Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты неклассического типа философствования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины XIX—XX вв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки. Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования: 1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше); 2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм); 3) критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм); 4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ). Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, т. е. иррациональным, иным по своей природе. Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека — иррационализма (лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.) В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, a как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и социум. Главное, что волнует неклассическую философию — это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранять при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении. Тем самым на место субъекта классической метафизики выдвигается само существование человека. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект–субъектной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (в философии жизни, волюнтаризме), интуитивным порывам (в интуитивизме), бессознательным актам и установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (в экзистенциализме). В силу критического отношения неклассической философии к рационализму происходит, в частности, переосмысление новоевропейского рационализма, в результате чего расширяются рамки рациональности. Научную рациональность ряд исследователей начинает рассматривать лишь как одну из разновидностей множества специфических типов рациональности (вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозная, художественная и т. д.). Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте — переходе от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отношений между языком и миром, выдвигая на передний план коммуникативную роль и функцию языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм). Философия жизни А. Шопенгацэра, Фр. Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора. Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волютаризма. Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский пессимизм, причина которого в понимании трагичности существования человека, которая кроется в характере мировой воли. Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление”, ”О воле в природе”, ”О свободе человеческой воли”. В своей философии Шопенгауэра закрепил дуализм Канта, отождествив «вещь в себе” с мировой волей, а явление – с представлением о ней. Шопенгауэр понимал волю как «абсолютно свободное хотение”, не контролируемое разумом и не имеющее ни причин, ни оснований. Воля приравнивалась к «неисповедимым силам”, связанным с космической первоосновой мира. Разум, с его точки зрения, подчинен воле (рациональное следует за иррациональным). Тем самым классической философии с ее культом разума был противопоставлен волюнтаризм. Шопенгауэр исходит из понятия жизни как непрерывной борьбы между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Самое большое несчастье человека состоит в том, что он вынужден жить в обществе, в котором эгоизм становится злобой, а естественные влечения приобретают извращенную форму. Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие, так как цена го настолько велика, что лишает его всякого смысла. Шопенгауэр отрицает какую-либо моральную ценность общества, отдавая предпочтение индивидуальной этики, элементарной нравственности, основанной на чувствах, а не на философских абстракциях типа категорического императива Канта. Воспринимая мир как сострадание, человек, по мнению Шопенгауэра, должен изжить, а, следовательно, умертвить волю к жизни. Если нет желаний, - нет и воли, нет представлений, нет мира, нет сострадания. Жизнь человека превращается в ничто. Еще одна ветвь философии жизни может быть представлена работами Ницше, который понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа”. Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они следуют «стадному инстинкту” и могут лишь подчиняться. “Человеку массы” у Ницше противостоит сверхчеловек – существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе и взращенного элитой общества. Находясь вне всяких моральных норм, вне добра и зла, сверхчеловек с особой жестокостью преодолевает тотальную ложь земного мира. В соответствии с нигилистическим отношением к жизни, Ницше призывал к «переоценке ценностей”, к замене морали рабов в христианско-гуманистическом смысле моралью господ. Первая исповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие и т.п. Вторая несет искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, уверенность в лживости простого народа, ненависть к трусости и малодушию и т.п. Неоевропейскому рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие волю к власти. Он полагал, что разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, ибо имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Главной целью познания Ницше считал овладение миром, а не установление истины, которая тождественна заблуждению. Заблуждение и ложь необходимы, поскольку утешают толпу и помогают аристократам духа самоутверждаться. Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о вечном возвращении. По его мнению, космические силы имеют предел. Они способны на многие комбинации, но, в конечном счете, происходит лишь повторение того, что уже было. Следовательно, ни о каком прогрессе говорить не приходится. К философии жизни относится и учение датского философа – Серена Кьеркегора (1813-1855), которое основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Быть – это, значит, существовать”, что для Кьеркегора означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то. Серен Кьеркегор впервые сформулировал антитезу «экзистенция - ситема”, имея ввиду систему Гегеля. Основные произведения: «Или - или”, «Страх и трепет”, «Повторение”, «Понятие страха”, «Болезнь к смерти”. Существование, субъективность (по сути, - это страсть), являясь основой бытия, подчиняется законам субъективной (экзистенциальной) диалектики. Последняя рассматривается Кьеркегором как средство, с помощью которого человек проходит три качественно различные стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную. На эстетической стадии ценой отказа от обретения «истины” своего существования достигается эмоциональное наслаждение. Это приводит к тому, что человек перестает владеть собой и полностью отдается во власть влечений и страстей. Возникает неудовлетворенность жизнью и отчаяние. Этическая стадия – это стадия добродетели. Самоопределение личности осуществляется на основе морального закона, который обладает статусом категорического императива. Мотивацией поведения здесь является не влечение, а выбор, обусловленный осознанным долгом. На этой стадии отчаяние продолжает углубляться и человек все больше убеждается в том, что противоположностью греха является не добродетель, а вера. На третьей – религиозной стадии человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и тем самым приобщается к богу, подлинному существованию, в котором вера, страдание, отречение от мира есть благо. Таким образом, если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, утешая человека и давая ему надежду. Именно в этом состоит суть основополагающего тезиса религиозного экзистенциализма Кьеркегора. Философия диалектического материализма (Маркс, Энгельс). Философия диалектического материализма возникла в середине XIX века. Предпосылками ее возникновения были: экономические (промышленная революция в Европе XVIII-XIX в., означавшая переход от ручного к машинному труду); социально-политические (появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями); философские (идеи немецкой классической философии, особенно, философия Гегеля и Фейербаха); естественно-научные (открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии). К наиболее характерным чертам марксистской философии можно отнести следующие: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом. 2. Исторический процесс истолковывается с последовательно материалистических позиций как естественный, закономерный процесс. 3. Не только объясняет мир, но и разрабатывает общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений в область материально-практической деятельности людей. 4. Диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития. Марксу принадлежит открытие материалистического понимания истории. Согласно его концепции, общество развивается естественным путем от одной общественной формации – к другой. Характерные особенности каждой из этих ступеней развития определяются способом производства. Общество, где властвует товарное производство и частная собственность, порождает эксплуатацию и насилие. Его преобразование с целью уничтожения эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата в период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на коллективной собственности на орудия производства и высокой производительности труда, где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям”, и где свобода каждого человека будет условием свободы всех. Соратником Маркса был Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в Германии. В соавторстве с Марксом написал «Манифест Коммунистической партии” – первый программный документ международного коммунистического движения. Основными его философскими работами являются: «Диалектика природы”, «Анти-Дюринг”, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” и др. Вместе они разрабатывали основные идеи исторического материализма и материалистической диалектики. Большой вклад Энгельс внес в исследование проблем рабочего движения. Определенный интерес представляют его работы в области развития идеологии народного образования. В частности, он предлагал строить систему образования с учетом следующих принципов: всестороннего развития индивида, равных возможностей получения образования, коллективизма, соединения обучения с производительным трудом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.014 с.) |