Подходы к определению культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению культуры.



Сложность феномена культуры обусловливает наличие огромного количества ее определений в современной научной и философской литературе. Их насчитываются сотни. Среди характерных подходов к определению культуры отметим:

1) описательный, перечисление того, что входит в феномен культуры. Например, в определении Э.Тайлора под культурой понимаются “знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи”;

2) нормативный – “материальные и социальные ценности любой группы людей” (У.Томас);

3) исторический – “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений” (Э.Сэпир);

4) психологический – “наученное поведение, которое осваивается путем общения” (Р.Бенедикт).

Для определения культуры принципиально важно разграничить ее с такими понятиями как “общество” и ”природа”.

Если природа – это стихийно сложившаяся, естественная форма существования, то культура есть преобразованная природа, надстраивающаяся над миром естественным, особый, очеловеченный облик природы. Культура – это та часть природы, на которую материально или духовно воздействует человек и которая становится определенной ценностью для человека.

Если общество – это все способы связи и любые проявления совместной жизнедеятельности людей, то культура – внутреннее, ценностно-смысловое измерение общественной жизни, функция общества, одна из его подсистем, наряду с экономической, политической, социальной. Культура пронизывает все измерения жизни людей, но в определенном аспекте – как отражение и воплощение создаваемых людьми смыслов, ценностей и значений.

Культура особым образом соединяет человека с обществом и природой, придает им человеческое измерение, смысл, значение и ценность. Культура – одна из стержневых характеристик человеческого бытия, свидетельство человеческого присутствия в мире.

В.С.Степин определяет культуру как “особую систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни”.

Определение российского культуролога А.Я.Флиера: культура есть совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Функции культуры

Культура выполняет многообразные функции, к важнейшим из которых можно отнести:

1) аксиологическую – процесс выработки и распространения ценностей, закрепление и трансляция ценностных систем;

2) информационно - коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурного опыта;

3) смыслополагающую – придание смысла человеческому существованию;

4) социализирующую – обеспечение вхождения индивида в жизнь общества, усвоение норм, ценностей, социальной роли;

5) интегрирующую – формирование ценностной основы существования человеческого сообщества;

6) преображающую – изменение среды обитания человека в соответствии с человеческим идеалом;

7) творчески развивающую – развитие и реализацию творческих способностей личности;

8) эстетически-гедонистическую – удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствия.

Основные проблемы философии культуры.

 Термин культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает:

– "возделанную" среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;

– мир "возделанных" личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;

– мир "упорядоченных" коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

– мир создания и воспроизводства сценариев социальной деятельности, воплощенных в системах социальных ценностей, норм и технологий;

– мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты – результат "опредмечивания" творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.

Функции культуры

Информационная функция культуры. С точки зрения семиотики любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структуре, социальной значимости и т.п. Это означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации.

Непосредственным носителем такого рода данных является так называемая культурная форма объекта, явления или процесса. Культурная форма определяется как набор специфических черт и свойств культурного объекта, позволяющих сохранить и передать социально значимые сведения.

Оформление, воспроизводство и трансляция культурных форм реализуется посредством многообразных языков культуры. Язык культуры представляет собой совокупность культурных объектов, обладающую внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления культурных продуктов, и служащую для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов).

Языки культуры многообразны как отражение реального многообразия социальной практики. Культура принципиально полифонична и говорит одновременно на разных языках "высокой", "массовой", маргинальной и прочих культур и субкультур.

Коммуникативная функция культуры. Культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры.

Следует отметить, что весьма специфической сферой современной культурной коммуникации служит массовая коммуникация, связанная с обеспечением управляемого информационного потока, который целенаправленно строится как своеобразный "конвейер социально значимых текстов", призванных оптимально отвечать интересам и потребителя, и создателя информационного продукта, выполняя роль регулятора социальных настроений.

Аксиологическая функция культуры. Одной из важнейших функций культуры является выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии.

Социализаторская функция культуры. Поскольку мы постоянно существуем в культурной среде и являемся ее продуктом, мы обречены на постоянное получение потока "сообщений", восприятие мира через "фильтры культуры". По мере приобщения человека к набору "правил игры", установленных конкретным типом культуры, происходит включение индивида в наличный набор социальных отношений или социализация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.008 с.)