Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Исторические типы классической философии
Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока Специфика древневосточной философии. Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях — китайской и индийской. Восточная мысль во многом сходна с античной. Эти системы мысли имеют сходный генезис и общее проблемное поле. Однако, сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, но напротив, развивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логический аппарат. Эта особенность древневосточной философской традиции определяет и специфику структуры философского знания на Востоке. Восточная философия имеет не только логико - дискурсивный, но и доктринально - догматический уровень, т. е. совокупность догматических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также уровень практический, т. е. методики регуляции сознания. Однако и логико-дискурсивный уровень восточных философских текстов имеет свою специфику. Дискурс не всегда выстраивается доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами символико-метафорических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, но высказать ее. Это смешение специфически философского и дофилософского способов построения текста — не просто реликт мифологического мышления, но намеренное использование освященных традицией архаических историко-культурных форм выражения. Точно так же и стилистика философского языка на Востоке возникает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, но вследствие углубления таких понятий как "великий ком" (да куай), "небо" (цянь), "земля" (кунь) и т. д. до стилистики философского языка. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.
Как в индийской, так и в китайской традициях школа, в отличие от традиции античной, — не группа учеников-последователей, разделяющих систему взглядов своего учителя, но община, организованная по аналогии с семьей, имеющая общее тело, единую волю, единое намерение, единую ответственность. Ученик, таким образом, рассматривался как продолжение тела учителя, тот, кто вправе развивать его идеи и корректировать тексты. Философия Древней Индии. Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний). Все эти тексты носят название шрути (услышанное), и считаются текстами откровений, услышанных древними мудрецами — риши. В конце II тыс. до н. э. к ним добавились истолковывающие тексты (так называемые смрити, т. е. запомненное): брахманы, араньяки и упанишады. Брахманы должны были объяснить смысл и цель жертв, а также правильное применение формул. Араньяки, поучения для лесных отшельников, непосредственно примыкали к брахманам. Упанишады [2] представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства полагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений — определяется кармой [3], совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека. С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов.
Шесть наиболее влиятельных классическихортодоксальных систем, называемые астика, — это ньяйя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса. К неортодоксальным системам (настика) причисляют буддизм и джайнизм. Философия буддизма восходит к учению шрамана Сиддхартхи Гаутамы из сословия кшатриев (воинов), клана Шакьев. Она формируется как рефлексия на совокупность доктринально-догматических положений, высказанных этим мыслителем. Буддизм выдвинул идею анатма, отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала. Основа буддийского вероучения — четыре "благородные истины". Первая, " истина страдания ", — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека. Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, " истина возникновения страдания ". Старость и смерть зависят от рождения. Рождение — причина, основание и источник старости и смерти. Однако рождение так же задано фактом предшествующего существования, как то — предшествующим ему. Эта цепь зависимых перерождений определяется совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека, то есть кармой. Карма может быть благой (пунья карма) и дурной (папа карма), что обусловливает участь человека. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий — нирваны [4]. Об этом говорит третья истина (" истина прекращения страдания "): страдание можно прекратить, освободившись от желания. Четвертая истина, " истина пути ", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване. В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, вступления в половые связи, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, пользования комфортными сидениями и постелями, использования денег, чревоугодия. После смерти Будды его учение стало развиваться в различных направлениях. Школа Хинаяна представляет собой монашеский буддизм, который заботится о пути спасения для немногих избранных. Махаяна, напротив, обращается к широким слоям верующих.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.007 с.) |