Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2 подхода к периодизации истории: - линейный (стадиально-поступательный). Всемирная история как единый процесс поступательного восходящего развития человечества, выделяются определенный стадии в истории человечества. - нелинейный (цивилизационный). В человеческой истории выделяются несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою особенную, совершенно самостоятельную историю. Линейный подход: Адам Смит: 3 периода (охотничье-собирательский, землевладельческий, торгово-промышленный). Наиболее распространенное деление: древность, средние века, Новое время. В отечественной исторической науки долгое время господствовал стадиально-поступательный подход в его марксистском формационном варианте. Формация характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Общественные отношения в этом подходе делятся на материальные и идеологические. Мат. отношен ия – производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями их материальных и производственных сил. Единство производственных отношений и производительных сил характеризует для каждой формации способ производства. В условиях классового общества ядром производственных отношений являются экономические отношения между классами. На этом базисе и вырастает здание общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений – базис. Надстройка – идеологические отношения, связанные с ними взгляды, теории. Смена формаций происходит тогда, когда старые производственные отношения входят в противоречие с новыми. Переход осуществляется через социальную революцию. Нелинейный (цивилизационный) подход: Термин «цивилизация»: - как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер); - как синоним культуры (А. Тойнби); - как степень развития того или иного региона либо отдельного этоса (античная цивилизация, напр); - как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер «Закат Европы»). Общие черты всех определений цивилищации: Ц означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства. Ц не сводится к одному экономическому параметру развития общества, а вкл в себя такие моменты как культурологический, географический, духовный, обуславливая уникальность и неповторимость каждой Ц. Ц – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием этнических признаков географических рамок. Н.Я. Данилевский «Россия и Европа». «Самобытные цивилизации», культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический (или аравийский), германо-романский (европейский), американский (мексиканский и перуанский). 3 стадии развития Ц: «зарождение», период «средней истории (оформляется культурная и политическая независимость), «расцвет» (полное развитие творческого потенциала и реализация идей свободы, справедливости, соц. и индив. благополучия). О. Шпенглер «Закат Европы». 8 типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «апполоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская), культура майя. Каждый культурный «организм» проживает около 1000 лет. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в позднюю, окостенелую «массовую» культуру, где осуществляется переход к бездушному интеллекту, к отрицанию жизни. А. Тойнби. «Исследование истории». Ц проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Ц – состояние общества, в котором существует меньшинство населения (элита), носители основных ценностей цивилизации. Именно наличие элиты дает возможность данному обществу быть цивилизацией, давать ответы на внешние и внутренние вызовы. Внешняя среда (экологические катастрофы, война) или внутренние противоречия делает вызов – Ц отвечает определенным образом. Ц на стадии разложения не может дать положительный ответ на вызов среды. Элита – солдаты, администраторы, священники. П. Сорокин. Цивилизации, «культурные суперсистемы» - исторические целостности, которые характеризуются единством идей, доминирующих в мировосприятии, то есть единством представлений о природе и сущности бытия, о потребности субъектов, способах и степени их удовлетворения. Критерий разграничения типов культур – система ценностей (истина, красота, добро, их единство – польза), принятых в культуре. 3 типа культур: 1. Идеациональная культура. Сис-ма ценностей, связанная с представлениями о сверхчувственности и сверхразумности Бога. Цели и потребности: духовные. Брахманская культура Индии, культура Средневековья, буддийская культура. 2. Идеалистическая культурная система. Основывается на сверхчувственном, сверхрациональном, рациональном, сенсорном аспектах. Греческая культура V-IV вв. до н.э., культура Европы XIII-XIV вв. 3. Чувственный тип культуры. Представление о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Египетская, греко-римская, вавилонская, индуистская, китайская культуры. Есть элементы и в современной западной культуре. Сорокин ставит под сомнение тезис о замкнутости локальных цивилизаций. Взаимодействие и взаимосвязь- основные черты цивилизаций. Современный этап цивилизационнного развития: достижения и противоречия. На современном этапе можно выделить следующие типы цивилизации: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, африканская, китайская, японская, латиноамериканская. Цивилизации включают в себя региональный и локальный уровни. Региональный уровень (в состав западной Ц вкл североамериканская, французская, германская и др. локальные Ц). На определенном этапе взаимодействия локальных Ц возникает феномен всемирной истории и начинается весьма сложный и противоречивый процесс становления единой глобальной Ц. Современно общество – целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности. Современный Восток и Запад. Характеристики Востока: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство. 3 модели развития стран Востока: 1) японская (Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг). Идет по западно-капиталистическому пути. Синтез трансформированных традиционных структур, норм поведения (дисциплина труда у японцев) и элементов западноевропейского образца (институты демократии, правовые стандарты); 2) индийская (Индия, Таиланд, Турция, Египет). Успешно развиваются по западноевропейскому пути, глубоко не перестраивая при этом свою традиционную внутреннюю структуру. Симбиоз элементов западного образца (многопартийность, европейский тип судопроизводства) и привычных для большинства населения традиционных устоев и норм жизни. 3) африканская. Африканские страны отличаются отставанием и кризисом. (Афганистан, Бангладеш, Лаос, Камбоджа, Бирма) Китай, Вьетнам не входят ни в одну из моделей.
Западная цивилизация. (истоки – Древняя Греция). Хар-ка: частная собственность; демократические структуры; устремление ко всему новому, нетрадиционному (породило различные столкновения зап Ц и других Ц-й).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.009 с.) |