Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.



Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. И с этим невозможно не согласиться, ибо каждый философ – сын своего времени, и вся специфика этого времени отржается в системе идей философа.

       В то же время, приведенное высказывание Гегеля нуждается в корректировке. Дело в том, что философия охватывает не только настоящее, она тесно связана и с прошлым, и с будущим. Ретроспективный и перспективный взгляд на историческую эпоху обогащает философи., придает ей дополнительный импульс к дальнейшему развитию.

В конце XX – начале XXI века человечество впервые за все время своего существования столкнулось с взрывоопасными глобальными проблемами. Современная наука констатирует коллосальные запасы ядерного и химического оружия, милитаризация космоса, экологические катаклизмы и др. могут привести к уничтожению всего живого на Земле, а, следовательно, к завершению истории.

Перед жителями нашей планеты возникла альтернатива: либо кардинальное решение глобальных проблем и создание ноосферы (жизнь на разумных основаниях), либо отсутствие такого решения и появление некросферы (отсутствие жизни). Другими словами, либо мирное сосуществование между народами и согласованное решение всех проблем, либо отсутствие всякого существования.

В этой ситуации философия превращается в философию выживания. Ее главная миссия – обоснование возможных вариантов выхода из этого все более углубляющегося кризиса.

Философы давно уже задумывались о путях спасения человечества, ими предлагались различные рецепты: одни философы утверждали, что мир спасет красота, другие – додро, третьи – любовь, четвертые – истина, пятые – разум. Однако, все эти рецепты рассматривались, как правило, абстрактно. Тем не менее, в каждом из них есть «момент истины», который состоит в том, что все эти ценности разделяются всем человечеством и могут стать его объединяющим началом.

Конечно, при этом очень важно, какое содержание вкладывается в эти понятия. При наличии плюрализма общественных систем и идеологий найти согласие всего человечества в этом вопросе достаточно трудно, а в настоящее время может быть и невозможно. В этих условиях усиливается роль философии в раскрытии и обосновании гуманистической природы названных ценностей, которые способны подвигнуть людей к объединению своих усилий на основе толерантности, диалога и ненасилия для решения планетарных проблем.

Проблема выживания тесно связана с философской идеей коэволюции человека и космоса, которая получила свою наиболее глубокую разработку в России. Программа космистов религиозного и естественно-научного направления исходит из необходимости нового этапа развития космоса, когда человечество преобразует его в соривеисивмм с велением своего разума и нравственного чувства.

Русский космизм впервые стал обосновывать идею объединения людей с помощью экологических, а не социально-политических теорий. В третьем тысячелетии освоение космоса становится «общим делом» всего человечества. Это вызывает необходимость глубокого изучения массированного воздействия на людей этого феномена (влияние солнечной активности и космических излучений, вероятность столкновения с крупным астероидом или кометой и т.п.); преодоления изолированности нашей планеты (возможен экспорт жизни на другие планеты из-за истощения природных ресурсов и обострения экологического кризиса) и существующей до сих пор конфронтации между людьми, населяющими разные континенты.

Данные проблемы требуют философского осмысления с тем, чтобы через них выявить новые способы понимания и переустройства человека и окружающешл его мира. Отсюда – «космизация» философии, исследование всех форм бытия с точки зрения их взаимосвязи с космосом.

Значительные успехи физики, астрономии, космонавтики, социологии, культурологии, семиотики и т.д., возникновение новых отраслей научного знания (синергетики, бионики, информатики, эргономики и др.) поставили перед философией задачу осмысления основных тенденций дальнейшего развития специальных наук с логико-гносеологической и аксиологической точек зрения, обновить свою собственную парадигму.

В последние десятилетия все активнее поднимается вопрос о статусе философии. В литературе нет единого мнения по этому вопросу. Философия либо отождествляется с наукой, либо противопоставляется ей, либо признается гибридом научного и ненаучного знания. Наиболее перспективной, вероятно, является последняя точка зрения, поскольку она исходит из понимания философии как особого способа познания реальности на научном и ненаучном его уровнях. По мере усложнения отношений человека с окружающей средой научный фундамент философии будет углубляться и расширяться, что в значительной мере усилит ее эвристическую и общеметодологическую мощь. Одновременно с этим будет усиливаться и аксиологическая функция философии, состоящая в концептуальном осмыслении отношения человека к окружающей действительности с точки зрения ценностных критериев и норм.

