бытие предмета, мыслимого в сознании, бытие идеальной сущности (Гуссерль). Для герменевтики бытие – это, по сути дела, интерпретация, так как бытие раскрывается человеку лишь в понимании бытия (Хайдеггер). Для экзистенциальной философии бытие есть не что иное, как сам человек, его переживание своего “бытия-в-мире”, непосредственно данное ему как существование. Современных философов объединяет обращение к проблеме бытия человека, его существования во взаимосвязи с бытием мира.

Наличие различных подходов к проблеме понимания бытия вполне объяснимо, если учесть, что само реальное бытие предстает человеку в многообразных формах, которые должны были найти свое отражение в понятии “бытие”. В силу чего, это понятие должно было быть предельно широким и предельно абстрактным.

   Действительно, категория “бытие” отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека.

Во-первых, это вечность существования мира. Согласно мнению многих философов, мир всегда существовал, существует, и всегда будет существовать. Он сам постоянно воспроизводит самого себя.

Во-вторых, это бесконечность мира, его беспредельность.

В-третьих, это единство мира, которое проявляется в многообразии его форм.

В-четвертых, это равенство существования природного, социального и духовного.

В-пятых, изменчивость мира: он не остается постоянным, он находится в непрестанном движении, развитии.

В-шестых, независимость существования окружающего мира от сознания человека – объективность мира.

БЫТИЕ – это объективная и субъективная реальность в своей совокупности. Бытие – это все то, что существует.

Иными словами, бытие – это чистое существование, не имеющее причины. Бытие – причина самого себя. Оно является самодостаточным, ни из чего не выводится и ни к чему не сводится. Бытие – это действительность в полном смысле слова.

При этом следует иметь в виду, что под ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ обычно понимают мир вещей естественной природы, мир физических, химических и биологических явлений, состояний и процессов, а также самого человека вместе с созданными им социальным миром и миром вещей. Иначе говоря, объективная реальность – это материальный социо-природный мир.

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ: 1. Материальное бытие. 2. Духовное бытие.

К МАТЕРИАЛЬНОМУ БЫТИЮ относятся:

бытие вещей “первой” и ”второй” природы;

бытие человека как социоприродного существа;

социальное бытие.

К ДУХОВНОМУ БЫТИЮ относят:

индивидуализированное духовное бытие;

интерсубъективное духовное бытие.

Под бытием вещей “первой природы” понимается существование материальных тел, процессов и состояний, которые имеют естественное происхождение. Это, например, планета Земля и вся Вселенная. Это – моря и океаны, леса и горы, флора и фауна Земли, ее природные ископаемые. Все это принадлежит к классу “первой природы” и существует вне человека и независимо от него. Эта форма бытия представляет собой объективную реальность, которая является первичной по отношению к человеку и его сознанию. Ибо человек сам есть часть природы и его происхождение, жизнь и деятельность без нее попросту невозможна.

В отличие от вещей “первой природы”, бытие вещей “второй природы” тесным образом связано с деятельностью человека. Вещи “второй природы” – это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные и железные дороги, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации и произведения искусства и т.п.

Вещи “второй природы”, несомненно, обладают объективностью. Будучи результатом деятельности человека, они существуют вне его сознания и независимо от него. Они живут по своим собственным законам, определяя характер жизнедеятельности человека.

Бытие вещей “второй природы” является синтезом природного материала, из которого они сделаны, “опредмеченной” мысли и “опредмеченной” же деятельности человека. Кроме того, бытие этих вещей связано с их целевым назначением: это могут быть предметы труда или средства труда, это могут быть предметы эстетического созерцания или переживания, и т.п. Иначе вещи “второй природы” можно назвать природно-духовно-социальной разновидностью объективной реальности.

Бытие человека как природного и социального существа предполагает его существование в мире вещей. Он сам как существо, обладающее физическим телом, представляет, в некотором роде, вещь. Конечно, это особая вещь, обладающая способностью мыслить, “способностью к суждению” (Кант). Эта “двойственность” человека определяет специфику его бытия, которая выражается в следующем.

Человек – это, действительно, “мыслящая вещь”, которая осознает свое существование именно как существование человека, выделяет себя из остального мира, благодаря тому, что обладает способностью мыслить, давать оценку свои действиям, изменять свое поведение, формировать свое физическое тело и духовный мир.

Еще одной специфической особенностью бытия человека является его не абсолютная, как у животного, а относительная зависимость от физического тела. Удовлетворяя те или иные биологические потребности, человек руководствуется при этом определенными социальными нормами и правилами, позволяющими контролировать и регулировать эти потребности.

Характерной чертой бытия человека является и то, что он тысячами нитей связан многочисленными и разнообразными социальными отношениями. Он порожден этими отношениями и, одновременно, является их творцом.

Одной из важнейших особенностей человека, отличающих его бытие, является способность к речевой деятельности, обладание языком. Язык – это не только средство общения между людьми. Это еще и способ социализации человека. Вне языка человек теряет свою человеческую сущность.

Наконец, следует отметить и такую особенность бытия человека, как способность создавать вещи “второй природы”. Это придает особый характер бытию человека в том смысле, что эта способность позволяет ему значительно усилить свое влияние на “первую природу”, расширить арсенал средств, направленных на переустройство окружающего мира и своего собственного бытия.

Третья форма материального бытия – социальное бытие – это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.

Четвертой формой бытия является духовное бытие, к сфере которого относят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на индивидуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубъективное) духовное бытие.

Индивидуализированное духовное бытие – это духовное бытие, принадлежащее отдельному человеку. Это – духовный мир индивида, который отражает специфические особенности, неповторимость каждого человека: его психики, поведения, условий жизни и профессиональной деятельности, уровень образования и т.д.

Объективированное или интерсубъективное духовное бытие представляет собой коллективное сознание и коллективное бессознательное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм, которые служат средством объективации и передачи духовного опыта.

Индивидуализированное духовное бытие содержит в себе частично и интерсубъективное духовное бытие, и, наоборот, интерсубъективное бытие не может существовать вне индивидуализированного духовного бытия.

Все рассмотренные формы бытия имеют то или иное предельное основание, которое может быть материальным или не-материальным (духовным). Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.017 с.)