Основные черты философии Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты философии Возрождения



Культура эпохи Возрождения — это синтез христианства, античной и восточной культур.

Возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода — "Возрождение").

Интерес к магии и мистике.

Религиозная философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую (от греч. pan — все и theos — Бог) картину мира, тяготеющую к отождествлению Бога и мира, к обожествлению природы и человека.

Для эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Идеи изменения церкви и ее учения проявились в движении под названием Реформация, которое привело к возникновению новой протестантской церкви. Наиболее ярко реформаторское движение проявилось в Германии в деятельности Мартина Лютера и Томаса Мюнцера.

Однако главной особенностью мышления ренессансной культуры был переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. На первый план здесь выдвигаются гуманистические мотивы. Человек не только становится важным объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

Мыслители эпохи Возрождения формируют убеждение, что земной человек и его проблемы должны стать центром и целью мировоззрения.

Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности: внимание обращалось не только на его духовные качества, но и на его телесность.

Следующее понятие, которое раскрывает специфику антропологической проблематики мыслителей Возрождения — это "индивидуализм". В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную индивидуальность, уникальность.

Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека понадобились и соответствующие средства. Таковыми начиная с XIV в. выступили дисциплины, занимающиеся познанием человека, то есть история, литература, философия и риторика. Для их наименования были актуализированы восходящие к Цицерону и Гелию понятия "studia humanitais" и "studia humaniora". Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (humanista), "сконструировав" это слово по аналогии с такими названиями профессий, как законник (legista), художник (artista) и т. п. В последующем так стали называть всех деятелей эпохи Возрождения, а новое направление культуры получило название гуманизма.

В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен, как политическая философия (или философия политики). Были созданы новые социально-политические учения (Никколо Макиавелли, Томас Мор).

Еще одно значительное достижение Ренессанса — это подготовка и формирование методологии научного познания.

Подлинным переворотом, оказавшим наибольшее влияние на формирование научной картины мира, был переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Николай Коперник предложил астрономическую модель планетной системы, в центре которой находится Солнце (греч. helios, лат. sol — солнце). Эта гелиоцентрическая система противоречила господствующей геоцентрической системе (лат. gaea — земля), восходившей к Аристотелю, Птолемею и признававшейся Церковью.

Таким образом, эпоха Возрождения характеризуется началом становления буржуазного общества, первоначальным накоплением капитала за счет вытеснения цехового производства мануфактурным, обезземеливанием крестьян и колониальными захватами. Развитие промышленности стимулировало рост интереса к наукам, изучающим свойства физических тел и формы проявления природных сил (прежде всего, астрономии и физики). Все это ослабляло жесткое давление на сознание людей религиозных заблуждений и лженаук (алхимии, астрологии и т.п.).

       На этом фоне возрождался интерес к гуманистической по своему существу античной культуре. Средневековый теоцентризм сменяется антропоцентризмом. Философия из служанки богословия превращается в науку о человеке и его предназначении.

       Мыслители Ренессанса (Монтень, Роттердамский и др.) выстраивали свои концепции человека исходя из гуманистических начал, предусматривающих уважение к человеку и его достоинству, веру в его силы и любовь к нему, создание условий для его свободного, гармоничного развития.

       Человек объявлялся высшей ценностью. Он должен был обладать независимостью и самостоятельностью. Его индивидуализм связывался с реализацией личных благ, автономией по отношению к общественной среде, с самоутверждением и свободой воли. Человеку предназначалось жить в согласии с природой, совершенствовать свои врожденные склонности к добру и счастью, требующие высокого напряжения моральных и интеллектуальных сил.

       Благородство личности человека, ее успех определялся не социальным положением, а ее способностями и целенаправленным воспитанием. Это воспитание, по Монтеню, должно отвечать следующим требованиям:

       быть светским и свободным, не стесняемым жесткими рамками, которые ставит учитель или всякого рода регламентации;

       формировать не столько ученого, сколько просвещенного человека, который способен обогатить и украсить себя изнутри;

       работать не только на развитие памяти, но и разума, и совести; призывать к делам, а не словам, прививать привычку трудиться терпеливо и не упорствовать в заблуждениях;

       не только не мешать и не вредить учащимся, но и изменять их к лучшему, придавая особый вес и особую значимость гуманитарным дисциплинам.

       Философы эпохи Возрождения большое внимание уделяли нравственным проблемам. Этику, которая, по их мнению, должна лежать в основе воспитания, они рассматривали натуралистически, полагая, что всякая добродетель является результатом познания естественных условий жизни человека. Она утверждает любовь и оптимистическое отношение к жизни, умеренность и скромность, стремление к трудовой деятельности и духовному обогащению. Вместе с тем, добродетель несовместима с жестокостью, злом и страхом, религиозной нетерпимостью.

       В трактатах представителей культуры Возрождения проводилась четкая демаркационная линия между знанием и верой: знание доступно рациональному обоснованию, вера – прерогатива религиозного откровения.

       Основным философским методом критики религиозных догм считался скептицизм. Уместно в этой связи привести известный афоризм Монтеня: «Философствовать – значит сомневаться». Смысл этого афоризма заключается в том, что всякий поиск истины осуществляется с опорой на опыт и разум, а не на авторитеты, в том числе авторитет Священного писания.

       Идеалы гуманизма стали духовной основой новой философии природы и философии социума. Коперник и Галилей создали модель Вселенной, в соответствии с которой Земля, совершая движение вокруг Солнца, обращается и вокруг собственной оси. Ьруно выдвинул идею о бесконечности Вселенной, ее самодвижении, несотворимости и неуничтожимости. Он обосновал пантеистическую концепцию, согласно которой Бог «растворен» в природе, а не возвышается над ней.

       В этот же период мыслители, занимающиеся проблемами общества, стали объяснять развитие социальных отношений естественными законами, выведенными из разума и опыта (Макиавелли, Кампанелла, Мор).

       Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что философия эпохи Возрождения базировалась на следующих принципах:

       антропоцентризм и гуманизм;

       признание способности к творчеству природной сущностью человека;

       необходимость осмысления мира через осмысление человека, как единства телесного и духовного;

       доминирование эстетического над рациональным и этическим в понимании действительности.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.006 с.)