Ныне, когда техногенная цивилизация исчерпала себя и начинает осуществляться переход к антропогенной цивилизации, происходит радикальный поворот всех наук к человеку, поскольку от выяснения его сущности, потребностей, интересов, взаимодействия с окружающей средой будет зависеть, насколько он способен принять вызов цивилищации и предотвратить ее крах.

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки существенным образом изменяет положение философии в системе знаний. Она становится интегратором идей различных областей познания человека, важнейшим средством разработки единого фундаментального учения о человеке.

По мнению многих ученых, в XXI в. ведущая роль в системе наук будет принадлежать гуманитарным наукам, связанным с разработкой социальных проектов, в основе которых будут поиски новых форм жизни и деятельности человека. При этом особую значимость в усилении роли гуманитарного знания принадлежит дисциплинам, способным повысить его научность, придать ему большую обоснованность и верифицируемость.

Философия, будучи преимущественно гуманитарной дисциплиной, также изменит свое лицо: проблема человека станет альфой и омегой всех ее разделов. Она все более будет превращаться в проективную науку, способную в определенной мере прогнозировать цивилизационные процессы, опираясь на универсальные законы бытия. Тем самым удастся свести до минимума просчеты в нашем обществе, которые явились результатом принятия решений без четкого представления о возможностях отрицательных последствий тех или иных его преобразований.

Повышение роли гуманитарных наук сочетается с унивесальным распространением естествознания. Однако нельзя не согласиться с теми учеными, которые предупреждают об опасности неконтролируемого развития фундаментальных естественнонаучных исследований и инженерии, т.к. они порой получают результаты с непредвиденными последствиями. Чтобы избежать этой опасности предлагается либо «заморозить» фундаментальные и прикладные исследования в науках о природе лет на пятьдесят, либо установить над этими исследованиями жесткий гуманитарный контроль. Первый вариант представляется нереальным, поскольку, если остановить развитие этих отраслей на долгие годы, то это приведет к моральному и физическому старению оборудоввания, исчезновению в силу естественных причин целого поколения ученых с их знаниями и опытом. Все это будет означать уничтожение естествознания, без которого существование цивилизованного человека уже невозможно.

Второй вариант кажется более приемлемым, однако, и он имеет серьезный недостаток: идея гуманистического контроля за естествознанием и инженерией не подкреплена знанием механизмов ее воплощения в научную деятельность. Поэтому, она остается декларацией, а не материальнйо силой, способной эффективно влиять на оптимизацию этой деятельности.

Многообразие мира и типов культур породило плюралистическую тенденцию в развитии философии, связанную с наличием в ней различных течений, школ и систем. Более того, даже внутри одного и того же ее типа нет однородных философских представлений. Примером этого может быть Европа, где философские направления разделились на «континентальные» и «островные». «Континентальное» направление представляет, прежде всего, герменевтика и экзистенциализм, «островное» - аналитическая философия.

Представители различных философских направлений не согласны в проблематике, системе ценностей, методологии, толковании здравого смысла и обыденного языка. Но есть между ними и общее: приверженность к несистематичности, созерцанию, интуиции, свободе как противовесу любой форме подчинения. Однако это не устраняет их различий, которые, по-видимому, будут углубляться.

Плюрализм философскихзнаний проявляется и в возникновении множества прикладных философских дисциплин (философия культуры, философия образования, философия техники и т.п.), которые укрепляют ее контакты со специальными науками и практикой. Следовательно, философия, как и сама действительность, многообразна, однако всякое многообразие предполагает единство.

В начале XXI в., когда усложнились и обострились фундаментальные проблемы человеческого бытия, когда появляются новые способы их решения, обнаруживающие слабость старых философских траиций и школ, возниклоа тяга к интеграции различных философских направлений на основе межпарадигмального диалога.

Таким образом, плюрализм и интеграция являются двумя сторонами единого процесса развития философии. Представляется, что ведущей стороной в этом процессе в обозримом будущем будет интеграция, так как она обеспечивает сближение концептуальных основ различных философских систем, их консолидацию в решении глобальных проблем.

