Проблема искусственного интеллекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема искусственного интеллекта.



Попытки создания искусственного интеллекта сводятся к трем вариантам моделирования сознания: 1) бионическое (моделирование направлено на объяснение психических процессов, протекающих в мозгу человека при решении задач различного характера): 2) эвристическое (автоматизация различных видов человеческой деятельности, традиционно называемых интеллектуальными); 3) эволюционное моделирование связано с идеей “выращивания” интеллектуальных программ. Программа только тогда станет действительно интеллектуальной, считают сторонники этого подхода, когда она приобретет способность к самостоятельному обучению операциям, которые раньше она никогда не выполняла.

Мышление и язык.

Мышление в самом общем виде можно представить, как способность производить интеллектуальные операции с чувственными или понятийными образами.

Психологи, занимающиеся проблемами развития детской психики, отмечают, что у ребенка задолго до появления понятийного мышления возникают специфические формы мыслительной деятельности (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), которые находятся в тесной взаимосвязи с предметной деятельностью ребенка. Для гносеологии здесь наиболее важным является то, что обе формы наглядного мышления представляют собой операции с представлением-образом.

Обусловленность развития мыслительной деятельности ребенка практически-познавательной деятельностью в контексте первичного освоения им природного и социального мира подтверждается результатами наблюдений за развитием детей со значительно ослабленным зрением и слухом. В этих случаях у детей формируется «непоредственное» мышление, когда ребенок «мыслит» предметами, действиями с ними.

Мышление – это естественная функция человеческого мозга. Оно строго индивидуально. Мышление одного человека отличается от мышления другого. Однако люди способны понимать друг друга. Эта способность человека связана с тем, что результаты его мыслительной деятельности постноянно переходят из идеального в материальное. Мысли человека объективируются в продуктах культуры. Генезис мышления представляет собой процесс непрерывного перехода мысли в слово или вещь, а слова или вещи – в мысль.

В этом контексте, процесс овладения опытом мышления на индивидуальном уровне можно представить как переход от общечеловеческого – к личностному, от «инобытия» в культуре – к «бытию» в индивидуальном мышлении. Все это подтверждает, что мышление имеет социальную природу.

Мышление и язык генетически связаны с предметной деятельностью человека, которую можно представить как совокупность универсальных сенсорно-моторных схем, преобразованных в логические структуры. Но так как практическая деятельность является тем контекстом, в котором и формируются эти структуры, то можно предположить, что сами они превращаются в формы практической деятельности, становясь основой для возникновения языка. Отсюда можно сделать вывод о том, что язык возникает на определенной социокультурной базе.

Итак, мышление неразрывно связано с предметной и языковой деятельностью. По отношению к мышлению язык выполняет несколько функций.

Во-первых, язык служит формой выражения наших мыслей. Идеальное содержание мышления материализуется в языке, что, одновременно, служит основой его объективации. Эту функцию можно назвать мыслеобразующей.

Другим важным свойством языка является то, что с его помощью человек может общаться с другими людьми, запоминать или передавать какую-либо информацию. Это так называемая коммуникативная функция языка.

Язык, как средство мышления, служит, одновременно, и средством получения нового знания. В этом приявляется его гносеологическая функция.

С помощью языка сохраняется и передается культурно-исторический опыт предшествующих поколений (обычаи, традиции, нормы и идеалы), осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Эта функция языка называется социокультурной.

Таким образом, язык играет исключительно важную роль в мышлении и познании, становлении и развитии человека. Он помогает ему осваивать мир, «делает» его человеком.

Многие мыслители утверждают, что образ мира, который формируется человеком в процессе познания и практической деятельности, во многом зависит от языкового аппарата. Так, Гумбольдт развивал идею о языке как одной из форм проявления «духа народа», Кассирер считал язык реализацией врожденной способности человека пользоваться символами, Бергсон и Гуссерль утверждали мысль о свойстве языка трансформировать особым образом результаты чувственного опыта.

Язык и в самом деле является необходимым средством отображения действительности в сознании человека. Поэтому нельзя отрицать важной роли языка в процессе познания. Однако из этого не следует ни то, что язык является единственным творцом картины мира, ни то, что он один определяет границы научных исследований. Язык оказывает влияние на результаты познания, и сам формируется в этом процессе. Совершенство языковых средств зависит от характера знаний и практической деятельности человека. Функции языка и мышления в познавательном процессе не сводятся к простому копированию реальной действительности. Нет оснований и рассматривать образ мира, создаваемый человеком, как предопределенный языковым аппаратом мышления, поскольку содержание этого образа зависит от адекватности репрезентации в осознании действительности.

Определение языка можно сформулировать следующим образом.

Язык – это социокультурно детерминированная система знаков, служащая средством мышления, познания, коммуникации, хранения и передачи информации, а также управления человеком.

Любой знак – это материальный объект, который в общении и мышлении представляет (замещает) какой-либо другой объект. Различают знаки языковые и неязыковые. Благодаря своей способности замещать некоторый реальный объект языковые знаки позволяют нам оперировать не самим предметами, а их образами.

Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художественный образ, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков, которые в познании и общении играют, в основном, вспомогательную роль.

Все многообразие знаков часто делят на три группы, выделяя знаки-индексы, знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-индексы и представляемые ими предметы имеют между собой, как правило, причинную связь. Это, например, дым как знак огня, положение стрелок на часах как знак определенного времени и т.д.

Знаки-образы – это какие-либо изображения заменяемых ими предметов: фотографии, иконы, картины, схемы, рисунки и т.д.

Знаки-символы не имеют физической связи с обозначаемыми предметами. К ним относят слова языков обыденного общения, те или иные изображения, выражающие некоторую идею или понятие, и т.п. (изображение маски – символ театра, изображение льва – олицетворение силы, изображение белого голубя – символ мира).

Традиционно различают две разновидности языка: язык естественный и язык искусственный.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (белорусский, русский, украинский, армянский, азербайджанский, английский, французский и др.).

Искусственный язык создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки логики, программирования и т.п.).

В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном – те или иные символы. Наиболее важными свойствами естественного языка являются его универсальность, связанная с возможностью выражения всего, что требуется передать собеседнику, включая чувства, а также общедоступность для всех представителей нации, использующих данный язык. Однако естетсвенный язык неточен и многхначен, что может привести к непониманию или к ошибкам и заблуждениям. Кроме того, естественный язык громоздок. Если все эти недостатки вполне допустимы на уровне обыденного сознания, то на уровне теоретического мышления они являются серьезным препятствием для адекватного выражения и понимания мысли.

Среди искусственных языков выделяют формальные языки, которые строятся в соответствии с четкими правилами, что дает возможность строгого и точного, а также более компактного отображения свойств и отношений исследуемой предметной области. Среди формальных языков наибольшее практическое значение имеют логические языки и языки программирования, которые широко используются в программном обеспечении компьютеров, различных информационных систем и систем управления.

Один из важнейших аспектов языка – это семантика, представляющая собой совокупность отношений знаков к объектам внеязыковой реальности, к обозначаемым ими объектам. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.

Предметное значение – это обозначаемый знаком объект, а смысл – то, что мы понимаем под этим знаком (понятийное содержание). Благодаря смыслу мы соотносим данный знак с обозначаемым им конкретным объектом. Такое отношение между знаком и его сторонами традиционно выражается с помощью так называемого «семантического треугольника»: знак – значение – смысл.

Два различных знака могут обозначать один и тот же объект, но иметь разные смыслы. Обратное невозможно. Так, выражение «Самое глубокое озеро в мире» и «Озеро, в которое впадает триста рек, и из которого берет начало лишь одна» обозначают одно и то же озеро – Байкал, но в то же время они имеют различный смысл.

Понимание сыщности языка и его взаимоотношения с мышлением во многом зависит от трактовки его происхождения. Первые попытки объяснения происхождения языка были связаны с уверенностью людей в том, что язык дан человеку Богом. Божественная теория происхождения языка, которая и сегодня имеет большое число сторонников, нашла свое выражение, в частности, в Библии. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и, чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Книга Бытия. 2: 19).

Идея божественного происхождения языка имеет свое отражение и в древнегреческой мифологии, в которой язык богов и язык, данный людям, были различными. А для того, чтобы люди могли понимать повеления богов, а боги, в свою очередь, могли понимать просьбы людей, один из богов – Гермес – исполнял роль «переводчика» (от имени этого бога и произошел термин «герменевтика», который изначально понимался как «искусство толкования»).

Конвенциональная теория происхождения языка связывает происхождение слова с определенными договоренностями между людьми о том, как именовать те или иные вещи.

Многие ученые являются приверженцами трудовой теории, в основе которой лежит идея естественного, спонтанного возникновения и развития языка как сложного социального явления, связанного с мышлением и коллективным трудом.

В современной философии проблемы происхождения языка и его взаимоотношщения с мышлением и познанием рассматриваются в следующих аспектах.

Во-первых, в рамках социокультурного подхода, где одним из важнейших признаков культуры считается язык как сфера бытия, наделенный тем или иным сообществом людей вполне определенными свойствами, которые делают этот язык осмысленным. Язык в этом случае понимается как возможность вести диалог, возможность выразить себя и понять другого, как потенция соединения различных языков в высшее единство, а различные индивидуальности – в мыслящее целое.

Во-вторых, в контексте философско-психологического подхода, при котором на основе исследований взаимоотношения базовых типов языков (предметный, образный, знаковый и символический) и различных типов мышления (практическое, гуманитарное, операторное, художественное, техническое и теоретическое) существует возможность выделить специфику и установить то общее, что объединяет эти структуры.

В-третьих, в аспекте логико-гносеологического подхода, где язык предстает как один из возможных миров, которому соответствуют вполне определенная логика и мышление со своими специфическими законами. Здесь наиболее важными являются вопросы об универсальности логических законов и взаимосвязи языка с его предметной областью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.015 с.)