Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура познавательного процесса. Чувственные, рациональные и иррациональные стороны познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамках ЧУВСТВЕННОГО познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов. Остановимся более подробно на каждой из форм чувственного и рационального познания. ОЩУЩЕНИЕ является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Они являются недифференцированными и неопредмеченными впечатлениями об окружающей среде, выполняющими ориентационную и сигнальную (знаковую) функции. В процессе познания ощущение выступает как единство образа и знака. По отношению к физической природе элементарных раздражителей или элементов объекта (со стороны своей формы) ощущения представляют некоторые знаки (материальный объект, замещающий другой материальный объект). По отношению к величине раздражителей, их пространственной и временной локализации, макроструктуре объекта (со стороны содержания) они являются образом (идеальная форма материального объекта). ВОСПРИЯНИЕ представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности. Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно тоже характеризуется образно-знаковым единством. С одной стороны, чувственные впечатления, ощущения, лежащие в основе восприятия, функционируют в качестве некоторых сигналов, с другой – они складываются в определенный образ предмета. Сознание может по-разному интерпретировать одни и те же сенсорные данные, составляющие в совокупности основу восприятия. Из одной и той же их композиции оно может «вывести» различные объекты. Иначе говоря, сознание человека может ошибаться в «выборе» объекта. Однако, в большинстве случаев, этого не происходит; сознание человека воспринимает тот или иной объект адекватно. Это свойство восприятия называют константностью. Константность восприятия связана с тем, что перцепция обладает свойством строить «нечто вроде объект-гипотез», которые сопоставляются с объектными эталонами, сформировавшимися в сознании человека и закрепившимися в его памяти. Человек, таким образом, постоянно сталкивается с задачами распознавания. В процессе решения этих задач, он сравнивает имеющиеся результаты воздействия объекта на органы чувств (образы-восприятия) с эталонами и на основании этого делает выбор. Наличие такой способности дает основание говорить о своеобразном мышлении, которое называют визуальным. Кроме целостности и константности, восприятие обладает избирательностью, что проявляется в преимущественном выделении одних объектов по отношению к другим. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением, соединяя в себе чувственно-непосредственную и абстрактно-опосредованную стороны индивидуального знания. Оно имеет специфические особенности, отличающие его от восприятия: - этот чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом познания; - он отличается определенной обобщенностью, абстрактностью (он теряет отдельные детали и отдельные специфические черты самого предмета); - у этого образа может и не быть своего прообраза в реальной действительности (образ-модель, образ-цель, образ-план), в этом случае представление, называют воображением, без которого невозможен ни один вид творческой деятельности.
С воображением связано шутливое замечание английского философа и математика Уайтхеда, который писал, что одни люди ориентируются лишь на приобретение знание и не используют воображение, - это ученые сухари. Другие используют лишь воображение и не имеют знаний, - это дураки. Поэтому целью обучения должен быть «сплав» знаний и воображения. Но при этом есть риск получить сплав дурака с ученым сухарем. Все рассмотренные формы чувственного познания представляют собой противоречивое единство субъективного и объективного. Однако для глубокого и всестороннего познания вещей, отношений между ними, для понимания сути того или иного события истории, ого или иного социального феномена и т.п. одного чувственного познания оказывается недостаточно. И здесь на помощь человеку приходит РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, которое нередко называют абстрактными мышлением. Оно тесно связано со способностями человека к обобщениям и идеализациям (т.е. созданию ПОНЯТИЙ), СУЖДЕНИЯМ и УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ, другим логическим операциям. Абстрактное мышление так же, как и чувственное познание, целенаправленно и активно. Но, в отличие от чувственного, рациональное познание является волевым процессом; оно неразрывно связано с языком и имеет обобщенный характер. Для рационального, или логического, познания такой же первичной формой, как ощущение для чувственного познания, является понятие. ПОНЯТИЕ – это форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков. Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («философ). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («апейрон», «вечный двигатель»). В понятиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие – в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские). С помощью СУЖДЕНИЙ человек соотносит те или иные свойства с предметами, характеризуя последние с определенной стороны. В них он выражает мысли о существовании некоторого предмета, о тех или иных отношениях между предметами. Суждение, по сути дела, «есть не что иное, как способность мышления» (Кант). СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности. Основным элементом суждения является понятия, которые связываются между собой определенным образом, что и порождает новую структуру мысли. Сами же суждения способствуют прояснению сути ого или иного понятия. Они помогают понять понятие. Так, определяя понятие «обучение», мы можем использовать такое суждение: «Обучение есть процесс передачи и усвоения знаний согласно законам дидактики». Третьей основной формой абстрактного мышления является УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, которое представляет собой некоторую совокупность суждений, связанных между собой определенным образом. Это некоторое рассуждение, в котором есть результат – новое знание. