Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Универсалии культуры и философские категории. Язык философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ускорение социального развития присуще современной техногенной цивилизации. Этот тип развития все больше порождает общества рисков и обострения глобальных кризисов. Заговорили об устойчивом развитии, значит, пролонгации базисных ценностей техногенной культуры. Но существует иной сценарий, который связан с изменением базисных ценностей техногенной культуры, когда постиндустриальное информационное общество рассматривается не как очередной этап техногенной цивилизации, а как переходная стадия к новому типу цивилизационного развития. Тогда следует ожидать радикального изменения базисных ценностей (смыслов мировоззренческих универсалий) техногенной культуры. Такие изменения можно интерпретировать как возможную духовную революцию, соизмеримую с той, которая произошла в эпоху Возрождения. Философия должна создать необходимые предпосылки, критически осмысливать ценности современной техногенной культуры и вырабатывать новые мировоззренческие идеи. Когда общество динамично, когда наступают переломы в социальной жизни, когда меняется образ жизни, человеческие связи и коммуникации, способы отношения к природе – вот тогда философия становится не просто абстрактным теоретическим занятием, а совершенно практическим делом.. Она нужна для того, чтобы отыскать новые основы человеческой деятельности и тем самым преодолеть кризисы, которые периодически возникают в развитии общества [11. – С.7]. М.Мамардашвили отмечал, что философия – рефлексия над предельными основаниями культуры. В.С.Степин развил мысли М.Мамардашвили, определив основания культуры как систему мировоззренческих универсалий или категорий культуры (в нашем случае – парадигмы культуры). Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра, зла и т.д. Они выступают своеобразным системообразующим фактором культуры. Существуют три основные функции в культуре и социальной жизни универсалий: 1) они обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося жизненного опыта; 2) эти же мировоззренческие универсалии усваиваются людьми в процессе обучения и воспитания и становятся категориальной структурой их сознания; 3) они же в своем сцеплении и взаимодействии задают некоторый целостный образ человеческого жизненного мира, который называется мировоззрением. Мировоззренческие универсалии определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных аспектов, состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом аспекте предстают как базисные ценности культуры. Универсалии культуры не локализованы в какой-то одной сфере культуры, они пронизывают всю культуру, проявляют себя в языке, обыденном сознании, искусстве, художественном мышлении, научном познании. Они сложны по своей содержательно-смысловой структуре. В них есть несколько уровней смысла: общечеловеческий (как своеобразный инвариант по различным культурным традициям), весьма абстрактный, фиксирующий основания любого человеческого бытия; уровень смыслов, выражающий особенности той или иной культуры соответствующей исторической эпохи; уровень, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры, репрезентирующий мировоззренческие установки личности и социальных групп (классов, сословий, кланов и т.п.). Система универсалий культуры представляет собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни. На ее основе возникает и с нею согласуется огромный массив конкретных программ человеческой жизнедеятельности, составляющих «тело» культуры – знаний, предписаний, образцов деятельности, поведения и общения, верований, ценностных ориентаций и т.п. Через посредство этих конкретных программ, которые закрепляются и транслируются в культуре в виде разнообразных семиотических систем, универсалии определяют тот или иной тип социальных связей, образ жизни, типы личности, отношение человека к природе, особенности человеческих коммуникаций. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код. Они функционируют как своеобразные гены социальных организмов. Философия – рефлексия над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Философия проблематизирует смыслы здравого ума эпохи, выявляет универсалии, выясняет их смыслы, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы. Процедуры рефлексии должны включать и конструирование новых смыслов универсалий. В.С.Степин считает, что нужно критически отнестись к традиционным смыслам мировоззренческих универсалий. Трансформация универсалий культуры в философские категории, когда создаются новые жизненные смыслы. Первоначально в виде смыслообразов, затем в процессе их дальнейшей рационализации, они превращаются в понятия предельной степени общности с относительно строгими определениями. Понятия позволяют сконструировать соответствующие теоретические идеальные объекты. Философия таким способом может открывать новые признаки категорий и затем обосновывает их, опять-таки обращаясь к анализу различных сфер культуры. Философское исследование, связанное с постановкой теоретических задач и оперированием категориями, как особыми теоретическими конструктами, позволяет выйти за рамки универсалий своей культуры и генерировать их новые смыслы. Категории философии и универсалии культуры не тождественны, хотя часто обозначаются одними и теми же терминами. 1) философское познание упрощает и схематизирует универсалии культуры; многие аспекты жизненных смыслов, особенно тем, которые связаны с эмоциональным переживанием мира, выпадают из философского анализа и отходят на задний план. 2) не все признаки, зафиксированные в определениях философских категорий, изоморфны признакам универсалий той культуры, в которой философия разрабатывала свои идеи. Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причем философия осуществляет эту работу не только в эпохи социальных кризисов, а систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем. Эти идеи включаются в поток культурной трансляции как своего рода дрейфующие гены. Занимаясь профессиональной работой, философ часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому будущему – он заранее не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи могут обрести практическую актуальность. Тогда они становятся своеобразным генератором и катализатором соответствующей публицистики, художественной критики, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, правовых идей, внедряемых в социальную практику. Новые категориальные смыслы погружаются в основания культуры. Они обрастают эмоциональным содержанием и переплавляются в новые смыслы мировоззренческих универсалий. Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Часто идеи и проблемы, сформулированные в философии, конкретизируются и видоизменяются в процессе культурной трансляции, поэтому проследить их философские истоки не всегда просто. Для этого нужен специальный анализ. Философия моделирует возможные изменения универсалий культуры как системной целостности (а именно так они функционируют в той или иной культурной традиции). Культура селективно выбирает из классических философских систем то, что ей было необходимо в тех или иных ситуациях социального развития. Неклассический подход (Хабермас) обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – деятельность и язык. То, что увидит философский разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является беспредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему, поскольку каждая такая система даже в своих прогностических компонентах детерминирована особенностями культуры своей эпохи и с силу этого ограничена. Мировоззренческие универсалии составляют основания культуры той или иной исторической эпохи. Категориальные структуры культуры обеспечивают селекцию человеческого жизненного опыта и включают его в поток культурной трансляции. Есть скрытые часто неосознаваемые жизненные смыслы, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий культуры. Они фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его осмысление и переживание. Философия не только хранилище знаний о парадигмах культуры (универсалиях культуры), и потому, так или иначе всегда обращена в прошлое; напротив того, она обращена в будущее, ее главная практическая задача – исследование перспектив, участие в разработке и экспертизе социальных и культурных проектов. Без этого философия способна превратиться в компонент замкнутой вырождающейся культуры, стать разновидностью интеллектуальной игры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.008 с.) |