Исторические типы мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки



К исторически типам мировоззрения обычно относят:

мифологическое;

религиозное;

научное (натуралистическое);

философское.

Философия и мифология. Мифологическое мировоззрение формируется в духовной жизни первобытного человека. В нем в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п.

Типичным для мифологии было следующее:

очеловечивание природы, или явный и неявный антропоморфизм (при явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище));

социоморфизм, или уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе;

символизация природы (согласно Шеллингу);

недостаточно четкое разделение субъекта и объекта, пространственных и временных отношений, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени, происхождения и сущности, природного и сверхприродного, исторического и вечного, вещественное и духовное, эмоционального и рационального;

безразличие к противоречию;

сближение объектов по вторичным чувственным качествам, на границе пространства и времени, использование объектов в качестве знаков других предметов и т.п.

Отличия мифологического мировоззрения от научных подходов:

научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении;

мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени:

все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа;

если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение;

то, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. 

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.

Функции мифологического мировоззрения:

обобщающая, в отличие от философского и научного обобщения базируется на чувственных представлений и лишено опосредований;

объясняющая;

моделирующая;

регулирующая, утверждающая принятую в данном обществе систему ценностей, норм поведения.

Формой проявления мифологии были мифы (от греч. mythos – предание, сказание, слово).

Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, “надежный” опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и ”практический”.

Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мифическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве нерасчлененного синтетического единства мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, поэтому столь сложна задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем, “классическом” эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и литература, в том числе повествовательная.

В философии появление мифов нередко связывается с формированием язычества с его родовым сознанием и культовой практикой, и они оцениваются чаще всего отрицательно как по существу чуждые истине, как помрачающие и порабощающие дух человека. Философия содействовала становлению личностного самосознания и освобождению мышления от власти мифов в целях свободного поиска истины (Логос против мифа). Неоплатонизм, однако, интерпретировал миф как символ высшей истины и примирил древнюю философию с языческим жизнепониманием. Это было отвергнуто ранним христианством.

Языком мифологии пользуются различные формы общественного сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.006 с.)