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение. Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними, опосредованно, благодаря способности к рассуждению. Рассмотренные основные формы абстрактного мышления не исчерпывают всех форм рационального познания. В научном познании, например, существуют такие формы, как проблема, гипотеза и теория. Говоря о рациональном познании, нельзя не остановиться и на проблеме соотношения РАССУДКА и РАЗУМА. Уже в античной философии среди познавательных способностей выделяли разум как созерцательную способность, относящуюся к познанию умопостигаемых предметов, и рассудок, как способность к дискурсу, к сознательному последовательному проведению логических операций. При этом разум считался наивысшей из всех познавательных способностей, так как только он может одновременно охватить во всей целостности совокупность всех прообразом сущего и осуществить познание принципов, закономерностей, первоначал. Таким образом, разум для античных философов являлся наиболее ценным из всего, к чему причастен человек, потому что он представлял подлинную мудрость, цель стремления философа. Рассудок, в отличие от разума, дискурсивен. Он понимался, как способность последовательно связывать мысли-образы по правилам логики, и, одновременно, как способность объяснять. Рассудок опирается на исходные знаки и зависит от идеальных форм – эйдосов. Он есть познание на основе принципов. Большой вклад в изучение взаимоотношения рассудка и разума внес Кант. Он полагал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». По Канту рассудок – это способность к суждению, способность давать правила. Рассудок опирается на опыт, на материал, данный как результат чувственного познания. Из этого «материала», проводя те или иные логические операции, он выводит новые суждения, упорядочивает знания, классифицирует и систематизирует полученные из опыта данные, помогает субъекту быстрее сориентироваться в привычных ситуациях. Разум же содержит внутри себя самого источник понятий и принципов. Он не заимствует их ни у рассудка, ни у чувств. Он сам творит понятия и принципы. И если рассудок действует в пределах наличного знания, то разум прорывается за эти пределы, расширяет и углубляет знания. Выявление специфики рассудка и разума позволило Канту определить основные этапы развития интеллектуальных способностей учащихся: сначала надо научить ученика познанию общего, сформировать у него рассудок, способность устанавливать правила; затем, научить его составлять суждения, подводить особенное под общее, т.е. сформировать способность к суждению; наконец, научить его определять особенное через общее, выводить сами принципы, т.е. сформировать разум. Наличие рассудка и разума, этих двух различных, но взаимосвязанных компонента мышления, подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления, которые называют левополушарным и правополушарным. Левополушарное мышление – это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополушарное мышление – это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образностью, конкретность., целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не акцентируя сознание на логико-грамматических особенностях речи. Немаловажное значение для теории познания имеет и вопрос о соотношении чувственного и рационального, об их роли в познавательном процессе. По этому вопросу в истории философии сложились две противоположные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. Исследования последних лет (прежде всего в психологии) доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько проникают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми. Так, на уровне чувственного производятся такие операции, которые вполне можно назвать логическими. Чувственный образ связывает абстрактное, рациональное с реальным миром. Кроме того, чувственный образ является одновременно и знаком. Он замещает в сознании сам вещный предмет или его свойства. Таким образом, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС на уровне современных знаний предстает перед нами как целостная система целенаправленной, творческой, ннтерпретирующей деятельности субъекта, опосредованной знаково-символическими и предметными репрезентациями, в сжатом виде содержащими социальный и культурно-исторический опыт. Однако не всегда предмет изучения поддается изучению с точки зрения чувственной и рациональной сторон познания. В этих ситуациях в философии часто говорят об еще одной стороне познавательной деятельности – ИРРАЦИОНАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ (от лат. irrationalis – неразумное, бессознательное). Под ним понимаются обычно познавательные акты, которые не могут быть сведены к нормам строгого логического мышления и не имеют до сих пор надежного научного объяснения. Сюда могут быть отнесены такие нетрадиционные способы приобретения знаний, как интеллектуальная интуиция, мистическое откровение, медитация и т.п. Все они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению земной или небесной истины. Так, интуиция предполагает непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного (В.