Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества.

Поиск

2 подхода к периодизации истории:

- линейный (стадиально-поступательный). Всемирная история как единый процесс поступательного восходящего развития человечества, выделяются определенный стадии в истории человечества.

- нелинейный (цивилизационный). В человеческой истории выделяются несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою особенную, совершенно самостоятельную историю.

Линейный подход:

Адам Смит: 3 периода (охотничье-собирательский, землевладельческий, торгово-промышленный).

Наиболее распространенное деление: древность, средние века, Новое время.

В отечественной исторической науки долгое время господствовал стадиально-поступательный подход в его марксистском формационном варианте.

Формация характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Общественные отношения в этом подходе делятся на материальные и идеологические. Мат. отношен ия – производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями их материальных и производственных сил. Единство производственных отношений и производительных сил характеризует для каждой формации способ производства. В условиях классового общества ядром производственных отношений являются экономические отношения между классами. На этом базисе и вырастает здание общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений – базис. Надстройка – идеологические отношения, связанные с ними взгляды, теории.

Смена формаций происходит тогда, когда старые производственные отношения входят в противоречие с новыми. Переход осуществляется через социальную революцию.

Нелинейный (цивилизационный) подход:

Термин «цивилизация»:

- как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер);

- как синоним культуры (А. Тойнби);

- как степень развития того или иного региона либо отдельного этоса (античная цивилизация, напр);

- как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер «Закат Европы»).

Общие черты всех определений цивилищации: Ц означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства. Ц не сводится к одному экономическому параметру развития общества, а вкл в себя такие моменты как культурологический, географический, духовный, обуславливая уникальность и неповторимость каждой Ц.

Ц – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием этнических признаков географических рамок.

Н.Я. Данилевский «Россия и Европа». «Самобытные цивилизации», культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический (или аравийский), германо-романский (европейский), американский (мексиканский и перуанский).

3 стадии развития Ц: «зарождение», период «средней истории (оформляется культурная и политическая независимость), «расцвет» (полное развитие творческого потенциала и реализация идей свободы, справедливости, соц. и индив. благополучия).

О. Шпенглер «Закат Европы». 8 типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «апполоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская), культура майя. Каждый культурный «организм» проживает около 1000 лет. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в позднюю, окостенелую «массовую» культуру, где осуществляется переход к бездушному интеллекту, к отрицанию жизни.

А. Тойнби. «Исследование истории». Ц проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Ц – состояние общества, в котором существует меньшинство населения (элита), носители основных ценностей цивилизации. Именно наличие элиты дает возможность данному обществу быть цивилизацией, давать ответы на внешние и внутренние вызовы. Внешняя среда (экологические катастрофы, война) или внутренние противоречия делает вызов – Ц отвечает определенным образом. Ц на стадии разложения не может дать положительный ответ на вызов среды. Элита – солдаты, администраторы, священники.

П. Сорокин. Цивилизации, «культурные суперсистемы» - исторические целостности, которые характеризуются единством идей, доминирующих в мировосприятии, то есть единством представлений о природе и сущности бытия, о потребности субъектов, способах и степени их удовлетворения. Критерий разграничения типов культур – система ценностей (истина, красота, добро, их единство – польза), принятых в культуре.

3 типа культур: 1. Идеациональная культура. Сис-ма ценностей, связанная с представлениями о сверхчувственности и сверхразумности Бога. Цели и потребности: духовные. Брахманская культура Индии, культура Средневековья, буддийская культура. 2. Идеалистическая культурная система. Основывается на сверхчувственном, сверхрациональном, рациональном, сенсорном аспектах. Греческая культура V-IV вв. до н.э., культура Европы XIII-XIV вв. 3. Чувственный тип культуры. Представление о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Египетская, греко-римская, вавилонская, индуистская, китайская культуры. Есть элементы и в современной западной культуре.

Сорокин ставит под сомнение тезис о замкнутости локальных цивилизаций. Взаимодействие и взаимосвязь- основные черты цивилизаций.

Современный этап цивилизационнного развития: достижения и противоречия.

На современном этапе можно выделить следующие типы цивилизации: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, африканская, китайская, японская, латиноамериканская.

Цивилизации включают в себя региональный и локальный уровни. Региональный уровень (в состав западной Ц вкл североамериканская, французская, германская и др. локальные Ц).

На определенном этапе взаимодействия локальных Ц возникает феномен всемирной истории и начинается весьма сложный и противоречивый процесс становления единой глобальной Ц. Современно общество – целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности.

Современный Восток и Запад.

Характеристики Востока: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство. 3 модели развития стран Востока: 1) японская (Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг). Идет по западно-капиталистическому пути. Синтез трансформированных традиционных структур, норм поведения (дисциплина труда у японцев) и элементов западноевропейского образца (институты демократии, правовые стандарты); 2) индийская (Индия, Таиланд, Турция, Египет). Успешно развиваются по западноевропейскому пути, глубоко не перестраивая при этом свою традиционную внутреннюю структуру. Симбиоз элементов западного образца (многопартийность, европейский тип судопроизводства) и привычных для большинства населения традиционных устоев и норм жизни. 3) африканская. Африканские страны отличаются отставанием и кризисом. (Афганистан, Бангладеш, Лаос, Камбоджа, Бирма)

Китай, Вьетнам не входят ни в одну из моделей.

 

Западная цивилизация. (истоки – Древняя Греция). Хар-ка: частная собственность; демократические структуры; устремление ко всему новому, нетрадиционному (породило различные столкновения зап Ц и других Ц-й).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.009 с.)