Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма.



Собственно теоретической проблемой схоластической философии стала проблема универсалий (общих понятий). В средние века спор о том, что чему предшествует — общее единичному или наоборот — выражался в двух крайних позициях: реализме и номинализме.

Девизом крайнего реализма были слова: "универсалии существуют реально и до вещей". Номиналисты утверждали, что универсалии не существуют реально, а являются только лишь именами

Наряду с этими крайними позициями существовали их многочисленные варианты и промежуточные точки зрения. Одной из них можно назвать концептуализм. Его сторонники настаивали на существовании общего внутри единичного.

 

Таким образом, в период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она выполняла роль “служанки богословия”. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика, или патрология (учение отцов и учителей церкви, использовавших понятийный аппарат античной философии для утверждения религиозной веры, христианской философии), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии, особенно наследия Аристотеля).

       Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен в Средневековье теоцентризмом, исходная идея которого – все изменяемое сотворено богом из «ничего” и стремится, в конце концов, к “ничто”.

       Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Как следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразность развития всех явлений.

Человек понимается как персона, - неделимая личность, обладающая разумом, свободной волей и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, - причина зла, которое призвано оттенять добро, ибо оно делается лучше по сравнению со злом (Августин).

Взаимная связь добра со злом играла значительную роль в теодицее (оправдание Бога за наличие зла на Земле).

Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитатничество, дидактизм, исповедальность.

В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известная концепция чистой веры Туртулиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно”. Напротив, Фома Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:

1. Доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);

2. Доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины - Бога);

3. Доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);

4. Доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);

5. Доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

Кант опроверг эту аргументацию, подчеркнув, что Фома Аквинский из идеи бога выводит его реальное существование. Однако Гегель, в свою очередь, выдвинул ряд критических положений в отношении замечаний Канта.

В позднем Средневековье возник ряд учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:

- учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Дунс Скот);

- учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Буридан);

- учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);

- учение об опыте, как мериле истинности понятий (Оккам).

Итак, в период Средневековья отмечались не только застойные явления в философской мысли. Философия этого времени внесла существенный вклад в развитие гносеологии и формальной логики, а на завершающей стадии своего развития обосновала необходимость изучения природы.

Почти все мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословских школ, интерпретаторами библейских текстов. Отсюда получают свое зарождение герменевтика и семиотика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.006 с.)