Не менее сложной проблемой философии будущего будет проблема взаимодействия философии и идеологии. Существует мнение, что философия и идеология – это два несовместимых явления. Но философия никогда не была и не будет нейтральной к идеологии. Философские доктрины прямо или косвенно выражают особенности и противоречия конкретной социально-политической обстановки, потребности и интересы тех или иных социальных групп, находящихся у власти, или стоящих в оппозиции к ней.

Так, в эпоху подъема капитализма философы обосновывали в своих системах куль разума и знаний. В периоды кризиса этой системы они возвеличивали иррациональное и мистическое, апеллируя к подсознанию.

Сегодня возникла необходимость разработки нового мировоззрения, теоретической основой которого призвана стать философия, очищенная от догматизма и релятивизма, понимаемая как жизнетворчество, ориентированное на человека.

Только обновленная философия способна решать вечные вопросы человеческого бытия с учетом проблем, которые были уже поставлены философами в предыдущие века и, в первую очередь, в XX веке. Речь идет о предназначении человека, плюралистичности объективной реальности, тайнах сознания и бессознательного, понятия истины и ее верифицируемости, пределах научного познания, предмете социальной философии, социальных идеалах, языке и диалогизме, понимании и интерпретации текстов и др. Обновленная философия, сочетающая в себе исторический опыт и опыт современных исследований будет способствовать социально-экономическим трансформациям, направленным на гуманизацию социума и решение общечеловеческих проблем.

 


[1] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. — 1989. —.№9. — С. 116—157.

[2] Всего существует около двухсот Упанишад. Самые древние из них — Брихадараньяка, Чхандогья, Тайттирия, Айтарея, Каушитаки, Кена.

[3] Карма — с санскр. — дело, действие.

[4] Нирвана — состояние, в котором уже в этой жизни уничтожены жадность, ненависть и заблуждения, а после физической смерти все ощущения, все представления, все побуждения и сознание навсегда прекращают свое существование.

[5] Ог греч. р hу sis, — природа.

[6] А rchе (греч.) — начало.

[7] Пример софизма («Рогатый»): То, чего ты не терял, у тебя есть. Рогов ты не терял. Следовательно, у тебя есть рога.

[8] Maieutike (греч.) — повивальное искусство, родовспоможение. Сократ имел в виду то, что его диалоги помогают человеку «разрешиться от бремени» мысли.

[9] От греч. dialektike — умение вести беседу, спор.

[10] Слово ideа вообще означает «вид», «видимость», «тип», «образ», «форма». Наравне с ним Платон часто употреблял слово eidos (эйдос), произведенное от глагола eido (вижу, созерцаю) и соответствующее латинскому слову forma и русскому слову «вид». Перечень многообразных значений, в которых у Платона употребляется слово «идея», см.: Лосев А. Ф. Словарь античной философии. — М., 1995. — С. 35.

[11] Так называли группу авторов и составителей французской «Энциклопедии», ориентированной на широкое распространение и популяризацию естественнонаучных знаний и либеральной идеологии. Возглавлял группу Дени Дидро (1713—1784), наиболее активными ее участниками были: д`Аламбер (1717—1783), Вольтер, Ламетри (1709—1751), Монтескье (1689—1755), Руссо (1712—1778), Гельвеций (1715—1771), Гольбах (1723—1789). Энциклопедия и энциклопедисты сыграли большую роль в идеологической подготовке буржуазной революции. Ни один из них не дожил до того, чтобы увидеть практическую реализацию того идеала Разумно Организованного Общества, который они утверждали в своих теоретических разработках.

[12] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. — М., 1999. — С. 184.

[13] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — С. 139.

[14] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — Т. 1. — С. 52.

[15] Husserl E. Méditations cartésiennes. Introduction à la phénoménologie. — P., 1931.

[16] Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991 — С. 18.

[17] Антитринитарии (от лат. trinitas — троица) противники догмата о Троице, о единосущности трех ипостасей Бога.

[18] Северо-Западный край в России XIX — нач. XX вв. состоял из шести губерний: Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской.

[19] Виленский университет был закрыт в 1842 г. после второго польского восстания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.016 с.)