С.Соловьев). Мы можем днями и неделями биться над решением какой-то житейской или познавательной проблемы и не находить его. И вдруг оно приходит как бы само собой (и зачастую даже тогда, когда мы думаем совсем о другом), и мы понимаем, “видим”, что надо поступить именно так, а не иначе, открываем ключ к разгадке мучившей нас тайны и т.д. При этом интуитивные догадки знакомы каждому из нас, немало их и в истории науки. Например, изображение змеи, кусающей себя за хвост, увиденное химиком А.Кекуле, подтолкнуло его к идее циклического строения молекулы бензола. Подобным же образом может открыться божественная итсина религиозному человеку, стремящемуся постичь сверхъестественную реальность, или мистику, ищущему путем медитации смысл своего бытия в Космосе. Очевидно, что признание иррациональной компоненты в структуре познания противоречит традиционным установкам рационализма. В философии существуют разные способы преодоления этой антиномии. Один из них, рационалистический, предполагает, что она может быть снята, по крайней мере в будущем, путем научного объяснения тех познавательных актов, которые мы сегодня считаем иррациональными. Так, интуиция может быть рассмотрена как заключительная стадия логического размышления, которое скрыто в глубинах интеллекта и поэтому не осознается нами. Возможно, в этом есть значительная доля истины. Другой путь заключается в признании иррационального в самой реальности и бессилия обычного человеческого разума в традиционном познании этих явлений. Выход здесь зачастую видится в обращении к некоему “сверхрациональному”, допускающему существование единого разума – Логоса в субъекте и объекте. Еще одним участником познавательного процесса может выступать РЕФЛЕКСИЯ – размышление субъекта, направленное на осмысление и оценку своих собственных познавательных действий. Подобная критическая ориентация присуща далеко не каждому человеку, а лишь тому, кто не верит в свою непогрешимость. Рефлексия может регулировать и корректировать процуесс познания, способствуя тем самым получению достоверного знания. Поэтому познавательная деятельность субъекта лишь выиграет то того, что в ней будет присутствовать компонент рефлексивности. Итоговым компонентом процесса познания выступает НОВОЕ ЗНАНИЕ, полученное субъектом в результате практического и теоретического освоения объекта познания. В большинстве случаев оно является новым лишь для данного индивида и может быть давно известным другим. Вместе с тем результаты познания могут оказаться принципиально новыми для всего человечества и стать общезначимыми. Обычно это имеет место в научном исследовании. Таким образом, познавательная деятельность человека есть циклическое движение старого личностного знания к новому. В этом процессе взаимодействуют, работают сообща в практических и теоретических действиях субъекта самые разные компоненты познания. От их согласованности и степени развития во многом зависит успех познания. Таким образом, философская теория познания, или гносеология исходит из того, что: 1. Познание – это процесс приобретения человеком знаний о мире и о себе самом. 2. Предпосылкой познавательной деятельности является реальность мира и человека с его духовной жизнью. 3. Познание – в той или иной его форме – укоренено в самой сущности жизни, присуще всем живым существам и служит их выживанию в мире. 4. Познание реальности может быть осуществлено потому, что в познавательном взаимодействии мира и человека оба они обладают некоторыми необходимыми для этого свойствами. В зависимости от характера знания, исторического и социокультурного контекста, в котором формируется то или иное знание, соответствующих средств и методов выделяются такие формы познания, как мифологическое, религиозное, художественное и философское. Основными проблемами теории познания являются: – проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: "Познаваем ли мир?"; – проблема субъекта и объекта познания; – проблема структуры познавательного процесса; – проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; – проблема истины и ее критериев. Для классической теории познания характерны: 1. Критически обостренное отношение к знанию в обыденном смысле, к знанию, сформированному в науке данного времени, в других философских системах. 2. Высокий статус науки, ибо именно с возникновением науки Нового времени теория познания приобретает классический характер. 3. Особое привилегированное положение субъекта, который рассматривается как несомненный и неоспоримый фундамент при построении системы знания. Происходящие в последние десятилетия изменения в культуре в целом, в понимании механизмов познания и знания обусловили трансформационные повороты в теории познания. В результате сформировались специфические черты неклассической теории познания, которые выражаются в следующем: 1. Особая трактовка критического отношения к традициям, учитывающая тот факт, что познание индивида опирается на предшествующий опыт и вписывается в него. 2. Происходит расширение спектра рефлексии в теоретико-познавательных системах, что связано с пересмотром статуса науки в них. Пристальное внимание уделяется донаучным, вненаучным формам и типам знания, взаимоотношению обыденного и научного знания, изучению "жизненного мира". 3. Пересматривается понимание статуса познающего субъекта, который в отличие от классических представлений, где субъект выступал как некая непосредственная данность, не вызывающая сомнения, понимается в качестве изначально помещенного в реальный мир.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.016 с.) |