Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к определению культуры.
Сложность феномена культуры обусловливает наличие огромного количества ее определений в современной научной и философской литературе. Их насчитываются сотни. Среди характерных подходов к определению культуры отметим: 1) описательный, перечисление того, что входит в феномен культуры. Например, в определении Э.Тайлора под культурой понимаются “знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи”; 2) нормативный – “материальные и социальные ценности любой группы людей” (У.Томас); 3) исторический – “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений” (Э.Сэпир); 4) психологический – “наученное поведение, которое осваивается путем общения” (Р.Бенедикт). Для определения культуры принципиально важно разграничить ее с такими понятиями как “общество” и ”природа”. Если природа – это стихийно сложившаяся, естественная форма существования, то культура есть преобразованная природа, надстраивающаяся над миром естественным, особый, очеловеченный облик природы. Культура – это та часть природы, на которую материально или духовно воздействует человек и которая становится определенной ценностью для человека. Если общество – это все способы связи и любые проявления совместной жизнедеятельности людей, то культура – внутреннее, ценностно-смысловое измерение общественной жизни, функция общества, одна из его подсистем, наряду с экономической, политической, социальной. Культура пронизывает все измерения жизни людей, но в определенном аспекте – как отражение и воплощение создаваемых людьми смыслов, ценностей и значений. Культура особым образом соединяет человека с обществом и природой, придает им человеческое измерение, смысл, значение и ценность. Культура – одна из стержневых характеристик человеческого бытия, свидетельство человеческого присутствия в мире. В.С.Степин определяет культуру как “особую систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни”. Определение российского культуролога А.Я.Флиера: культура есть совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Функции культуры Культура выполняет многообразные функции, к важнейшим из которых можно отнести: 1) аксиологическую – процесс выработки и распространения ценностей, закрепление и трансляция ценностных систем; 2) информационно - коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурного опыта; 3) смыслополагающую – придание смысла человеческому существованию; 4) социализирующую – обеспечение вхождения индивида в жизнь общества, усвоение норм, ценностей, социальной роли; 5) интегрирующую – формирование ценностной основы существования человеческого сообщества; 6) преображающую – изменение среды обитания человека в соответствии с человеческим идеалом; 7) творчески развивающую – развитие и реализацию творческих способностей личности; 8) эстетически-гедонистическую – удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствия. Основные проблемы философии культуры. Термин культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает: – "возделанную" среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности; – мир "возделанных" личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями; – мир "упорядоченных" коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; – мир создания и воспроизводства сценариев социальной деятельности, воплощенных в системах социальных ценностей, норм и технологий; – мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.
Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты – результат "опредмечивания" творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов. Функции культуры Информационная функция культуры. С точки зрения семиотики любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структуре, социальной значимости и т.п. Это означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации. Непосредственным носителем такого рода данных является так называемая культурная форма объекта, явления или процесса. Культурная форма определяется как набор специфических черт и свойств культурного объекта, позволяющих сохранить и передать социально значимые сведения. Оформление, воспроизводство и трансляция культурных форм реализуется посредством многообразных языков культуры. Язык культуры представляет собой совокупность культурных объектов, обладающую внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления культурных продуктов, и служащую для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). Языки культуры многообразны как отражение реального многообразия социальной практики. Культура принципиально полифонична и говорит одновременно на разных языках "высокой", "массовой", маргинальной и прочих культур и субкультур. Коммуникативная функция культуры. Культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. Следует отметить, что весьма специфической сферой современной культурной коммуникации служит массовая коммуникация, связанная с обеспечением управляемого информационного потока, который целенаправленно строится как своеобразный "конвейер социально значимых текстов", призванных оптимально отвечать интересам и потребителя, и создателя информационного продукта, выполняя роль регулятора социальных настроений. Аксиологическая функция культуры. Одной из важнейших функций культуры является выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии. Социализаторская функция культуры. Поскольку мы постоянно существуем в культурной среде и являемся ее продуктом, мы обречены на постоянное получение потока "сообщений", восприятие мира через "фильтры культуры". По мере приобщения человека к набору "правил игры", установленных конкретным типом культуры, происходит включение индивида в наличный набор социальных отношений или социализация.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.008 с.) |